VI. Особенности организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в образовательных организациях МЧС России
VI. Особенности организации и осуществления методической
и научной (научно-исследовательской) деятельности
в образовательных организациях МЧС России
73. Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) является одним из основных видов деятельности образовательной организации МЧС России.
74. Общее руководство планированием и организацией научной деятельности образовательной организации МЧС России осуществляет заместитель начальника образовательной организации по научной или учебной работе (при отсутствии штатной должности заместителя по научной работе).
75. Научная деятельность в образовательной организации МЧС России организуется и осуществляется с учетом базовых и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на основе перспективного и ежегодного планирования.
76. В образовательных организациях МЧС России установлены следующие виды планов научной работы: план научной работы кафедры, план научной работы учебно-научного комплекса, план научной работы научного подразделения (института, центра), план научной работы образовательной организации МЧС России. Планы научных работ разрабатываются на календарный год.
77. Основными задачами образовательных организаций МЧС России в научной деятельности являются:
1) выполнение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований в целях создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов;
2) обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших научно-технических достижений;
3) развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования разработок в производстве;
4) развитие инновационной деятельности с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;
5) организация и проведение научно-информационной работы (научные конференции, совещания, семинары, научное консультирование), а также изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы;
6) подготовка и постоянное повышение квалификации научно-педагогических кадров в соответствии с современными достижениями науки и техники;
7) расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и иными организациями зарубежных стран с целью совместной разработки научно-технической продукции;
8) создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития науки и выхода научных коллективов на рынок высокотехнологичной продукции;
9) развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования средств от приносящей доход деятельности.
78. Основными формами научной деятельности образовательных организаций МЧС России являются:
1) выполнение научно-исследовательских работ;
2) разработка монографий, учебников, учебных, учебно-методических пособий, лекций, наглядных пособий и других учебных материалов;
3) подготовка публикаций в научных периодических изданиях и научных сборниках;
4) научное редактирование и рецензирование научных и учебных изданий, научных статей;
5) организация и проведение научных и научно-практических конференций, "круглых столов", творческих конкурсов научно-технических разработок, выставок, в том числе международных, симпозиумов, совещаний, семинаров, коллоквиумов и других мероприятий конгрессно-выставочной деятельности;
6) выполнение диссертационных исследований адъюнктов, аспирантов и соискателей ученых степеней;
7) участие в исследованиях на учениях, в том числе научно-исследовательских, тренировках и в процессе выполнения плановых мероприятий и специальной подготовки, а также в ходе практической ликвидации реальных чрезвычайных ситуаций;
8) изобретательская, патентно-лицензионная и рационализаторская работа;
9) проверка выполнения проектной и рабочей документации в целях определения ее соответствия требованиям и правилам, установленным нормативными документами;
10) работы в области сертификации, информатизации, использования автоматизированных баз данных, банков технологий;
11) участие в работе координационных, диссертационных, ученых, научно-технических и методических советов научно-исследовательских и образовательных организаций МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти.
79. Подготовка научных кадров в образовательных организациях МЧС России осуществляется в аспирантуре и адъюнктуре.
Подготовка научных кадров в докторантуре направлена на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 23 октября 2017 г. N 1027 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2017 г., регистрационный N 48962) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. N 209 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2018 г., регистрационный N 50580).
Диссертация в докторантуре может быть подготовлена при наличии в образовательной организации совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по выбранной научной специальности.
Подготовка научных кадров в адъюнктуре (аспирантуре) направлена на создание адъюнктам (аспирантам) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. При отсутствии в образовательной организации совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук диссертация представляется в совет любой иной образовательной организации.
80. Для рассмотрения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и на соискание ученой степени доктора наук на базе образовательной организации МЧС России на основании разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, могут создаваться советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационные советы).
Формирование и организация работы диссертационных советов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
81. Участниками научной деятельности являются:
1) ученый совет (педагогический совет);
3) совет молодых ученых и специалистов;
4) редакционно-издательский совет;
5) учебно-научные комплексы (далее - УНК);
9) научные общества обучающихся;
11) подразделение, осуществляющее общую организацию научной деятельности (научный, научно-исследовательский, организационно-научный, научно-технический отдел (центр).
82. Структура, порядок формирования, срок полномочий и порядок деятельности участников научной деятельности определяются локальными правовыми актами образовательной организации МЧС России, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
83. Ученый совет (педагогический совет) образовательной организации МЧС России:
1) определяет основные направления научной деятельности образовательной организации МЧС России;
2) утверждает Положение о научной деятельности образовательной организации МЧС России;
3) определяет процедуры, проводит обсуждение и конкурсный отбор на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского и научного персонала;
4) заслушивает отчеты структурных подразделений образовательной организации МЧС России по научной деятельности и выносит по ним решения;
5) рассматривает вопросы о представлении к ученым званиям профессора, доцента;
6) организует периодическое заслушивание научных докладов и сообщений о достижениях ученых образовательной организации МЧС России, о научно-исследовательских работах отдельных ученых;
7) рассматривает предложения о выдвижении кандидатур из числа научно-педагогических работников образовательной организации МЧС России на присвоение званий, наград, премий по результатам научной деятельности;
8) утверждает темы докторских и кандидатских диссертаций;
9) утверждает научных руководителей и консультантов адъюнктов, докторантов и соискателей ученых степеней, проводит плановую аттестацию адъюнктов (аспирантов).
84. Научно-технический совет образовательной организации МЧС России:
1) определяет направления для среднесрочного и долгосрочного планирования научной деятельности в соответствии с базовыми и приоритетными направлениями развития науки и техники Российской Федерации, МЧС России, приоритетными направлениями научной деятельности образовательной организации МЧС России;
2) осуществляет обсуждение предложений структурных подразделений образовательной организации МЧС России и выносит решение о включении научно-исследовательских работ (далее - НИР) в План научной работы образовательной организации МЧС России;
3) принимает решение о направлении предложений для включения в План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) МЧС России;
4) анализирует и оценивает качество выполнения НИОКР, технический и научный уровень выполненных работ, их эффективность;
5) обсуждает и оценивает отчеты по выполнению НИОКР, а также отчеты по завершенным работам;
6) рассматривает и утверждает рекомендации по внедрению в учебный процесс образовательной организации МЧС России результатов научных исследований;
7) рассматривает предложения о проведении научных мероприятий;
8) заслушивает информацию о развитии научных связей с научными организациями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными научными объединениями и организациями, проектно-конструкторскими, технологическими и промышленными организациями;
9) принимает решение о выдвижении научных работ на конкурсы на соискание премии за научные и технические разработки различного уровня.
85. Совет молодых ученых и специалистов образовательной организации МЧС России:
1) определяет потребности и вносит руководству образовательной организации МЧС России предложения по повышению уровня материально-технического обеспечения научной деятельности молодых ученых и специалистов;
2) участвует в проведении отбора НИР, выполненных молодыми учеными, для представления их результатов на конференциях, семинарах, конкурсах, выставках различного уровня;
3) разрабатывает и реализует предложения по совершенствованию существующих и внедрению новых форм привлечения молодых ученых и специалистов к научной деятельности;
4) проводит информационно-разъяснительную работу о мероприятиях в рамках деятельности молодых ученых и специалистов в образовательной организации МЧС России;
5) организует и проводит на базе образовательной организации МЧС России научные конференции, семинары, "круглые столы", обсуждения, встречи, конкурсы, выставки, совещания молодых ученых и специалистов.
86. Редакционно-издательский совет образовательной организации МЧС России:
1) определяет приоритетную тематику учебных, методических, научных, а также других видов изданий, исходя из анализа обеспеченности литературой учебного процесса и других видов деятельности образовательной организации МЧС России;
2) участвует в формировании перспективных и годовых тематических планов изданий литературы в образовательной организации МЧС России;
3) проводит отбор учебных изданий для представления в Учебно-методический совет МЧС России для присвоения учебным изданиям грифа МЧС России;
4) осуществляет работу с авторами, направленную на повышение актуальности, ценности изданий для читателей в соответствии с Порядком рассмотрения на заседаниях Редакционно-издательского совета рукописей, разрабатываемым образовательной организацией МЧС России самостоятельно;
5) организует в образовательной организации МЧС России семинары и конференции по вопросам издательской деятельности, участвует в аналогичных мероприятиях в других организациях и на межведомственном уровне.
87. УНК, факультеты, институты:
1) выполняют НИОКР (в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности) по направлениям научной деятельности УНК. Внедряют результаты выполненных НИОКР в учебный процесс образовательной организации МЧС России, практику обеспечения пожарной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожаротушения;
2) организуют и проводят научные конференции, семинары, "круглые столы" по направлениям научной деятельности УНК;
3) осуществляют подготовку сборников и докладов, программ конференций, семинаров, "круглых столов" и других материалов;
4) осуществляют разработку учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов (в том числе в электронной форме), отчетов по НИОКР, монографий, статей, докладов по тематике деятельности УНК;
5) участвуют в работе научных конференций, семинаров, форумов, выставок по направлениям научной деятельности УНК;
6) рассматривают на заседаниях УНК рукописи учебных изданий (учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, учебных наглядных пособий, практикумов, задачников), учебно-методические материалы, планы научной работы и отчеты о выполнении плана научной работы УНК, отчетную научно-техническую документацию по НИОКР, отчеты адъюнктов, аспирантов и докторантов и другие материалы;
7) организуют работу научных обществ обучающихся (далее - НОО), в том числе выполнение выпускных квалификационных работ (далее - ВКР) в рамках НОО;
8) осуществляют рецензионную и экспертную проверку НИР, поступающих в УНК из других подразделений образовательной организации МЧС России, других учебных заведений и научно-исследовательских организаций по направлениям научной деятельности УНК;
9) осуществляют ознакомление сотрудников научно-исследовательских отделений и кафедр УНК с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области научной деятельности;
10) осуществляют деловое и творческое сотрудничество с подразделениями образовательных организаций МЧС России и другими образовательными и научно-исследовательскими организациями по направлениям деятельности УНК;
11) создают условия для активного привлечения обучающихся к научным исследованиям, решению актуальных проблем осуществления изобретательской и рационализаторской деятельности;
12) проводят систематический анализ зарубежных и отечественных научных исследований и разработок по вопросам, относящимся к сфере деятельности МЧС России, и внедряют современные научные достижения в повседневную деятельность;
13) организуют выполнение комплексных ВКР обучающимися, входящими в НОО подразделений УНК;
14) организуют повышение квалификации сотрудников УНК;
15) участвуют в конкурсах на соискание грантов.
88. Кафедры образовательной организации МЧС России:
1) выполняют НИОКР (в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности) в соответствии с приоритетными направлениями научных исследований МЧС России, образовательной организации МЧС России, кафедры;
2) организуют и проводят рассмотрение НИР, рецензирование и оппонирование диссертационных работ, рукописей учебников, пособий, монографий и других научных материалов. Внедряют результаты научных исследований в учебный процесс;
3) организуют научно-теоретические, научно-практические и методические конференции, семинары, участвуют в конференциях, симпозиумах, проводимых образовательной организацией МЧС России, образовательными и научно-исследовательскими организациями других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) участвуют во внутривузовских и в межвузовских конкурсах НИР и конкурсах на соискание грантов;
5) организуют (совместно с отделом кадров образовательной организации МЧС России) повышение квалификации сотрудников (работников) кафедры;
6) ходатайствуют о представлении научно-педагогических работников к присвоению ученых званий профессора, доцента, почетных званий;
7) осуществляют руководство подготовкой обучающимися ВКР, рефератов в рамках НОО;
8) осуществляют подготовку учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов;
9) создают условия для развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся, а также для формирования исследовательских способностей и совершенствования навыков исследовательского поведения обучающихся;
10) отвечают за организацию работы обучающихся, своевременное выполнение индивидуальных планов, качественное проведение диссертационных исследований.
89. Кафедры и УНК отвечают за научную подготовку и текущее руководство исследованиями адъюнктов (аспирантов) и обязаны:
1) обеспечить адъюнктов (аспирантов) рабочими местами на кафедре, УНК;
2) своевременно обсуждать и готовить материалы для утверждения на ученом (научно-техническом) совете образовательной организации тем диссертационных исследований адъюнктов (аспирантов);
3) закрепить за адъюнктами (аспирантами) квалифицированных научных руководителей;
4) в трехмесячный срок со дня зачисления в адъюнктуру (аспирантуру) утвердить индивидуальные планы подготовки адъюнктов (аспирантов), представить на утверждение ученому (научно-техническому) совету образовательной организации МЧС России темы диссертаций и кандидатуры научных руководителей;
5) заслушивать на заседаниях кафедры и (или) УНК отчеты адъюнктов (аспирантов) о выполнении индивидуального плана, по результатам которого вносить предложения о целесообразности дальнейшего обучения их в адъюнктуре (аспирантуре);
6) обеспечивать рецензирование и обсуждение диссертаций адъюнктов (аспирантов) на заседаниях кафедр и УНК, решать вопросы, связанные с назначением официальных оппонентов и ведущей организации;
7) планировать нагрузку для работы с адъюнктами (аспирантами) в соответствии с действующими нормативами;
8) разрабатывать тематические планы по соответствующим дисциплинам учебного плана подготовки адъюнктов (аспирантов);
9) подготавливать вопросы и экзаменационные билеты для проведения вступительных и кандидатских экзаменов;
10) проводить кандидатские и вступительные экзамены в адъюнктуру (аспирантуру) по соответствующей специальности в сроки, установленные образовательной организацией МЧС России;
11) осуществлять рецензирование научных рефератов для сдачи вступительных и кандидатских экзаменов.
90. Научные общества обучающихся образовательной организации МЧС России:
1) принимают участие в организации эффективной системы осуществления обучающимися научной деятельности, информировании обучающихся о событиях научной жизни как внутри образовательной организации МЧС России, так и за ее пределами (конкурсы, конференции);
2) осуществляют сотрудничество с НОО других образовательных организаций, изучают отечественный и зарубежный опыт организации НИР обучающихся с целью внедрения передовых форм и методов в свою работу;
3) осуществляют научную деятельность в соответствии с планом работы НОО на учебный год;
4) участвуют в выполнении НИР, в том числе и на конкурсной основе.
91. Основными функциями адъюнктуры (аспирантуры) являются:
1) учет и контроль работы адъюнктов (аспирантов) в соответствии с их индивидуальными учебными планами;
2) выполнение поручений руководства образовательной организации МЧС России, решений ученого совета, научно-технического совета в сфере подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
3) организация утверждения тем диссертационных исследований и научных руководителей;
4) осуществление индивидуально-воспитательной работы с адъюнктами (аспирантами).
92. Адъюнктура (аспирантура) совместно с кафедрами, факультетами и УНК:
1) осуществляет контроль за выполнением индивидуального плана научной подготовки адъюнктов (аспирантов);
2) организует участие адъюнктов (аспирантов) в научных конференциях, семинарах и других научных мероприятиях, проводимых в образовательной организации МЧС России и других образовательных организациях высшего образования.
93. В процессе работы адъюнктура (аспирантура) взаимодействует со всеми кафедрами образовательной организации МЧС России и наиболее тесно с кафедрами и УНК по соответствующим научным специальностям.
94. Подразделение, осуществляющее общую организацию научной деятельности (научный, научно-исследовательский, организационно-научный, научно-технический отдел (центр), осуществляет следующие основные функции:
1) анализ состояния и планирование научно-исследовательской работы в образовательной организации МЧС России;
2) учет проводимых научных исследований и полученных результатов;
3) организация выполнения НИР и ОКР в рамках плана НИОКР МЧС России;
4) методическое сопровождение научных исследований, проводимых кафедрами, отделами и авторскими коллективами образовательной организации МЧС России;
5) организация и координация научной деятельности обучающихся в рамках НОО;
6) организация и выполнение научных исследований по актуальным направлениям научной деятельности;
7) организация и проведение совместно с кафедрами и УНК конкурсов научно-исследовательских работ и проектов;
8) поддержание творческих связей, в т.ч. международного сотрудничества, с другими научными и образовательными организациями;
9) организация научных конференций, семинаров с последующей подготовкой сборников научных публикаций.
95. При осуществлении научной деятельности образовательная организация МЧС России:
1) осуществляет планирование научной деятельности в соответствии с Положением об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) обеспечивает выполнение планов НИР, качество проводимых исследований;
3) принимает участие в конкурсах на получение грантов (лотов), которые проводятся в рамках реализации государственных и коммерческих программ и деятельности соответствующих фондов;
4) обеспечивает интеграцию научных работ в образовательную деятельность;
5) оказывает необходимую научно-методическую помощь территориальным органам МЧС России, организациям и учреждениям МЧС России, другим федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности в практическом применении ими результатов исследований и разработок образовательной организации;
6) выполняет заказы на научные исследования и разработки в соответствии с планом НИОКР МЧС России, а также для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров;
7) осуществляет инновационную деятельность в области научных исследований, распространяет новейшие достижения науки, издает научную, учебную, методическую и справочную литературу, осуществляет выпуск научных периодических изданий, в том числе содержащих результаты научной деятельности образовательной организации МЧС России;
8) поддерживает и развивает свою научно-исследовательскую и материально-техническую базу;
9) организует и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и экспериментальные разработки в области гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, по проблемам профессионального образования;
10) организует внедрение полученных результатов в учебный процесс образовательной организации МЧС России, повседневную деятельность МЧС России;
11) разрабатывает и совершенствует локальные нормативные акты, а также методические документы, относящиеся к научной деятельности образовательной организации МЧС России;
12) организует и проводит научно-информационную работу (научно-практические конференции, конвенты, семинары, вебинары, совещания, выставки, "круглые столы"), а также изобретательскую, рационализаторскую и патентно-лицензионную работу;
13) ведет учет результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых сотрудниками (работниками) по заказу МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти;
14) проводит систематический анализ зарубежных и отечественных научных исследований и разработок по вопросам, относящимся к сфере деятельности МЧС России, осуществляет мониторинг современных научных тенденций в повседневной деятельности;
15) поддерживает научные связи и координирует совместные исследования с Российской академией наук, научными организациями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными научными объединениями и организациями, а также с научными организациями государств - участников Содружества Независимых Государств, других иностранных государств;
16) организует деятельность НОО, имеющих целью формирование их научно-исследовательских навыков, вовлечение в НИР, проводимую образовательной организацией МЧС России.
96. Интеграция образовательной и научной деятельности в образовательной организации МЧС России может осуществляться в формах:
1) проведения научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;
2) привлечения сотрудников (работников) научных организаций и иных организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, на договорной основе для участия в образовательной и (или) научно-исследовательской деятельности;
3) осуществления совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий;
4) создания лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) привлечения обучающихся к участию в НИОКР;
6) создания в образовательной организации МЧС России УНК, ориентированных на разработку и использование в учебном процессе новейших достижений науки и техники;
7) осуществления отбора на конкурсной основе и выдвижения кандидатур обучающихся, молодых ученых и специалистов, добившихся выдающихся результатов в научной деятельности, на соискание научных стипендий;
8) организации и проведения среди обучающихся конкурсов НИР, научных конференций и семинаров;
9) проведения на базе учебных и научных подразделений разнообразных форм активной учебной работы: дипломного и курсового проектирования, учебной и производственной практики;
10) участия обучающихся в деятельности НОО.
97. Все результаты выполняемых открытых НИОКР подлежат обязательному государственному учету в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации.
98. Отчеты о НИОКР, методики, программы, конструкторские и технологические проекты, другие материалы, являющиеся интеллектуальной собственностью образовательной организации МЧС России и полученные в результате выполненных ранее НИОКР, могут быть переданы другим потребителям научно-технической продукции в порядке, определенном соглашением сторон на основании законодательства Российской Федерации.
99. Результаты научной деятельности и образовательной деятельности подлежат ежегодному обсуждению на ученом совете образовательной организации высшего образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей