Таблица 1

N п/п

Наименование первичного повода обращения

1.

Автотравма (ДТП)

2.

Аллергия

3.

Без сознания

4.

Беременность

5.

Боль в глазу, нарушение зрения

6.

Боль в горле

7.

Боль в грудной клетке

8.

Боль в животе

9.

Боль в ноге

10.

Боль в пояснице

11.

боль в руке

12.

Боль в ухе, нарушение слуха

13.

Взрыв

14.

Гинекология

15.

Головная боль

16.

Головокружение

17.

Зубная боль

18.

Инородное тело

19.

Кашель

20.

Констатация смерти

21.

Кормящая

22.

Кровотечение

23.

Наркомания

24.

Нарушение дефекации

25.

Нарушение мочеиспускания

26.

Нарушение ритма

27.

Новорожденный (домашние роды)

28.

Ножевое ранение

29.

Огнестрельное ранение

30.

Ожог

31.

Онкология

32.

Отморожение

33.

Отравление

34.

Падение с высоты

35.

Парализовало

36.

Плохо

37.

Плохо парализованному

38.

Повесился

39.

Повышенное артериальное давление

40.

Подавился

41.

Сбит поездом

42.

Пожар

43.

Пожелтел

44.

Пониженное артериальное давление

45.

Послеродовый период (до 42 дней)

46.

Придавило (обрушение)

47.

Психические нарушения

48.

Рвота

49.

Роды

50.

Сахарный диабет

51.

Слабость

52.

Состояние после обморока

53.

Судороги

54.

Сыпь

55.

Температура

56.

Травма

57.

Туберкулез

58.

Тяжело дышать

59.

Умирает

60.

Утонул

61.

Электротравма

Для минимизации времени опроса, а также для выявления острых заболеваний (состояний) при невыраженных клинических проявлениях, все первичные поводы обращения целесообразно объединить в группы, которые должны соответствовать следующим требованиям:

1) Группа первичных поводов обращения по факту случившегося (например, "ДТП", "пожар" и др.), при выявлении которых определяется повод для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме. При этом дополнительный опрос вызывающего абонента по вопросам, связанным с состоянием пациента, как правило, не требуется. Дополнительные вопросы могут быть направлены на установление количества пострадавших, на установление присутствия в группе пострадавших детей (для возможного направления педиатрической специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи) и т.д.

2) Группа первичных поводов обращения в связи с безусловной угрозой жизни пациента (например, "повесился", "без сознания" и др.), при выявлении которых определяется повод для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме. При этом дополнительный опрос вызывающего абонента, как правило, не требуется.

3) Группа первичных поводов обращения, где требуется применение дополнительного опроса вызывающего абонента для выявления признаков угрозы жизни пациента и определения повода для вызова скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме. Например, болевой синдром в грудной клетке давящего характера с одышкой или внезапная, интенсивная головная боль по типу "удара по голове" могут быть отнесены к поводам для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме. При этом такие состояния как болевой синдром в суставах, посттравматический болевой синдром и т.д., могут быть отнести к поводам для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме.

4) Группа первичных поводов обращения, при которых не требуется выявление признаков угрозы жизни, но необходим дополнительный опрос вызывающего абонента в целях определения необходимости оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме.

При поступлении обращения на станцию (отделение) скорой медицинской помощи медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи (далее - диспетчер) представляется, называя свою фамилию или свой персональный номер, а также называет место приема обращения - наименование соответствующей станции (отделения) скорой медицинской помощи.

После этого диспетчер задает вопрос о причине обращения (например, "Что случилось?") для выявления первичного повода обращения.

Исходя из первичного повода обращения, диспетчер может сразу выявить наличие угрозы для жизни пациента и определить повод для оказания скорой медицинской помощи в экстренной форме. При невозможности диспетчером сразу определить наличие угрозы для жизни пациента проводится дополнительный опрос вызывающего абонента, который должен соответствовать следующим основным требованиям:

1) Выявление у пациента признаков жизнеугрожающего заболевания (состояния), в частности, уточнение наличия признаков нарушения сознания, нарушения дыхания и т.д. В случае отсутствия признаков жизнеугрожающего заболевания (состояния) следующие вопросы необходимы для выявления заболевания (состояния), требующего оказания медицинской помощи в неотложной форме.

2) Возможность определения повода для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме без продолжения опроса при выявлении признаков жизнеугрожающего заболевания (состояния).

3) Возможность автоматического определения формы оказания скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденным перечнем поводов для вызова скорой медицинской помощи в зависимости от результата опроса вызывающего абонента. Тем самым исключается ошибка диспетчера в определении формы оказания скорой медицинской помощи по собственному усмотрению.

4) Доступность задаваемых вопросов для вызывающего абонента за счет использования закрытых или альтернативных вопросов, а не открытых вопросов. Отсутствие необходимости вызывающему абоненту формулировать развернутый ответ повышает эффективность опроса. В таблице 2 приведено несколько примеров таких вопросов.