По оценкам Рослесхоза, доля лесного комплекса в структуре валового внутреннего продукта России по итогам 2019 года составляет 0,74 процента.
Вклад лесного комплекса в бюджетную систему Российской Федерации по итогам 2019 года составил 144,6 млрд. рублей, из которых:
52.7 млрд. рублей - платежи за использование лесов;
81,2 млрд. рублей - налоги и сборы;
10.7 млрд. рублей - таможенные платежи.
Размер суммарного дохода от использования лесов (84 млрд. рублей) превышает фактические расходы на ведение лесного хозяйства за счет всех источников в целом по Российской Федерации (79,7 млрд. рублей) на 4,3 млрд. рублей.
Доходы бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов за 2019 год составили 52,7 млрд. рублей, что на 6,7 млрд. рублей больше дохода за 2018 год. В федеральный бюджет поступило 36,4 млрд. рублей, или 69 процентов общего дохода, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 16,4 млрд. рублей (31 процент общего дохода).
Наибольшая часть доходов поступила от реализации договоров аренды лесных участков - 42,2 млрд. рублей (80,1 процента общего объема полученных доходов). По договорам купли-продажи лесных насаждений поступило 0,9 млрд. рублей (1,7 процента общего объема полученных доходов), по договорам купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства - 5,65 млрд. рублей (10,7 процента общего объема полученных доходов), по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд гражданам - 1,7 млрд. рублей (3,2 процента общего объема полученных доходов), иные виды использования лесов, а также штрафы и прочие поступления - 2,25 млрд. рублей (4,3 процента общего объема полученных доходов).
Четыре вида использования лесов (заготовка древесины, рекреационная деятельность, геологическое изучение недр и строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов) формируют 94,7 процента дохода (49,7 млрд. рублей).
Самым большим источником доходов для бюджета является использование лесов для заготовки древесины. По итогам 2019 года от такого вида лесопользования поступило 34 млрд. рублей (64,7 процента общего дохода, в том числе в федеральный бюджет - 18.5 млрд. рублей, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 15.5 млрд. рублей).
Доходы бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов напрямую зависят от размера ставок платы за использование лесных ресурсов.
Средний размер ставки платы за 1 куб. метр обезличенной древесины за 2019 год по Российской Федерации составил 112 рублей. Рост по отношению к 2018 году (98,9 рубля за 1 куб. метр) - 11,7 процента.
Средний минимальный размер ставки платы за 1 куб. метр обезличенной древесины за 2019 год в целом по Российской Федерации составил 63,5 рубля. Рост по отношению к 2018 году (56,9 рубля/куб. метр) составил 10,4 процента. Во многом это связано с введенным в действие в 2018 году постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 г. N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Превышение средней ставки над минимальной ставкой по итогам 2019 года по Российской Федерации составило 76 процентов (средняя - 112 рублей/куб. метр; минимальная - 63,5 рубля/куб. метр).
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" предусмотрена возможность заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2019 года средний размер ставки платы по таким договорам составил 363,4 рубля/куб. метр, что выше среднего уровня ставки платы в 3,2 раза (112 рублей/куб. метр).
Базовым документом, утверждающим порядок определения минимального размера ставок платы за использование лесов (далее - ставки платы), является постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Ставки платы за единицу объема древесины установлены для 53 лесотаксовых районов со средней площадью около 23 млн. гектаров. Ставки платы отражают экономическую оценку так называемых "замыкающих" лесосырьевых ресурсов лесотаксового района, то есть тех ресурсов, которые замыкают баланс спроса и предложения. По большей части другие используемые ресурсы лесотаксового района имеют более высокую экономическую ценность. Ставки платы используются для определения минимальной цены предмета торга при продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений.
Наибольшую долю неналоговых доходов от использования лесов (все виды) формируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Западного федерального округа (до 25 процентов общего объема доходов от использования лесов), на втором месте в территориальной структуре объема дохода от использования лесов бюджетной системы - Сибирский федеральный округ (20 - 24 процента). Значительное место в территориальной структуре доходов занимает использование лесов в Центральном и Приволжском федеральных округах. При этом в силу низкой обеспеченности транспортной инфраструктурой доход от использования лесов в Дальневосточном федеральном округе, потенциал лесного комплекса в котором в целом очень высок, на протяжении последних лет не превышает 8 - 10 процентов общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Вследствие низкой конкуренции при передаче лесных участков в аренду и недостаточно качественной работы при организации аукционов в субъектах Российской Федерации в значительной доле случаев арендная плата устанавливается на уровне стартового размера арендной платы - стартовой цены.
Уровень средней ставки платы в структуре стоимости отдельных лесоматериалов варьируется от 2,3 процента (лесоматериалы круглые лиственных пород для производства шпона и фанеры) до 10,1 процента (древесина топливная).
Ресурсное обеспечение мероприятий развития лесного хозяйства осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", а также комплекса региональных государственных программ Российской Федерации в сфере лесного хозяйства.
В целях более точной оценки экономической эффективности использования лесов и создания механизмов экономического стимулирования лесопользования необходимо подготовить и внедрить новый подход к определению ставок платы, который бы отражал экономическую сущность рыночной цены лесных ресурсов.
Цена таких лесных ресурсов, как древесина, пищевые, технические, рекреационные и другие лесные ресурсы, должна определяться не только расходами бюджетной системы на развитие лесного хозяйства, но и рыночной ценой добытых лесных ресурсов, учитывающей издержки по их добыче.
Качественное повышение доходности лесного хозяйства также возможно посредством увеличения площадей земель лесного фонда, предоставленных в пользование, в том числе за счет многоцелевого использования лесов, а также установления цен на лесные ресурсы, учитывающих конъюнктуру рынка лесопродукции.
Одним из основных принципов совершенствования системы платежей за использование лесов может стать механизм установления платежа с учетом рыночной стоимости заготовленной древесины. Реализация такого подхода возможна по завершении модернизации Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней в части обеспечения прослеживаемости всей цепочки движения древесины от заготовки до реализации или экспорта.
В рамках указанного подхода вопрос исполнения обязательств по проведению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов лицами, использующими леса, может быть переведен в формат нескольких вариантов обеспечения, в том числе в натуральном виде, либо в виде монетизированной компенсации, при этом должно соблюдаться условие обеспечения сбалансированности площадей лесовосстановления и выбытия лесов, а также повышения уровня оплаты труда работников лесного хозяйства за счет поступления в бюджетную систему Российской Федерации дополнительных финансовых ресурсов от реализации предлагаемого подхода.
Необходимо повысить эффективность администрирования платы за использование лесов.
В целях формирования прозрачных, адекватных и соответствующих рыночной ситуации цен на лес и лесоматериалы в стратегической перспективе необходимо развивать применение биржевых механизмов торговли лесоматериалами, в том числе предусмотреть обязательную реализацию на биржевых торгах древесины, полученной в рамках выполнения мероприятий по охране и защите лесов государственными бюджетными и автономными учреждениями субъектов Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей