Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 1

Утвержден

приказом Министерства науки

и высшего образования

Российской Федерации

от 18 января 2021 г. N 23

ПОРЯДОК

ПОДГОТОВКИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В РАМКАХ ОТЧЕТОВ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАУЧНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

О ПРОВЕДЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, О ПОЛУЧЕННЫХ

НАУЧНЫХ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТАХ

ЗА ОТЧЕТНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подготовки федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - Российская академия наук) заключений по результатам экспертизы научных и научно-технических результатов в рамках отчетов научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета (далее вместе - организации), о проведенных научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год, за исключением исследований в рамках государственного оборонного заказа.

2. Отчет организаций о проведенных научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год (далее - отчет), включающий в себя отчет о научно-исследовательской работе, сформированный с использованием национальных (государственных) стандартов <1>, составляется по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

--------------------------------

<1> Статьи 9, 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953).

3. Сформированные отчеты организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, представляются в Российскую академию наук этими федеральными органами исполнительной власти в порядке и сроки, устанавливаемые правовыми актами указанных органов по согласованию с Российской академией наук, а отчеты организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иных организаций, не указанных в настоящем пункте, - этими организациями в порядке и сроки, которые установлены соглашениями между этими организациями и Российской академией наук <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 5 Правил осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 (далее - Правила).

Отчеты организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, представляются в Российскую академию наук по решению таких организаций. <3>

--------------------------------

<3> Пункт 5(1) Правил.

Информация о результатах научно-исследовательских работ военного, специального и двойного назначения направляется в федеральный орган исполнительной власти и в Российскую академию наук с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите информации, содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну.

4. Российская академия наук проводит экспертизу научных и научно-технических результатов и осуществляет подготовку заключения в соответствии с критериями и на основе показателей согласно приложению N 4 к настоящему приказу в отношении организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в сроки, устанавливаемые правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Российской академией наук, а в отношении организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иных организаций, не указанных в настоящем пункте, - в сроки, устанавливаемые соглашениями между этими организациями и Российской академией наук <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 8 Правил.

Для проведения оценки научных тем, включенных в отчеты, а также экспертизы научных и научно-технических результатов Российская академия наук может привлекать экспертов в порядке, устанавливаемом локальным нормативным актом Российской академии наук <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 8(1) Правил.

5. Экспертиза научных и научно-технических результатов осуществляется Российской академией наук путем рассмотрения отчетов, размещенных в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1956; 2018, N 41, ст. 6260), или в едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 9, ст. 935; 2014, N 21, ст. 2718) <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 7 Правил.

6. По итогам проведенной экспертизы научных и научно-технических результатов Российская академия наук готовит заключение по отчетам организаций по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

В заключении Российской академии наук наряду с оценкой научной составляющей научных тем, включенных в отчет, содержится вывод о целесообразности (нецелесообразности) финансирования научных тем за счет средств федерального бюджета <7>.

--------------------------------

<7> Абзац первый пункта 10 Правил.

Для организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в заключении Российской академии наук наряду с оценкой научной составляющей научных тем, включенных в отчет, содержится вывод о целесообразности (нецелесообразности) реализации таких научных тем <8>.

--------------------------------

<8> Абзац первый пункта 10(1) Правил.

В случае нового проекта темы показатели, указанные в подпунктах "а" - "н" пункта 2 приложения N 4 к настоящему приказу, оцениваются как научный задел коллектива, который может быть использован для достижения целей, предлагаемых к разработке научных тем, в случае продолжающейся темы - как основные полученные научные и научно-технические результаты за предыдущие года (этапы).

7. Заключение Российской академии наук по отчетам направляется Российской академией наук в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, для учета при утверждении планов научных работ, государственных заданий, а в отношении организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иных организаций, не указанных в настоящем пункте, - в эти организации.

Заключения Российской академии наук по отчетам в отношении научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, направляются также в межведомственную комиссию по оценке результативности деятельности научных организаций, образованную Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1841; 2019, N 25, ст. 3252), для учета при проведении оценки результативности деятельности научных организаций <9>.

--------------------------------

<9> Пункт 9 Правил.

Заключения о результатах научно-исследовательских работ военного, специального и двойного назначения направляются в федеральный орган исполнительной власти или в Российскую академию наук с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите информации, содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну.

8. В случае если в заключении Российской академии наук содержится вывод о нецелесообразности дальнейшего финансирования научных тем, включенных в отчет, за счет средств федерального бюджета, такие научные темы могут быть скорректированы с учетом указанного заключения и повторно представлены в Российскую академию наук в соответствии с порядком проведения Российской академией наук оценки и подготовки ею заключений по проектам тематики научных исследований, включаемых в планы научных работ, проектам планов научных работ организаций, в части научной и научно-технической деятельности, утверждаемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 Правил (далее - порядок проведения оценки) <10>.

--------------------------------

<10> Пункт 10 Правил.

Российская академия наук в этом случае осуществляет рассмотрение научных тем и дает по ним заключение в соответствии с порядком проведения оценки, которое направляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, либо в организацию, представившую доработанные научные темы.

Заключение Российской академии наук, предусмотренное абзацем третьим пункта 6 настоящего Порядка, в отношении организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, носит рекомендательный характер и при наличии вывода о нецелесообразности реализации научных тем подлежит рассмотрению научным советом (ученым советом) или иным уполномоченным на решение таких вопросов коллегиальным органом организации в целях принятия решения о целесообразности (нецелесообразности) проведения научных исследований по таким научным темам <11>.

--------------------------------

<11> Абзац второй пункта 10(1) Правил.

9. В случае если федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, либо организация, представившая отчет, не согласны с заключением Российской академии наук, содержащим вывод о нецелесообразности финансирования за счет средств федерального бюджета научных тем, включенных в отчет, указанным органом или организацией на основании их письменного обращения организуется обсуждение с Российской академией наук доработки научных тем.

10. Если научные темы, по которым получено заключение, содержащее вывод о нецелесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета, не были скорректированы или после их корректировки по ним повторно получено заключение, содержащее вывод о нецелесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета, такие научные темы не подлежат финансированию на следующий финансовый год за счет средств федерального бюджета и не являются основанием для формирования и утверждения государственного задания организациям, созданным в форме бюджетных и автономных учреждений <12>.

--------------------------------

<12> Абзац второй Пункта 10 Правил.