Целевое видение лесного комплекса предусматривает обеспечение внутреннего спроса России на продукцию лесного комплекса, переход от сырьевой направленности лесного комплекса к рациональному управлению лесами, ускорение социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Основные направления развития сферы лесного хозяйства предусматривают:
удовлетворение общественных потребностей в древесном сырье и других лесных ресурсах, а также в иных полезных функциях лесов;
ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социально-экономической роли лесов.
К 2030 году ожидается формирование устойчивого лесоуправления и безубыточного лесного хозяйства на основе внедрения инновационных технологий и масштабирования лучших практик использования и воспроизводства лесов, охраны и защиты лесов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, противодействия незаконным рубкам и обороту незаконно заготовленной древесины.
Основные направления развития сферы лесной промышленности предусматривают:
обеспечение роста лесной промышленности опережающими темпами относительно роста экономики в целом;
обеспечение комплексного использования лесного сырья, включая низкокачественную древесину, на базе формирования лесопромышленных кластеров вокруг целлюлозно-бумажных комбинатов;
обеспечение глубокой переработки добываемой древесины на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины;
производство целлюлозы, ориентированное в большей степени на экспорт, производство тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, ориентированное в равной степени на внутренний рынок и экспорт, производство пиломатериалов, фанерно-плитной продукции, а также продукции деревянного домостроения.
Для дальнейшего развития лесного комплекса по указанным основным направлениям предусматривается следующий комплекс мероприятий:
поддержка проектов развития перерабатывающих производств;
стимулирование спроса и развитие рынков сбыта;
своевременное проведение лесоустроительных работ;
обеспечение достоверной актуальной информации о лесных ресурсах в интенсивной (перспективной) зоне освоения лесов;
обеспечение доступности текущей сырьевой базы;
развитие кадрового, технологического и научного потенциала;
повышение доходности лесного хозяйства;
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров;
повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов через передачу на федеральный уровень полномочий по проведению на землях лесного фонда лесопатологических обследований и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов наземными и авиационными способами;
сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства;
поддержание генетического, видового, экосистемного и ландшафтного разнообразия лесов.
переход от экстенсивной модели освоения лесов к интенсивному использованию и воспроизводству лесов на основе зонально-регионального принципа;
технологическое обновление и модернизация материально-технической базы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесопромышленных производств с использованием наилучших доступных технологий;
усиление межведомственного, межрегионального взаимодействия в целях повышения пожарной, санитарной и экологической безопасности в лесах, в первую очередь превентивными и оперативными мерами.
Достижению целей Стратегии будет способствовать формирование лесопромышленных кластеров на базе новых целлюлозно-бумажных комбинатов. Очередность формирования кластеров будет зависеть от инвестиционных планов предприятий отрасли. С учетом имеющихся ограничений по сырьевой базе наиболее вероятно, что кластеры первой очереди начнут формироваться (до 2028 года) в Красноярском крае и Хабаровском крае. Во вторую очередь (до 2030 года) будут сформированы кластеры в Томской области, Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Кластеры также будут формироваться на базе имеющихся целлюлозно-бумажных комбинатов, в том числе в Иркутской области и Архангельской области, которые планируют расширить объемы производства до 2025 года.
Формирование кластеров в области деревообработки (не на базе целлюлозно-бумажных комбинатов) ожидается в Пермском крае, Кировской, Костромской и Тюменской областях. Ресурсная база указанных регионов позволяет к 2030 году сформировать в них кластеры на базе производства продукции деревообработки, в первую очередь пиломатериалов и фанеры.
Планируется реализовать мероприятия, направленные на поддержку развития рынков продукции лесного комплекса. В большей мере это касается рынков деревянного домостроения и биотоплива, у которых имеется значительный потенциал увеличения внутреннего потребления.
Перерабатывающие производства будут обеспечены соответствующей сырьевой базой. Инициатива по повышению доступности сырьевой базы направлена на интенсификацию освоения лесов, повышение собираемости макулатуры как сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и повышение доступности данных о количестве лесных ресурсов.
Предусматривается обеспечить переход к единой системе планирования заготовки древесины, ориентированной на потребности перерабатывающих производств, на основе в том числе документов лесного планирования и актуальных материалов лесоустройства.
В области лесного хозяйства необходимо предпринять меры по стимулированию рационального лесопользования, интенсификации использования и воспроизводства лесов, стимулированию многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов. В частности, будут доработаны соответствующие нормативные акты, усовершенствована структура управления лесным хозяйством, улучшена селекционная база и реализованы мероприятия по поддержке лесовосстановления и лесоустройства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей