На эффективность государственного управления лесами и лесного хозяйства существенное влияние оказывают риски, связанные с повреждением лесов и потерями лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов. По многолетним наблюдениям, около 60 процентов площади погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров, 25 процентов - с погодными явлениями и 15 процентов - с вредителями и болезнями леса. Причиной свыше 70 процентов лесных пожаров является антропогенный фактор, а совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство. Наиболее проблемными в отношении горимости лесов на протяжении многих лет остаются Иркутская и Амурская области, Забайкальский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва.
Существенной проблемой комплексного противопожарного обустройства территорий является то, что обустройство земель различных категорий производится по нормативам, которые не согласуются между собой.
В целях повышения эффективности раннего обнаружения лесных пожаров требует дальнейшего развития федеральная государственная информационная система "Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства", функционирующая с использованием возможностей космической группировки спутников отечественного производства, обеспечивающих получение оперативной и актуальной информации о лесных пожарах.
Финансирование охраны лесов от пожаров за счет средств федерального бюджета в последние годы составляет в среднем 6,1 млрд. рублей, что примерно в 2 раза меньше необходимого уровня. Уменьшилось количество летных часов и, как следствие, сократилась кратность авиапатрулирования лесов. При существующем уровне финансового обеспечения доведение авиапатрулирования до нормативной кратности невозможно без перехода на эксплуатацию современных воздушных судов с низкой стоимостью летного часа, включая применение беспилотных летательных средств. На эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается снижение с 2006 года численности работников парашютно-десантной пожарной службы учреждений по авиационной охране лесов и числа воздушных судов. Удорожание стоимости работ по тушению лесных пожаров во многом обусловливается возрастающими тарифами компаний, оказывающих авиационные услуги.
Ежегодно из-за несвоевременного и недостаточного привлечения сил и средств пожаротушения, рассчитанных на малую и среднюю горимость, в ряде особо горимых многолесных местностях субъектов Российской Федерации возникают чрезвычайные ситуации в лесах. В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах в субъектах Российской Федерации при условиях высокой и чрезвычайной горимости необходимо совместное осуществление полномочий, а также осуществление на федеральном уровне полномочий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на землях лесного фонда в условиях высокой и чрезвычайной пожарной опасности в зависимости от условий погоды.
Не менее важно продолжать дальнейшие работы по повышению эффективности охраны лесов от пожаров, для этого внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом N 29-ФЗ от 18 марта 2019 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введена административная ответственность должностных лиц и лесопользователей за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров.
Федеральным законом "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривается ужесточение наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Создана межведомственная рабочая группа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по повышению эффективности выявления и тушения лесных пожаров.
В рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" продолжается дальнейшее обновление материально-технической базы лесопожарных формирований органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
В перспективе ожидается усиление рисков увеличения площадей очагов вредных организмов в лесах, а также гибели лесов от лесопатологических факторов.
Ежегодно государственный лесопатологический мониторинг проводится на землях лесного фонда дистанционным методом на площади 150 млн. гектаров и наземным методом на площади около 100 млн. гектаров. По результатам такого мониторинга осуществляются своевременное обнаружение, анализ, оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. На основании полученных сведений в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах планируются мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия и мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов.
Внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов улучшило качество и оперативность принимаемых решений в сфере защиты лесов. Введение контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью назначаемых мероприятий по защите лесов, предусмотренных актами лесопатологического обследования, повысило уровень ответственности за назначение и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению объемов мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов в лесах на территориях субъектов Российской Федерации. Требует расширения перечень средств защиты лесов от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. В целях предупреждения катастрофических повреждений лесов на значительных площадях должны быть созданы технологии прогнозирования распространения и динамики очагов наиболее опасных вредных организмов, в том числе инвазивных видов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей