Наиболее распространенным видом использования лесов как по площади, так и по объему платежей в бюджетную систему остается заготовка древесины.
Около 80 процентов объема древесины по стране заготавливается арендаторами лесных участков при разных видах использования лесов. Кроме того, ежегодно образовательными учреждениями и учреждениями системы исполнения наказания на праве постоянного (бессрочного) пользования заготавливается около 2 млн. куб. метров древесины. Заготовка древесины и другие виды использования лесов осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу. Объемы заготовки древесины на арендованных участках ежегодно возрастают, но не превышают в среднем 67 процентов объемов, установленных договорами аренды.
Наибольшее количество бизнес-структур, связанных с заготовкой древесины, работает в Приволжском федеральном округе (около 1,2 тыс.), а наименьшее (менее 600) - в Уральском федеральном округе. Подавляющее количество участников рынка (3,9 тыс.) относится к мелкому бизнесу с ежегодной заготовкой древесины до 20 тыс. куб. метров, к среднему по объемам заготовки древесины (от 20 до 100 тыс. куб. метров) - более 1,1 тыс. компаний. На мелкие и средние компании приходится 44 процентов объема заготовки древесины. К крупным компаниям относится 273 компании с объемом заготовки древесины от 100 до 500 тыс. куб. метров. К очень крупным компаниям (с объемом заготовки древесины более 500 тыс. куб. метров) относятся 33 компании.
Подавляющее количество очень крупных лесозаготовительных компаний действуют на территориях Северо-Западного и Сибирского федеральных округов. Наименьшее освоение расчетной лесосеки имеют мелкие, а наибольшее - крупные компании. Наиболее продуктивные участки предоставлены очень крупным компаниям, но доля освоения расчетной лесосеки у них пока ниже, чем у средних и крупных компаний. Это связано в том числе и с тем, что ими осваиваются лесные участки, не имеющие лесной инфраструктуры (дорог, мостов и др.).
На арендаторов, осуществляющих заготовку древесины, возложены обязанности по осуществлению большинства лесохозяйственных мероприятий. Ежегодно на арендованных лесных участках выполняется комплекс работ по уходу за лесом, охране, защите и воспроизводству лесов, семеноводству и выращиванию посадочного материала, лесоустройству, таксации и отводу лесосек.
Основной прирост объема заготовки древесины обеспечивается на лесных участках, предоставленных для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено 157 проектов (действующие и завершенные) с объемом заявленных инвестиций более 644,6 млрд. рублей и необходимым объемом лесосырьевого обеспечения 102 млн. куб. метров древесины. Всего инвесторами в создание лесоперерабатывающих мощностей вложено более 480 млрд. рублей.
За время действия предусмотренного Лесным кодексом Российской Федерации механизма государственной поддержки приоритетных проектов в области освоения лесов полностью завершены 79 приоритетных инвестиционных проектов. Фактически инвесторами в создание лесоперерабатывающих мощностей вложено более 231,4 млрд. рублей (177,1 млрд. рублей в соответствии с утвержденными концепциями их реализации), что составляет 131 процент заявленных инвестиций.
Большинство проектов (68 процентов общего количества) направлено на создание и модернизацию деревообрабатывающих мощностей (строганая продукция, мебельные щиты, клееные конструкции, деревянное домостроение и др.). Однако наибольший объем инвестиций (около 53 процентов) привлекается в целлюлозно-бумажное производство, в деревообработку - 27 процентов, в производство древесных плит - 12 процентов.
На рубки в спелых и перестойных насаждениях приходится около 74 процентов общего объема заготовки древесины. Преобладающим способом рубок остаются сплошные рубки, на их долю приходится 85 процентов заготовленной древесины и 52 процента площади. Рост объемов заготовки древесины от сплошных рубок обусловлен распространением специальных средств механизации в процессах заготовки древесины, повышающих производительность труда (харвестеры, процессоры, форвардеры).
Выборочные рубки проводятся в основном по традиционным технологиям - ручным способом. Выборочные рубки наиболее распространены в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и в регионах, где преобладают защитные леса.
Особое внимание стоит уделить развитию глубокой (безотходной) переработки древесины, ее полного использования с целью недопущения оставления невывезенной мелкотоварной древесины и отходов на лесосеках для улучшения санитарной и пожарной безопасности в лесах.
С момента внедрения рыночных отношений достоверность информации об объемах заготовки древесины снижалась, что препятствовало развитию бизнеса и формировало негативный имидж лесозаготовительной деятельности. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым введены нормы по учету и контролю за заготовленной древесиной и ее оборотом, оказало положительное влияние в этой сфере.
Предусматривается, что уровень заготовки леса к 2030 году составит около 286 млн. куб. метров.
Развитие государственных информационных систем в лесном комплексе должно быть направлено на упрощение межведомственного взаимодействия, автоматизацию процессов ввода информации и предоставление аналитических сервисов для разных групп пользователей. По мере формирования системы открытых данных, снижения объема незаконных рубок, оборота незаконно заготовленной древесины и повышения качества использования лесов целесообразно отказаться от избыточной отраслевой отчетности и дублирующих систем контроля.
Для обеспечения повышенного прогнозируемого спроса на древесину в сфере заготовки следует осуществить следующие мероприятия:
выработка механизмов стимулирования развития предпринимательской деятельности (преимущественно субъектов малого и среднего бизнеса);
совершенствование правил и нормативов в отношении защитных лесов для обеспечения сырьем локальных рынков и существующих производств;
внедрение новых современных технологий при строительстве дорог и другой инфраструктуры.
Помимо этого, привлекательность организации перерабатывающих производств прямо связана с возможностью устойчивого обеспечения таких предприятий сырьем. Для этого в рамках планируемой централизации функций по лесоустройству целесообразно перейти к единой системе планирования заготовки древесины, ориентированной на потребности лесоперерабатывающих производств, на основе в том числе документов лесного планирования и актуальных материалов лесоустройства.
Такой подход позволит в упрощенном режиме осуществлять планирование размещения и развития производств (в том числе перспективных), что приведет к снижению административных издержек бизнеса.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей