III. Особенности реализации образовательных программ высшего образования

III. Особенности реализации образовательных программ

высшего образования

21. Образовательная деятельность в образовательных организациях высшего образования МЧС России осуществляется по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, а также программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

22. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Иные компоненты включаются в состав образовательной программы по решению образовательной организации МЧС России.

23. Образовательные организации МЧС России обеспечивают осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленными образовательной программой планируемыми результатами:

1) освоения образовательной программы - компетенциями выпускников, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными образовательной организацией МЧС России (в случае установления таких компетенций);

2) обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

24. Трудоемкость образовательной программы (ее части) в зачетных единицах характеризует объем образовательной программы (ее части). Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц. Объем образовательной программы, а также годовой объем образовательной программы устанавливаются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

В объем (годовой объем) образовательной программы не включаются факультативные дисциплины (модули).

При обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, годовой объем образовательной программы без учета объема отдельных дисциплин (модулей) и (или) отдельных практик, по которым результаты обучения были зачтены, не может превышать объема, установленного соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

25. Образовательная организация МЧС России самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом. Установленная образовательной организацией МЧС России величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана.

26. При реализации образовательных программ образовательная организация МЧС России при необходимости использует понятие академического часа (при продолжительности академического часа 40 или 45 минут).

27. Получение высшего образования по образовательной программе по различным формам обучения, при использовании сетевой формы реализации образовательной программы, при ускоренном обучении устанавливаются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, вне зависимости от используемых образовательной организацией МЧС России образовательных технологий.

28. В срок получения высшего образования по образовательной программе не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

29. Образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее - периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе (далее - периоды освоения модулей).

Выделение периодов обучения в рамках курсов, а также периодов освоения модулей образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

При организации образовательного процесса по семестрам или триместрам в рамках каждого курса выделяется 2 семестра или 3 триместра (в рамках курса, продолжительность которого менее 39 недель, может выделяться 1 семестр либо 1 или 2 триместра).

Образовательный процесс может осуществляться одновременно по периодам обучения в рамках курсов и периодам освоения модулей.

30. Учебный год по очной и очно-заочной формам обучения начинается 1 сентября. Образовательная организация МЧС России может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения срок начала учебного года устанавливается образовательной организацией МЧС России, если иное не установлено соответствующим федеральным образовательным стандартом.

31. Общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, составляет:

1) у студентов: при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель - не менее 7 недель и не более 10 недель, при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель - не менее 3 недель и не более 7 недель;

2) в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ) у курсантов, слушателей и адъюнктов, обучающихся по очной форме обучения: зимний каникулярный отпуск - 14 календарных дней, летний каникулярный отпуск - 30 календарных дней, включая время проезда к месту проведения отпуска и обратно.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3089; 2020, N 50, ст. 8074.

32. Сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, обучавшемуся по очной форме обучения, после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации предоставляется отпуск по окончании обучения. Предоставленный образовательной организацией МЧС России отпуск по окончании обучения засчитывается сотруднику в счет основного отпуска за текущий год <2>.

--------------------------------

<2> Часть 1 статьи 63 Федерального закона N 141-ФЗ.

33. При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе образовательная организация МЧС России обеспечивает:

1) реализацию дисциплин (модулей) посредством проведения учебных занятий (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;

2) проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

3) проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

34. Образовательная деятельность по образовательной программе проводится:

1) в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации МЧС России и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией МЧС России к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа);

2) в форме самостоятельной работы обучающихся;

3) в иных формах, определяемых образовательной организацией МЧС России.

35. Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной информационно-образовательной среде.

36. Объем контактной работы определяется образовательной программой образовательной организации МЧС России.

37. Учебные занятия по дисциплинам (модулям), промежуточная аттестация обучающихся и итоговая (государственная итоговая) аттестация обучающихся проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся, практика - в форме контактной работы и в иных формах, определяемых образовательной организацией МЧС России.

38. Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает:

1) занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками образовательной организации МЧС России и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией МЧС России к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации МЧС России и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией МЧС России к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);

2) иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации МЧС России и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией МЧС России к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемых образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

39. Образовательная организация МЧС России в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком до начала периода обучения по образовательной программе обязана сформировать расписание учебных занятий на соответствующий период обучения, проводимых в форме контактной работы.

При составлении расписаний учебных занятий образовательная организация МЧС России обязана исключить нерациональные затраты времени обучающихся с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между занятиями.

Продолжительность учебного занятия в форме контактной работы не может превышать 90 минут. При этом образовательная организация МЧС России предусматривает перерывы между учебными занятиями не менее 5 минут.

40. Для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

При проведении лабораторных работ и иных видов практических занятий учебная группа может разделяться на подгруппы.

Для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке) формируются учебные группы численностью не более 20 человек с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.

41. При проведении учебных занятий образовательная организация МЧС России обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых образовательной организацией МЧС России, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).

42. Организация образовательного процесса по образовательным программам при использовании сетевой формы реализации указанных программ, при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, осуществляется в соответствии с Особенностями и локальными нормативными актами образовательной организации МЧС России.

43. При сетевой форме реализации образовательных программ образовательная организация МЧС России в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях, участвующих в реализации образовательных программ.

44. При освоении образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное профессиональное образование и (или) обучается (обучался) по образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного профессионального образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным образовательной организацией МЧС России в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, по решению образовательной организации МЧС России осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается образовательной организацией МЧС России на основании его личного заявления.

45. При ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного профессионального образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы.

Повышение темпа освоения образовательной программы осуществляется для лиц, имеющих соответствующие способности и (или) уровень развития.

46. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценку хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик. Промежуточная аттестация обучающихся (далее - промежуточная аттестация) - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

47. Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности (не более одного года) устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации МЧС России.

Порядок проведения промежуточной аттестации включает систему оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок. Если указанная система оценивания отличается от системы оценок "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено", то образовательная организация МЧС России устанавливает правила перевода оценок, предусмотренных системой оценивания, установленной образовательной организацией МЧС России, в пятибалльную систему.

48. Обучающийся имеет право на зачет результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии) (далее - зачет результатов обучения). Зачтенные результаты обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по каждой дисциплине (модулю) и (или) практике, определенных образовательной программой, с результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и (или) практике, определенными образовательной программой, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение:

1) документов об образовании и (или) о квалификации, в том числе документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, легализованных в установленном порядке и переведенных на русский язык, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации;

2) документов об обучении, в том числе справок об обучении или о периоде обучения, документов, выданных иностранными организациями (справок, академических справок и иных документов), легализованных в установленном порядке и переведенных на русский язык, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

49. Образовательная организация МЧС России может проводить первую повторную промежуточную аттестацию и (или) вторую повторную промежуточную аттестацию в период каникул. В этом случае образовательная организация МЧС России устанавливает несколько сроков для проведения соответствующей повторной промежуточной аттестации как в период каникул, так и в период реализации дисциплин (модулей).

Повторная промежуточная аттестация не может проводиться в период проведения практики, а также в период проведения промежуточной аттестации, за исключением периода проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы в заочной форме обучения.

Время проведения повторной промежуточной аттестации не должно совпадать со временем проведения учебных занятий в форме контактной работы.

50. Лица, осваивающие образовательную программу в форме самообразования (если федеральным государственным образовательным стандартом допускается получение высшего образования по соответствующей образовательной программе в форме самообразования), а также лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, могут быть зачислены в качестве экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций в образовательную организацию МЧС России, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

После зачисления экстерна в срок, установленный образовательной организацией МЧС России, но не позднее 1 месяца с даты зачисления образовательной организацией МЧС России утверждается индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

Условия и порядок зачисления экстернов в образовательную организацию МЧС России, сроки прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации устанавливаются образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

51. Документ об образовании, предоставленный при поступлении в образовательную организацию МЧС России, выдается из личного дела лицу, окончившему обучение в образовательной организации МЧС России, выбывшему до окончания обучения из образовательной организации МЧС России, а также обучающемуся по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная образовательной организацией МЧС России копия документа об образовании.