Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок)
Государственный контроль (надзор) за деятельностью
саморегулируемых организаций (государственный контроль
(надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих, надзор за деятельностью
саморегулируемых организаций оценщиков, государственный
надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
кадастровых инженеров, национального объединения
саморегулируемых организаций кадастровых инженеров,
федеральный государственный надзор за деятельностью
саморегулируемых организаций операторов
электронных площадок)
Субъектами государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - национальное объединение) и саморегулируемые организации операторов электронных площадок.
31. Предметом проверок саморегулируемой организации является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных федеральными законами от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о саморегулируемых организациях), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве), от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон о кадастровой деятельности), другими федеральными законами, устанавливающими требования к деятельности саморегулируемых организаций, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций, касающиеся в том числе:
а) соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;
б) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
в) стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
г) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
д) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;
е) обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, национального объединения, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
ж) аттестации работников - членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) в случае, если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников - членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);
з) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;
и) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;
к) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации, национальному объединению органом по контролю (надзору).
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля), утвержден приказом Росреестра от 7 июня 2019 г. N П/0225 (в редакции приказа Росреестра от 23 декабря 2019 г. N П/0532).
32. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 25 декабря 2020 г. в государственных реестрах саморегулируемых организаций содержатся сведения о 79 саморегулируемых организациях, функции по контролю и надзору за которыми возложены на Росреестр (48 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 13 саморегулируемых организаций оценщиков, 3 саморегулируемые организации операторов электронных площадок, 14 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 1 национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров).
33. Данные о проведенных мероприятиях по контролю.
В отчетном периоде проведены плановые проверки в отношении одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (в первом полугодии 2019 г. - 5 организаций), 3 саморегулируемых организаций оценщиков (в первом полугодии 2019 г. - 5 организаций), одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров (в первом полугодии 2019 года проверки не проводились), по результатам которых выдано 4 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в период с 14 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г. введены ограничения на проведение плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций, контроль (надзор) деятельности которых осуществляется Росреестром.
В этой связи плановые проверки саморегулируемых организаций, проведение которых было запланировано в период с 14 апреля по 31 декабря 2020 г., не проводились.
За 9 месяцев 2020 года на основании поступивших в Росреестр и его территориальные органы 359 жалоб на действия (бездействие) саморегулируемых организаций (за 9 месяцев 2019 года - 474 жалобы) проведено 12 внеплановых проверок саморегулируемых организаций (за 9 месяцев 2019 года - 65 проверок), выдано 6 предписаний об устранении нарушений обязательных требований (за 9 месяцев 2019 года - 29 предписаний), 26 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (за 9 месяцев 2019 года - 5 предостережений).
В отчетном периоде также проведены 2 внеплановые проверки в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований (за 9 месяцев 2019 года - 4 проверки).
За 9 месяцев 2020 года по итогам проверок в отношении саморегулируемых организаций возбуждено 10 административных производств (за 9 месяцев 2019 года - 32 административных производства).
В результате проведенных плановых и внеплановых проверок выявлено 57 нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций (в первом полугодии 2019 года - 135 нарушений).
В отчетном периоде плановые и внеплановые проверки саморегулируемых организаций операторов электронных площадок не осуществлялись.
В 2020 году Росреестр в связи с неисполнением предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направил в Арбитражный суд города Москвы четыре заявления об исключении одной саморегулируемой организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, одной организации из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и двух организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков:
по иску Росреестра к Ассоциации "Межрегиональный Союз Оценщиков" об исключении сведений о ней из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков представителем Росреестра представлено ходатайство об отказе от иска в связи с фактическим исполнением ранее выданного Росреестром предписания, производство прекращено;
иск Росреестра об исключении сведений об АСРО "КИР" из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров Арбитражным судом города Москвы удовлетворен в полном объеме, на основании вступившего в законную силу решения суда сведения о данной организации исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Иски Росреестра об исключении Крымского союза профессиональных арбитражных управляющих "Эксперт" и Саморегулируемой организации ассоциации арбитражных управляющих "Синергия" из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих находятся на рассмотрении в судах различных инстанций.
Также Арбитражным судом города Москвы удовлетворено в полном объеме заявление Росреестра об исключении из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров СРО Ассоциация "КИРС" (в связи с несоответствием обязательным требованиям к минимальной численности саморегулируемой организации). На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы сведения об ассоциации исключены из данного реестра.
Типичными нарушениями обязательных требований, выявленными в 2020 году в ходе плановой и внеплановых проверок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является несоблюдение требований:
пункта 5 статьи 20 Федерального закона о банкротстве в части неосуществления контроля за соответствием членов организации обязательным условиям членства и представления в арбитражный суд кандидатур арбитражных управляющих, не соответствующих обязательным требованиям, а именно нахождение в составе членов лиц, не оплативших своевременно взнос в компенсационный фонд организации, дисквалифицированных в судебном порядке, не осуществлявших в течение трех лет профессиональную деятельность и не сдавших повторно экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих, ранее исключенных из саморегулируемых организаций за нарушения законодательства, влекущие трехгодичный запрет на осуществление профессиональной деятельности, не имеющих действующих договоров страхования ответственности;
пункта 10 статьи 24.1 Федерального закона о банкротстве в части неосуществления контроля за своевременным заключением членами обязательных договоров страхования ответственности;
пунктов 1, 2, 10 и 14 статьи 25.1 Федерального закона о банкротстве в части порядка формирования и расходования средств компенсационного фонда саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (прием в состав членов лиц, не уплативших взнос в компенсационный фонд, неразмещение средств компенсационного фонда в управляющей компании);
пунктов 3.2, 3.6, 3.8 и 3.10 Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3 июля 2015 г. N 432, при осуществлении контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности (нарушение сроков рассмотрения жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих, в том числе срока направления ответа заявителям по жалобам, нерассмотрение всех доводов жалоб, необоснованный отказ в рассмотрении жалоб);
пункта 4 статьи 45 Федерального закона о банкротстве в части срока представления в арбитражные суды, заявителю и должнику информации о соответствии кандидатур арбитражных управляющих для их утверждения в делах о банкротстве.
Типичными нарушениями обязательных требований, выявленными в 2020 году в ходе плановых и внеплановых проверок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, является несоблюдение требований:
абзаца четвертого части второй статьи 24 Федерального закона об оценочной деятельности в части нахождения в составе членов саморегулируемой организации лиц, не имеющих квалификационного аттестата;
частей первой, второй, пятой и тринадцатой статьи 24.3, частей третьей и четвертой статьи 24.4 Федерального закона об оценочной деятельности при проведении контроля за соблюдением оценщиками требований Федерального закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики (нарушение сроков рассмотрения жалоб на действия оценщиков, необоснованный отказ в осуществлении проверочных мероприятий по жалобам в отношении оценщика).
По итогам анализа результатов надзорных мероприятий в отношении саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - СРО КИ) следует констатировать, что нарушения, выражающиеся в неосуществлении контроля за деятельностью своих членов, за их соответствием обязательным условиям членства, несоблюдении правил деятельности СРО КИ и актов, утвержденных национальным объединением, выявлены практически во всех случаях проведения внеплановых проверок СРО КИ.
Также по итогам проведенных надзорных мероприятий особо следует отметить нарушения СРО КИ, допускаемые при исполнении обязанности по исключению кадастровых инженеров из СРО КИ в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом о кадастровой деятельности.
34. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах в отношении поднадзорных саморегулируемых организаций.
В 2020 году Росреестром реализовано свыше 500 мероприятий по профилактике правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:
на официальном сайте Росреестра опубликован и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля);
на официальном сайте Росреестра опубликованы и поддерживаются в актуальном состоянии тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора);
на официальном сайте Росреестра, а также в блоках региональной информации территориальных органов Росреестра опубликован перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных саморегулируемых организаций нарушений обязательных требований и рекомендации в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушения обязательных требований;
при проведении проверочных мероприятий сотрудниками Росреестра (территориальных органов Росреестра) подконтрольным субъектам разъяснялись обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок проведения контрольного мероприятия, права и обязанности подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра;
в средствах массовой информации опубликовано порядка 350 материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;
на официальном сайте Росреестра размещена информация о результатах контрольно-надзорной деятельности;
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведены 3 публичных обсуждения результатов правоприменительной практики;
проведено 23 личных приема по следующим вопросам: "организация и проведение внеплановых проверок саморегулируемых организаций", "типичные нарушения, допускаемые подконтрольными субъектами при проведении контрольных мероприятий", "порядок привлечения саморегулируемой организации к административной ответственности по результатам проведения административного расследования", "соблюдение законодательства о банкротстве", "проведение собраний кредиторов в период пандемии путем заочного голосования", "включение совместного имущества в конкурсную массу", "инвентаризация имущества при смене арбитражного управляющего", "порядок рассмотрения жалоб (обращений) на действия (бездействие) арбитражных управляющих", "банкротство физических лиц", "организация и проведение проверок, соблюдения требований законодательства при осуществлении государственного надзора (контроля)", "порядок обжалования действий арбитражных управляющих", "вопросы, возникающие при банкротстве кадастровых инженеров", "обязательность исполнения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) членами саморегулируемых арбитражных управляющих и непосредственно саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих";
в саморегулируемые организации для сведения и учета в работе направлено обобщение практики осуществления в 2019 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора) (письмо Росреестра от 7 августа 2020 г. N 07-04370/20@);
в саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение для сведения и учета в работе направлено обобщение практики осуществления в 2019 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора) (письмо Росреестра от 7 августа 2020 г. N 18-03007/20);
подконтрольным саморегулируемым организациям направлено 26 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
С целью опроса всем подконтрольным субъектам направлены анкеты и предложено оценить уровень информированности об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром; понятность обязательных требований; доступность информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на официальном сайте Росреестра работу Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов при проведении проверочных мероприятий; доступность обратной связи (взаимодействия) с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией и получения информации.
В анкетировании приняли участие 14 подконтрольных субъектов. Согласно представленным анкетам:
по показателю уровня информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром, 80% респондентов поставили оценку 100%, 20% респондентов поставили оценку 70 - 90%;
по показателю понятности обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росреестром, 60% респондентов поставили оценку 100%, 30% респондентов поставили оценку 70 - 90%, 10% респондентов поставили оценку 50 - 70%;
по показателю доступности информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на официальном сайте Росреестра, 50% респондентов поставили оценку 100%, 40% респондентов поставили оценку 70 - 90%, 10% респондентов поставили оценку 50 - 70%;
по показателю уровня работы Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов при проведении проверочных мероприятий, 70% респондентов поставили оценку 100%, 30% респондентов поставили оценку 70 - 90%;
по показателю уровня доступности обратной связи с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией, получения информации 70% респондентов поставили оценку 100%, 30% респондентов поставили оценку 70 - 90%.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей