6. Климатическая политика

В части реализации принципов климатической политики в лесном хозяйстве на период до 2030 года планируется реализация долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата и совершенствованию регулирования выбросов парниковых газов в лесном хозяйстве, являющихся частью стратегии долгосрочного развития национальной экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Крайне важно соблюсти баланс между обеспечением потребности общества в лесопродукции и максимально возможным сохранением лесов России.

В рамках реализации Парижского соглашения по климату выполнение мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов в результате обезлесения и деградации лесов, усилению мер по сохранению, устойчивому управлению и увеличению накопления углерода в лесах будет сводиться к следующим основным направлениям:

сохранение лесов как способ предотвращения эмиссии депонированного углерода в атмосферу и сохранения естественного потенциала экосистем по его депонированию, которое осуществляется посредством выделения защитных лесов и категорий особо защитных участков, установления соответствующего режима их использования, улучшения практик использования лесов, охраны лесов от пожаров и защиты от вредителей и болезней, а также противодействия незаконным рубкам древесины;

использование лесохозяйственных мероприятий для абсорбции углерода, в первую очередь борьба с обезлесением путем лесовосстановления и лесоразведения.

При реализации Стратегии для информационного обеспечения реализации Российской Федерацией Парижского соглашения по климату будет уделено внимание максимально полному учету поглощающей способности российских лесных экосистем с использованием космического, авиационного и других видов дистанционного мониторинга, а также повышению прозрачности и полноты учета земель лесного фонда, включая максимально полную информацию о состоянии лесных экосистем, объема выбываемых лесов в результате неуправляемой вырубки, лесных пожаров и болезней. Для подготовки международной отчетности Российской Федерации по линии Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций по изменению климата, Парижского соглашения по климату и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций планируется унифицировать прогнозные оценки баланса выбросов и поглощения парниковых газов на лесных землях Российской Федерации посредством поддержки использования международно-признаваемых прогностических моделей. В частности, целесообразно проведение реальной оценки способности лесов на территории Российской Федерации к поглощению углекислого газа. В связи с возможностью введения ограничений по закупке продукции без подтверждения углеродонейтральности странами Европейского Союза, а также в связи с обязанностями Российской Федерации, вытекающими из Парижского соглашения по климату, предлагается в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотреть нормы по реализации лесоклиматических проектов.

С учетом прогнозируемых последствий климатических изменений учеными разработаны сценарии адаптации к изменениям климата, включающие комплекс адаптационных мер по ключевым факторам уязвимости лесных экосистем.

Во исполнение принятых решений в рамках лесного планирования осуществлена привязка этих сценариев к конкретным регионам, разработаны мероприятия по сохранению экологического потенциала лесов, адаптации к изменениям климата и повышению устойчивости лесов.

Реализация национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р, направлена на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений климата и предусматривает разработку отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования.

Оценка климатических рисков и ранжирование адаптационных мероприятий, а также разработка и реализация на их основе отраслевых планов по адаптации к изменениям климата потребуют проведения целого комплекса работ, имеющих межсекторальный характер, с учетом возможностей использования лесных ресурсов в лесной промышленности, энергетике, землепользовании, сельском хозяйстве, строительстве, производстве упаковочных материалов и иных секторах экономики, включая прикладные научно-исследовательские и конструкторские работы.

Для увеличения продуктивности лесов необходимо осуществить:

смену экстенсивного вида использования земель в сельском и лесном хозяйстве на интенсивные практики землепользования с увеличением продуктивности земель и сокращением задействованных в обороте площадей;

принятие системы мер по защите природных экосистем от пожаров и изменению существующей практики лесопользования (сокращение потерь древесины при ее заготовке и обработке, увеличение площадей, на которых проводится восстановление лесов после стихийных бедствий и др.);

ускоренное воспроизводство лесов и лесовосстановление на вырубках и гарях с использованием посадочного материала улучшенного качества и оптимального породного состава;

лесоразведение в малолесных регионах, направленное на увеличение площадей противоэрозионных и полезащитных насаждений, проведение мероприятий по уходу и восстановлению существующих защитных насаждений;

включение в лесные планы субъектов Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты лесничеств и договоры о передаче лесов в пользование хозяйствующим субъектам мер по лесовосстановлению и лесоразведению, улучшению санитарного состояния и биологической устойчивости лесов, увеличению содержания углерода в результате выполнения лесохозяйственных мероприятий и снижения эмиссии парниковых газов, обусловленной природными пожарами;

наращивание вторичной переработки бумаги, картона, увеличение производства продуктов деревообработки с долгим сроком использования.