Актуальные вопросы см. на сайте https://minstroyrf.gov.ru/trades/voprosy-i-otvety-dlya-testirovaniya-a-takzhe-voprosy-pismennogo-ekzamena/, пройти пробное тестирование можно по адресу https://www.minstroyrf.gov.ru/expert-testing/.

Мосты и трубы

N

Вопросы

Варианты ответов

1

Что понимается под понятием "мониторинг технического состояния"?

Мониторинг технического состояния - контроль во времени физического состояния сооружения.

Мониторинг технического состояния - контроль во времени напряженно-деформированного состояния сооружения.

Мониторинг технического состояния - контроль во времени физического и напряженно-деформированного состояния инструментальными методами.

Мониторинг технического состояния - контроль длительности физического и напряженно-деформированного состояния сооружения.

Мониторинг технического состояния - контроль во времени коррозионного состояния конструкций сооружения.

Мониторинг технического состояния - контроль во времени физического и напряженно-деформированного состояния сооружения, без применения инструментальных методов.

2

В каких случаях следует применять струенаправляющие дамбы?

При пойменном расходе воды не менее 15% расчетного расхода или при средних расчетных скоростях течения воды под мостом до размыва свыше 1 м/с, а также при соответствующих ситуационных особенностях перехода (прижимных течениях, перекрытиях протоков и т.п.).

При пойменном расходе воды не менее 25% расчетного расхода или при средних расчетных скоростях течения воды под мостом до размыва свыше 5 м/с, а также при соответствующих ситуационных особенностях перехода (прижимных течениях, перекрытиях протоков и т.п.).

При пойменном расходе воды не менее 35% расчетного расхода или при средних расчетных скоростях течения воды под мостом до размыва свыше 1.5 м/с, а также при соответствующих ситуационных особенностях перехода (прижимных течениях, перекрытиях протоков и т.п.).

На мостовых переходах при необходимости регулирования направления потока и предотвращения подмывов (размывов) следует предусматривать струенаправляющие и берегоукрепительные сооружения.

Для труб и мостов на основании гидравлических расчетов следует предусматривать углубление, планировку и укрепление русел, устройства, препятствующие накоплению наносов, а также устройства для гашения скоростей протекающей воды на входе и выходе.

При использовании принципа строительства с сохранением вечной мерзлоты возведение струенаправляющих и берегоукрепительных сооружений допускается вызывать изменения состояния вечномерзлых грунтов в основании, нарушений условий протекания грунтовых вод, местных застоев воды и других значительных изменений бытового режима водотока.

3

Какие следует предусматривать водопропускные трубы?

Водопропускные трубы, как правило, следует предусматривать с входными и выходными оголовками, форма и размеры которых обеспечивают принятые в расчетах условия протекания воды и устойчивость насыпи, окружающей трубу.

Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом должно выступать из тела насыпи не менее чем на 0,5 м.

Водопропускные трубы, не следует предусматривать с входными и выходными оголовками, форма и размеры которых обеспечивают принятые в расчетах условия протекания воды и устойчивость насыпи, окружающей трубу.

Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,4 м, а сечение трубы со срезанным концом должно выступать из тела насыпи не менее чем на 0,5 м.

Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом должно выступать из тела насыпи не менее чем на 0,25 м.

Металлические гофрированные трубы допускается проектировать без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,12 м, а сечение трубы со срезанным концом должно выступать из тела насыпи не менее чем на 0,15 м.

4

При наличии каких факторов применять трубы не допускается?

Применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи.

В местах возможного образования наледи в виде исключения может быть допущено применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.

Боковые стенки трубы должны быть массивными бетонными. Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты отверстиями не менее 4 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.

Применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи. В местах возможного образования наледи в виде исключения может быть допущено применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 5 м и высотой не менее 2 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.

Применять трубы не допускается при наличии ледохода и карчехода, а также, как правило, в местах возможного возникновения селей и образования наледи. В местах возможного образования наледи в виде исключения может быть допущено применение прямоугольных железобетонных труб (шириной не менее 3 м и высотой не менее 4 м) в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.

Боковые стенки трубы должны быть массивными бетонными. Для пропуска селевых потоков следует предусматривать двухпролетные мосты отверстиями не менее 4 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.

5

Какие расстояния и из каких условий следует назначать между соседними главными фермами (балками) для вновь проектируемых мостов?

Для вновь проектируемых мостов расстояния между соседними главными фермами (балками) следует назначать из условий обеспечения осмотра, текущего содержания.

При раздельных пролетных строениях (под каждый путь или проезжую часть одного направления движения транспортных средств) расстояние в свету следует назначать не менее, м: 1,0 - между смежными главными фермами (балками) и 0,20 - между гранями плит проезжей части.

При раздельных пролетных строениях (под каждый путь или проезжую часть одного направления движения транспортных средств) расстояние в свету следует назначать не менее, м: 2,0 - между смежными главными фермами (балками) и 0,20 - между гранями плит проезжей части.

При раздельных пролетных строениях (под каждый путь или проезжую часть одного направления движения транспортных средств) расстояние в свету следует назначать не менее, м: 1,0 - между смежными главными фермами (балками) и 0,40 - между гранями плит проезжей части.

При раздельных пролетных строениях (под каждый путь или проезжую часть одного направления движения транспортных средств) расстояние в свету следует назначать не менее, м: 1,5 - между смежными главными фермами (балками) и 0,20 - между гранями плит проезжей части.

При раздельных пролетных строениях (под каждый путь или проезжую часть одного направления движения транспортных средств) расстояние в свету следует назначать не менее, м: 1,0 - между смежными главными фермами (балками) и 0,30 - между гранями плит проезжей части.

6

В зависимости от каких факторов следует определять ширину пешеходных мостов и сооружений тоннельного типа?

Ширину пешеходных мостов и сооружений тоннельного типа следует определять в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения пешеходов в час пик и принимать не менее, м: 2,25 - для мостов и 3,0 - для тоннелей (в городских условиях соответственно - 3,0 и 4,0).

Высота пешеходных тоннелей и надземных закрытых переходов должна быть не менее 2,30 м в свету.

Среднюю расчетную пропускную способность 1 м ширины следует принимать для пешеходных мостов и тоннелей - 2000 чел./ч, для лестниц - 1500 чел./ч.

Среднюю расчетную пропускную способность 1 м ширины следует принимать для пешеходных мостов и тоннелей - 3000 чел./ч, для лестниц - 1000 чел./ч.

Высота пешеходных тоннелей и надземных закрытых переходов должна быть не менее 2,80 м в свету.

Высота пешеходных тоннелей и надземных закрытых переходов должна быть не менее 3,30 м в свету.

7

Как назначается отметка низа и верха пролетных строений над наивысшим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища?

Возвышение низа пролетных строений над наивысшим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее 0,75 высоты расчетной ветровой волны с увеличением на 0,25 м.

Наименьшее возвышение низа пролетных строений при наличии наледи необходимо назначать с учетом их высоты.

Возвышение низа пролетных строений над наивысшим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее 0,75 высоты расчетной ветровой волны с увеличением на 0,25 м. Наименьшее возвышение низа пролетных строений при наличии наледи необходимо назначать с учетом их высоты. При одновременном наличии карчехода и наледных явлений возвышения, следует увеличивать не менее чем на 0,50 м. Расстояние между промежуточными опорами в свету при наличии карчехода следует назначать с учетом размеров карчей, но не менее 15,0 м, за исключением береговых пролетов мостов с отсыпными устоями.

Возвышение низа пролетных строений над наивысшим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее 0,75 высоты расчетной ветровой волны с увеличением на 0,45 м.

Расстояние между промежуточными опорами в свету при наличии карчехода следует назначать с учетом размеров карчей, но не менее 15,0 м, за исключением береговых пролетов мостов с отсыпными устоями.

Возвышение низа пролетных строений над наивысшим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее 0,65 высоты расчетной ветровой волны с уменьшением на 0,15 м.

8

По каким приборам и графическим материалам следует производить расчет мостов, труб и пойменных насыпей на воздействие водного потока?

Расчет мостов, труб и пойменных насыпей на воздействие водного потока следует производить, как правило, по гидрографам и водомерным графикам расчетных паводков.

Мосты, трубы и пойменные насыпи на железных дорогах общей сети необходимо рассчитывать по гидрографам и водомерным графикам паводков, условно именуемым наибольшими.

При отсутствии гидрографов и водомерных графиков паводков, а также в других обоснованных случаях расчет сооружений на воздействие водного потока допускается производить по максимальным расходам и соответствующим им уровням расчетных и наибольших паводков.

При наличии вблизи мостов и труб инженерных сооружений, зданий и сельскохозяйственных угодий необходимо проверить их безопасность от подтопления вследствие подпора воды перед сооружением.

Для водопропускных сооружений, расположенных вблизи некапитальных плотин, необходимо учитывать возможность прорыва этих плотин. Вопрос об усилении таких плотин или увеличении отверстий сооружений необходимо решать комплексно путем сравнения технико-экономических показателей возможных решений.

В расчетах не рекомендуется учитывать опыт водопропускной работы близкорасположенных сооружений на том же водотоке, взаимное влияние водопропускных сооружений, а также влияние на проектируемые водопропускные сооружения существующих или намечаемых к строительству гидротехнических и других речных сооружений.

9

С учетом каких параметров следует определять размеры отверстий малых мостов и труб, укрепление подмостовых русел и конусов?

Размеры отверстий малых мостов и труб, укрепление подмостовых русел и конусов следует определять по средним скоростям течения воды, допустимым для грунта русла (в том числе на входе и выходе из сооружения)

Отверстия малых мостов и труб допускается назначать с учетом аккумуляции воды у сооружения.

Уменьшение расходов воды в сооружениях вследствие учета аккумуляции возможно не более чем: в 3 раза, если размеры отверстия назначают по ливневому стоку; в 2 раза, если размеры отверстия назначают по снеговому стоку и отсутствуют ледовые и другие явления, уменьшающие размеры отверстия.

При наличии вечномерзлых грунтов аккумуляция воды у сооружений не допускается.

Уменьшение расходов воды в сооружениях вследствие учета аккумуляции возможно не более чем: в 4 раза, если размеры отверстия назначают по ливневому стоку; в 3 раза, если размеры отверстия назначают по снеговому стоку и отсутствуют ледовые и другие явления, уменьшающие размеры отверстия.

При наличии вечномерзлых грунтов аккумуляция воды у сооружений не рекомендуется.

10

Каким экологическим требованиям должны соответствовать применяемые технологические решения?

При сооружении мостов и труб следует осуществлять предусмотренные проектом разделы ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и ООС (охрана окружающей среды), меры по охране окружающей природной среды и сохранению существующего в данной местности природного баланса.

Применяемые технологические решения должны соответствовать санитарным нормам и не допускать опасного загрязнения водотока и подземных вод, заболачивания местности, образования термокарстовых, эрозионных, наледных и других вредных процессов, а также недопустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

На примыкающих территориях за пределами отведенных строительных площадок не допускаются: вырубка леса и кустарника, устройство свалок отходов, складирование материалов, повреждения дерново-растительного покрова, а также планировочные дренажно-осушительные и другие работы, не изменяющие существующий уровень грунтовых вод.

До сдачи сооружения в постоянную эксплуатацию на территории, где велись строительные работы, должны быть очищены от временных зданий и вспомогательных сооружений, убраны оставшиеся материалы и конструкции, проведена планировка поверхности грунта, выполнены предусмотренные работы по рекультивации и благоустройству территории, а также расчищены подмостовые русла и прочищены отверстия труб

После сдачи сооружения в постоянную эксплуатацию на территории, где велись строительные работы, должны быть очищены от временных зданий и вспомогательных сооружений, убраны оставшиеся материалы и конструкции, проведена планировка поверхности грунта, выполнены предусмотренные работы по рекультивации и благоустройству территории, а также расчищены подмостовые русла и прочищены отверстия труб

При сооружении мостов и труб рекомендуется предусмотренные заказчиком разделы ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и ООС (охрана окружающей среды), меры по охране окружающей природной среды и сохранению существующего в данной местности экологического баланса.

11

Как определяется рабочий горизонт воды при размещении строительной площадки и назначении конструкций вспомогательных сооружений и устройств?

При размещении строительной площадки и назначении конструкций вспомогательных сооружений и устройств за рабочий горизонт воды принимается наивысший, возможный в период выполнения работ уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 10%.

Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании принимать рабочий горизонт воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 50%.

При размещении строительной площадки и назначении конструкций вспомогательных сооружений и устройств за рабочий горизонт воды принимается наивысший, возможный в период выполнения работ уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 5%.

Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании принимать рабочий горизонт воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 70%.

При размещении строительной площадки и назначении конструкций вспомогательных сооружений и устройств за рабочий горизонт воды принимается наивысший, возможный в период выполнения работ уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 3%.

Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании принимать рабочий горизонт воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 80%.

12

Когда допускается загружение части моста, законченной в соответствии с проектом?

После составления акта о приемке законченной части моста.

Только после ее обследования.

До ее обследования.

После составления акта промежуточной приемки.

После составления акта пусконаладки.

В процессе ее обследования.

13

Что принимается за рабочий горизонт воды при размещении строительной площадки и назначении вспомогательных сооружений и устройств?

Наивысший, возможный в период выполнения работ, уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 15%;

Наивысший, возможный в период выполнения работ, уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 20%.

Наивысший, возможный в период выполнения работ, уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 10%

Наивысший уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 10%

Наивысший уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 30%

Наивысший уровень воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью превышения до 40%

14

Как следует закреплять пункты плановой и высотной геодезической основы на различных мостах?

На мостах длиной более 100 м, вантовых мостах, мостах на кривых и мостах с опорами высотой более 15 м пункты плановой и высотной геодезической основы следует закреплять с железобетонными центрами и стальными трубами с приваренными к их верхним торцам столиками для установки приборов с принудительным центрированием.

Бетонный якорь закрепления трубы должен располагаться ниже глубины сезонного промерзания грунта. На остальных мостах, трубах и на трассе подходов допускается закреплять пункты плановой геодезической разбивочной основы деревянными столбами с якорями.

На остальных мостах, трубах и на трассе подходов допускается закреплять пункты плановой геодезической разбивочной основы деревянными столбами с якорями.

На мостах длиной более 200 м, вантовых мостах, мостах на кривых и мостах с опорами высотой более 15 м пункты плановой и высотной геодезической основы следует закреплять с железобетонными центрами и стальными трубами с приваренными к их верхним торцам столиками для установки приборов с принудительным центрированием.

На мостах длиной более 100 м, вантовых мостах, мостах на кривых и мостах с опорами высотой более 25 м пункты плановой и высотной геодезической основы следует закреплять с железобетонными центрами и стальными трубами с приваренными к их верхним торцам столиками для установки приборов с принудительным центрированием.

На мостах длиной более 150 м, вантовых мостах, мостах на кривых и мостах с опорами высотой более 10 м пункты плановой и высотной геодезической основы следует закреплять с железобетонными центрами и стальными трубами с приваренными к их верхним торцам столиками для установки приборов с принудительным центрированием.

15

Как осуществляется передача заказчиком технической документации на созданную геодезическую разбивочную основу для сооружения мостов и труб и закрепленных на местности знаков?

Передача заказчиком технической документации на созданную геодезическую разбивочную основу для сооружения мостов и труб и закрепленных на местности знаков оформляется актом.

Для мостов длиной более 300 м, вантовых мостов и мостов на кривых, а также мостов с опорами высотой более 15 м к акту приемки геодезической разбивочной основы необходимо прилагать разбивочный план мостового перехода, включающий пункты планово-высотной геодезической разбивочной основы с указанием всех необходимых данных для выполнения разбивочных работ.

К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план мостового перехода с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

Для мостов длиной более 350 м, вантовых мостов и мостов на кривых, а также мостов с опорами высотой более 15 м к акту приемки геодезической разбивочной основы необходимо прилагать разбивочный план мостового перехода, включающий пункты планово-высотной геодезической разбивочной основы с указанием всех необходимых данных для выполнения разбивочных работ.

Для мостов длиной более 300 м, вантовых мостов и мостов на кривых, а также мостов с опорами высотой более 20 м к акту приемки геодезической разбивочной основы необходимо прилагать разбивочный план мостового перехода, включающий пункты планово-высотной геодезической разбивочной основы с указанием всех необходимых данных для выполнения разбивочных работ.

Для мостов длиной более 300 м, вантовых мостов и мостов на кривых, а также мостов с опорами высотой более 22 м к акту приемки геодезической разбивочной основы необходимо прилагать разбивочный план мостового перехода, включающий пункты планово-высотной геодезической разбивочной основы с указанием всех необходимых данных для выполнения разбивочных работ.

16

Как осуществляются геодезические разбивочные работы в процессе сооружения мостов и труб?

Геодезические разбивочные работы в процессе сооружения мостов и труб, разбивка и закрепление осей временных подъездных дорог, развитие (при необходимости) геодезической разбивочной основы на мостах длиной менее 300 м или с зеркалом водотока менее 100 м.

Пооперационный контроль строительно-монтажных работ должны выполняться подрядчиком. Исходными данными для разбивочных работ являются координаты и высоты пунктов геодезической разбивочной основы, принятой от заказчика.

Геодезические разбивочные работы в процессе сооружения мостов и труб, разбивка и закрепление осей временных подъездных дорог, развитие (при необходимости) геодезической разбивочной основы на мостах длиной менее 300 м или с зеркалом водотока менее 200 м.

Геодезические разбивочные работы в процессе сооружения мостов и труб, разбивка и закрепление осей временных подъездных дорог, развитие (при необходимости) геодезической разбивочной основы на мостах длиной менее 400 м или с зеркалом водотока менее 100 м.

Геодезические разбивочные работы в процессе сооружения мостов и труб, разбивка и закрепление осей временных подъездных дорог, развитие (при необходимости) геодезической разбивочной основы на мостах длиной менее 300 м или с зеркалом водотока менее 150 м.

Геодезические разбивочные работы в процессе сооружения мостов и труб, разбивка и закрепление осей временных подъездных дорог, развитие (при необходимости) геодезической разбивочной основы на мостах длиной менее 350 м или с зеркалом водотока менее 120 м.

17

Как следует проводить обследования и испытания мостов и труб и составлять на них программы?

Обследования и испытания мостов и труб следует проводить по предварительно разработанным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций.

Программы для мостов, принимаемых в эксплуатацию, должны быть согласованы с заказчиком и проектной организацией и утверждены руководителем организации-исполнителя работ.

В программах должны быть отражены общая цель и основные задачи предпринимаемых работ, приведены содержание и объемы работ по обследованию, намечены конструкции и их элементы (сечения), подвергаемые исследованию при испытаниях, указаны нагрузки для статических и динамических испытаний, определены виды и состав отчетных технических документов.

Положения программ в части определения величины испытательной нагрузки и намечаемых схем загружений должны разрабатываться на основании расчетного анализа с учетом дефектов и повреждений несущей конструкции.

Если на мосту имеется несколько одинаковых конструкций (пролетных строений, опор), испытания в полном объеме допускается проводить на одной из конструкций. Остальные конструкции могут подвергаться (выборочно) менее подробным испытаниям (измерение прогибов).

Обследования и испытания мостов и труб можно проводить по утвержденным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций. Программы для мостов, принимаемых в эксплуатацию, могут быть согласованы с заказчиком и проектной организацией и утверждены руководителем организации-исполнителя работ.

18

Может ли руководитель конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы?

Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ.

Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, определить состав и объем подготовительных работ.

Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, уточнить степень подробности осмотра конструкций и объем контрольных измерений.

Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, уточнить места установки измерительных приборов и схемы загружения моста испытательной нагрузкой.

Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, наметить наиболее рациональный порядок загружения моста при испытаниях.

Руководитель работ не может, учитывая особенности проекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ.

19

Какие мосты следует подвергать испытаниям при приемке в эксплуатацию?

Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами, вантовые, висячие, совмещенные и разводные мосты, стальные мосты - с пролетами свыше 100 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 60 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 50 м, а также пешеходные мосты.

Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большую повторяемость основных несущих элементов, а также при возникновении в процессе обследований опасений за надежность конструкций и т.д.) проводят по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатирующих организаций. Необходимость проведения испытаний в этих случаях должна быть обоснована.

Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами, вантовые, висячие, совмещенные и разводные мосты, стальные мосты - с пролетами свыше 100 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 100 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 50 м, а также пешеходные мосты.

Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами, вантовые, висячие, совмещенные и разводные мосты, стальные мосты - с пролетами свыше 150 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 80 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 50 м, а также пешеходные мосты.

Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами, вантовые, висячие, совмещенные и разводные мосты, стальные мосты - с пролетами свыше 120 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 60 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 60 м, а также пешеходные мосты.

Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами, вантовые, висячие, совмещенные и разводные мосты, стальные мосты - с пролетами свыше 110 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 80 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 80 м, а также пешеходные мосты.

20

Кем предоставляется техническая документация, необходимая для ознакомления при обследованиях и испытаниях законченных строительством мостов и труб?

Заказчиком строительства.

Организацией, осуществлявшей проектирование.

Генподрядчиком строительства.

По поручению генподрядчика строительной организацией, выполнявшей строительство.

Подрядными организациями.

Инвестором.

21

Дайте определение понятию "техническое состояние мостового сооружения"?

техническое состояние мостового сооружения - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения.

техническое состояние мостового сооружения - совокупность, характеризуемая в определенный момент времени показателями, параметрами, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на мостовое сооружение.

Техническое состояние мостового сооружения характеризуемое тем, что описывает переменные свойства мостового сооружения.

техническое состояние мостового сооружения - совокупность подверженных изменению в процессе строительства и эксплуатации свойств мостового сооружения.

техническое состояние мостового сооружения - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения, характеризуемая во времени параметрами, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на мостовое сооружение.

техническое состояние мостового сооружения - совокупность неподверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения.

22

Измерения температуры грунта в имеющихся термометрических трубках необходимо измерять при обследовании мостов, расположенных в каких условиях?

Расположенных на вечномерзлых грунтах.

Расположенных в любых климатических зонах.

Расположенных в северных районах и построенных с использованием из принципа строительства на вечномерзлых грунтах.

Рассчитанных на работу при сохранении вечной мерзлоты.

Расположенных в определенных климатических зонах.

Расположенных в суровых климатических зонах.

23

С какой целью производится обкатка мостов?

С целью измерения общих и местных перемещений и деформаций моста и его частей.

С целью выявления величин динамических воздействий, создаваемых реальными подвижными нагрузками.

С целью выявления нормального поведения конструкций под воздействием обращающихся на данной линии или дороге наиболее тяжелых эксплуатационных нагрузок.

С целью выявления нормального поведения конструкций.

С целью выявления нормального поведения конструкций под воздействием обращающихся на данной линии наиболее тяжелых эксплуатационных нагрузок.

С целью выявления нормального поведения конструкций под воздействием обращающихся на данной дороге наиболее тяжелых эксплуатационных нагрузок.

24

При испытаниях мостов, рассчитанных по предельным состояниям, усилия, возникающие в любых элементах сооружения от испытательной нагрузки, не должны быть выше какого значения?

Усилий от подвижной временной вертикальной нагрузки, принятой в проекте.

120% усилий от временной вертикальной нагрузки, принятой в проекте, с полным динамическим коэффициентом.

Усилий от временной вертикальной нагрузки, соответствующей расчетной грузоподъемности сооружения.

Усилий от подвижной временной вертикальной нагрузки, принятой в проекте, при коэффициенте надежности по нагрузке (или коэффициенте перегрузки), равном единице, и полном динамическом коэффициенте.

Усилий от подвижной временной вертикальной нагрузки, принятой в проекте, при коэффициенте надежности по нагрузке (или коэффициенте перегрузки), равном единице.

Усилий от подвижной временной вертикальной нагрузки, принятой в проекте, при полном динамическом коэффициенте.

25

В каких случаях и каким образом проводится магнитная диагностика?

Магнитная диагностика проводится в необходимых случаях и может выполняться как составная часть обследования мостового сооружения.

Магнитная диагностика проводится в необходимых случаях и может выполняться как самостоятельный вид приборных исследований.

Магнитная диагностика проводится в необходимых случаях и может выполняться как составная часть обследования мостового сооружения, либо как самостоятельный вид приборных исследований.

В случае обнаружения дефектов арматуры по результатам текущей диагностики может быть рекомендовано проведение магнитной диагностики с уменьшенной периодичностью как для всего сооружения, так и только для балок, имеющих дефекты арматуры.

Магнитная диагностика проводится в обязательном порядке.

В случае обнаружения дефектов арматуры по результатам текущей диагностики может быть рекомендовано проведение магнитной диагностики с увеличенной периодичностью как для всего сооружения, так и только для балок, имеющих дефекты арматуры.

26

Обнаруженные при обследовании мостов и труб дефекты и повреждения конструкций следует оценивать с точки зрения их влияния на какие качества?

Долговечность и эксплуатационные качества сооружения.

Несущую способность, долговечность и эксплуатационные качества сооружения.

Несущую способность и эксплуатационные качества сооружения.

Несущую способность и безопасность сооружения.

Несущую способность и экологическую безопасность сооружения.

Несущую способность и экономическую эффективность сооружения.

27

Из каких основных этапов состоит порядок проведения магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений при ее проведении, как самостоятельного вида приборных исследований?

Порядок проведения магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений при ее проведении, как самостоятельного вида приборных исследований, состоит из следующих основных этапов: - Разработка и согласование ТЗ (технического задания) на проведение работ по магнитной диагностике предварительно напряженной арматуры.

Порядок проведения магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений при ее проведении, как самостоятельного вида приборных исследований, состоит из следующих основных этапов: - Изучение технической документации на мостовое сооружение.

Порядок проведения магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений при ее проведении, как самостоятельного вида приборных исследований, состоит из следующих основных этапов: - Разработка и согласование Программы и Методики магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры.

Порядок проведения магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений при ее проведении, как самостоятельного вида приборных исследований, состоит из следующих основных этапов: - Визуальный контроль балок, подлежащих магнитной диагностике.

Порядок проведения магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений при ее проведении, как самостоятельного вида приборных исследований, состоит из следующих основных этапов: - Проведение работ по магнитной диагностике предварительно напряженной арматуры.

Порядок проведения магнитной диагностики предварительно напряженной арматуры железобетонных балок мостовых сооружений при ее проведении, как самостоятельного вида приборных исследований, состоит из следующих основных этапов: - Разработка и согласование ТЗ с заказчиком.

28

Как следует производить заблаговременную отсыпку грунта при расположении площадок для сборки пролетных строений на насыпи подхода к мосту?

При расположении площадок для сборки пролетных строений на насыпи подхода к мосту следует производить заблаговременную отсыпку грунта с тщательным послойным его уплотнением, соответствующим требованиям проекта.

СП 46.13330.2012 п. 6.6

При расположении площадок для сборки пролетных строений на насыпи подхода к мосту рекомендуется производить заблаговременную отсыпку грунта с тщательным послойным его уплотнением, соответствующим требованиям проекта.

С поверхности насыпи может быть обеспечен водоотвод. Перед каждым циклом сборки или надвижки и после каждого ливневого дождя необходимо производить нивелировку площадки и устранение возникающих деформаций.

С поверхности насыпи должен быть обеспечен водоотвод. Перед каждым циклом сборки или надвижки и после каждого ливневого дождя рекомендуется производить нивелировку площадки и устранение возникающих деформаций.

При расположении площадок для сборки пролетных строений на насыпи подхода к мосту можно не производить заблаговременную отсыпку грунта с тщательным послойным его уплотнением.

29

На какой основе и по каким правилам следует проводить магнитную диагностику мостовых сооружений?

Если степень влияния мешающих факторов на результаты магнитной диагностики не позволяет сделать однозначного вывода о состоянии напряженной арматуры балки, магнитную диагностику следует проводить на периодической основе, отслеживая динамику изменения сигналов дефектоскопа во времени.

По результатам первичной диагностики проводится только качественная оценка состояния арматуры, количественная оценка обнаруженных дефектов не проводится.

Первичную диагностику, по возможности, следует проводить во время ввода сооружения в эксплуатацию с целью записи базовых (образцовых) сигналов дефектоскопа, когда наличие коррозии арматуры практически исключено.

По результатам повторной и последующих периодических диагностик проводится количественная оценка обнаруженных дефектов на основе комплексного анализа результатов текущей и предыдущих диагностик.

Первичную диагностику, по возможности, следует проводить во время ввода сооружения в эксплуатацию с целью записи базовых (образцовых) сигналов дефектоскопа, когда наличие коррозии арматуры подтверждено.

Если степень влияния мешающих факторов на результаты магнитной диагностики не позволяет сделать однозначного вывода о состоянии напряженной арматуры балки, магнитную диагностику следует проводить на постоянной основе.

30

С учетом каких факторов принимается решение о возможности и порядке эксплуатации железобетонных балок мостов?

При обнаружении обрыва арматуры или уменьшения рабочего сечения арматуры в балках пролетных строений в результате коррозии решение о возможности и порядке эксплуатации железобетонных балок принимают после расчетов грузоподъемности пролетного строения.

При обнаружении обрыва арматуры или уменьшения рабочего сечения арматуры в балках пролетных строений в результате коррозии решение о возможности и порядке эксплуатации железобетонных балок принимают после расчетов грузоподъемности пролетного строения, отражающим значимость данного дефекта по комплексному риску.

При обнаружении обрыва арматуры или уменьшения рабочего сечения арматуры в балках пролетных строений в результате коррозии решение о возможности и порядке эксплуатации железобетонных балок принимают с учетом влияния на основные свойства и показатели технического состояния, а также отражающим качественную оценку предполагаемого ущерба от данного дефекта.

При обнаружении обрыва арматуры или уменьшения рабочего сечения арматуры в балках пролетных строений в результате коррозии решение о возможности и порядке эксплуатации железобетонных балок принимают после расчетов несущей способности пролетного строения.

При обнаружении обрыва арматуры или уменьшения рабочего сечения арматуры в балках пролетных строений в результате коррозии решение о возможности и порядке эксплуатации железобетонных балок принимают после расчетов динамической устойчивости пролетного строения.

При обнаружении обрыва арматуры или уменьшения рабочего сечения арматуры в балках пролетных строений в результате коррозии решение о возможности и порядке эксплуатации железобетонных балок принимают после расчетов коррозионной стойкости пролетного строения.

31

Какую должны иметь устойчивость плавучие мостовые краны, допускающую осуществление монтажных работ?

При скорости ветра до 5 м/с и волнении волны до 1 балла.

При скорости ветра до 12 м/с и волнении волны до 2 баллов.

При скорости ветра до 10 м/с.

При волнении волны до 2 баллов (при высоте волны до 25 см).

При скорости ветра до 15 м/с.

При волнении волны до 3 баллов.

32

Какие данные обследования мостовых сооружений должен содержать журнал дефектов?

Журнал дефектов содержит перечень обнаруженных дефектов с указанием для каждого дефекта согласно схеме контроля: - номера пролетного строения; - номера балки в пролетном строении.

Журнал дефектов содержит перечень обнаруженных дефектов с указанием для каждого дефекта согласно схеме контроля: - координаты дефекта (диапазона координат); - количественных параметров дефекта.

Журнал дефектов содержит перечень обнаруженных дефектов с указанием для каждого дефекта согласно схеме контроля: - номера пролетного строения; - номера балки в пролетном строении; - схема дефекта.

Журнал дефектов содержит перечень обнаруженных дефектов с указанием для каждого дефекта согласно схеме контроля: - номера пролетного строения; - номера балки в пролетном строении; - координаты дефекта (диапазона координат); - качественных параметров дефекта.

Журнал дефектов содержит перечень обнаруженных дефектов с указанием для каждого дефекта согласно схеме контроля: - номера пролетного строения; - номера балки в пролетном строении; - координаты дефекта (диапазона координат); - экономических параметров дефекта.

Журнал дефектов содержит перечень обнаруженных дефектов с указанием для каждого дефекта согласно схеме контроля: - номера пролетного строения; - номера балки в пролетном строении; - координаты дефекта (диапазона координат); - социологических параметров дефекта.

33

Что входит в определение понятий "длина мостового сооружения" и "классификации мостовых сооружений по длине"?

Длина мостового сооружения: Расстояние, измеренное по оси сооружения, между точками пересечения линий, соединяющих концы открылков крайних опор или других видимых конструктивных элементов опор.

Длина мостового сооружения: Расстояние, измеренное по оси сооружения, между точками пересечения линий, соединяющих концы видимых конструктивных элементов опор.

Длина мостового сооружения: Расстояние, измеренное по оси сооружения, между точками пересечения линий, соединяющих концы пролетного строения с осью мостового сооружения, без учета переходных плит.

По длине мостовые сооружения подразделяются на малые - длиной до 25 м, средние - длиной более 25 м до 100 м и большие - длиной более 100 м или имеющие пролет длиной более 60 м.

По длине мостовые сооружения подразделяются на малые - длиной до 15 м, средние - длиной более 25 м до 100 м и большие - длиной более 100 м или имеющие пролет длиной более 60 м.

По длине мостовые сооружения подразделяются на малые - длиной до 25 м, средние - длиной более 25 м до 100 м и большие - длиной более 150 м или имеющие пролет длиной более 60 м.

34

Какие уровни ответственности и их параметры установлены для мостовых сооружений?

В зависимости от экономических, социальных и экологических последствий при повреждении или разрушении мостовых сооружений устанавливается два уровня ответственности.

В зависимости от экономических, социальных и экологических последствий при повреждении или разрушении мостовых сооружений устанавливается минимальные значения коэффициентов надежности по ответственности.

Уровень ответственности - I - повышенный Характеристика сооружения-Мостовые сооружения с пролетами длиной 200 м и более Минимальные значения коэффициентов надежности по ответственности - 1,1.

Уровень ответственности - II - нормальный Характеристика сооружения-Мостовые сооружения с пролетами длиной менее 200 м Минимальные значения коэффициентов надежности по ответственности - 1,0.

Уровень ответственности - I - повышенный Характеристика сооружения-Мостовые сооружения с пролетами длиной 250 м и более Минимальные значения коэффициентов надежности по ответственности - более 1,4.

Уровень ответственности - II - нормальный Характеристика сооружения-Мостовые сооружения с пролетами длиной менее 100 м Минимальные значения коэффициентов надежности по ответственности - 1,2.

35

Кто должен принимать решение о возможности использования элементов при фактических отклонениях свайных фундаментов от проектного положения, превышающих предельно допускаемые значения?

Организация, проектировавшая фундаменты.

Специальная мостостроительная организация.

Комиссия во главе с главным инженером, созданная в строительной организации для решения данного вопроса.

Организация, проектировавшая безростверковые опоры.

Заказчик.

Подрядчик.

36

Какие следует учитывать параметры при выборе места мостового перехода через судоходные реки?

При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует: - мостовые переходы располагать перпендикулярно течению воды (с косиной не более 10°) на прямолинейных участках с устойчивым руслом, в местах с неширокой малозатопляемой поймой, удаленных от перекатов на расстояние не менее 1,5 длины расчетного судового или плотового состава.

При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует: - середину судоходных пролетов совмещать с осью соответствующего судового хода, учитывая возможные русловые переформирования.

При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует: - мостовые переходы располагать перпендикулярно течению воды (с косиной не более 10°) на прямолинейных участках с устойчивым руслом, в местах с неширокой малозатопляемой поймой, удаленных от перекатов на расстояние не менее 1,5 длины расчетного судового или плотового состава; - середину судоходных пролетов совмещать с осью соответствующего судового хода, учитывая возможные русловые переформирования; - обеспечивать взаимопараллельность оси судового хода, направления течения воды и плоскостей опор, обращенных в сторону судоходных пролетов; - не допускать отклонения между направлениями судового хода и течения реки более 10°; - не допускать увеличения скорости течения воды в русле при расчетном судоходном уровне, вызванного строительством мостового перехода, свыше 20% при скорости течения воды в естественных условиях до 2 м/с и 10% - при скорости свыше 2,4 м/с (при скорости течения воды в естественных условиях от 2,0 до 2,4 м/стпроцент допускаемого увеличения средней скорости следует определять по интерполяции).

При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует: - обеспечивать взаимопараллельность оси судового хода, направления течения воды и плоскостей опор, обращенных в сторону судоходных пролетов; - не допускать отклонения между направлениями судового хода и течения реки более 10°.

При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует: - не допускать увеличения скорости течения воды в русле при расчетном судоходном уровне, вызванного строительством мостового перехода, свыше 20% при скорости течения воды в естественных условиях до 2 м/с и 10% - при скорости свыше 2,4 м/с (при скорости течения воды в естественных условиях от 2,0 до 2,4 м/с процент допускаемого увеличения средней скорости следует определять по интерполяции).

При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует: - мостовые переходы располагать перпендикулярно течению воды (с косиной не более 20°) на прямолинейных участках с устойчивым руслом, в местах с неширокой малозатопляемой поймой, удаленных от перекатов на расстояние не менее 1,8 длины расчетного судового или плотового состава.

37

С учетом каких факторов следует определять число и размеры мостов на пересечении водотока?

Число и размеры мостов на пересечении водотока следует определять на основе результатов инженерных изысканий, гидрологических и гидравлических расчетов.

Мосты следует располагать так, чтобы вызванное их строительством и эксплуатацией изменение гидрологических условий не нарушало хозяйственных интересов местного населения, промышленных и других предприятий и организаций.

Пропуск вод нескольких водотоков через отверстие одного моста должен быть обоснован, а при наличии селевого стока, лессовых грунтов и возможности образования наледи - не допускается.

Мосты следует располагать так, чтобы вызванное их строительством и эксплуатацией изменение гидрологических условий не вызывало необратимых нарушений экологической среды в районе расположения моста.

Пропуск вод нескольких водотоков через отверстие одного моста должен быть обоснован, а при наличии селевого стока, лессовых грунтов и возможности образования наледи - допускается при определенных условиях.

Пропуск вод нескольких водотоков через отверстие одного моста должен быть обоснован, а при наличии селевого стока, лессовых грунтов и возможности образования наледи - не рекомендуется.

38

На каких участках дороги могут располагаться малые и средние мостовые сооружения?

Малые и средние мостовые сооружения могут располагаться на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги.

Малые и средние мостовые сооружения могут располагаться на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги. Продольный уклон проезжей части больших мостовых сооружений должен быть не более: - 30 - для сооружений вне населенных пунктов.

Малые и средние мостовые сооружения могут располагаться на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги. Продольный уклон проезжей части больших мостовых сооружений должен быть не более: - 60 - для сооружений в населенных пунктах.

Малые и средние мостовые сооружения могут располагаться на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги. Продольный уклон проезжей части больших мостовых сооружений должен быть не более: -20 - для мостов с деревянным настилом.

Малые и средние мостовые сооружения могут располагаться на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги. Продольный уклон проезжей части больших мостовых сооружений должен быть не более: - 80 - для мостов в горной местности.

При специальном обосновании продольный уклон проезжей части мостовых сооружений, расположенных в населенных пунктах, может быть увеличен до 90.

39

С учетом каких факторов производится расчет мостов на воздействие водного потока?

При отсутствии гидрографов и водомерных графиков паводков, а также в других обоснованных случаях, расчет мостов на воздействие водного потока допускается производить по максимальным расходам и соответствующим им уровням расчетных паводков.

В расчетах следует учитывать опыт водопропускной работы близко расположенных сооружений на том же водотоке, влияние водопропускных сооружений одного на другое, а также влияние на проектируемый мост существующих или намечаемых к строительству гидротехнических и других речных сооружений.

При наличии вблизи мостов инженерных сооружений, зданий и сельскохозяйственных угодий должна обеспечиваться безопасность их от подтопления из-за подпора воды перед мостом.

При проектировании мостов, расположенных вблизи некапитальных плотин, необходимо учитывать возможность прорыва этих плотин.

Вопрос об усилении таких плотин или увеличении отверстий мостов необходимо решать комплексно путем сравнения технико-экономических показателей возможных вариантов.

При отсутствии гидрографов и водомерных графиков паводков, а также в других обоснованных случаях, расчет мостов на воздействие водного потока не допускается производить по максимальным расходам и соответствующим им уровням расчетных паводков.

40

Как аккумуляция воды влияет на размер отверстия малых мостов?

Отверстия малых мостов допускается принимать с учетом аккумуляции воды у сооружения.

Уменьшение расходов воды в сооружениях вследствие учета аккумуляции возможно не более чем: в 3 раза - если размеры отверстия определяются по ливневому стоку; в 2 раза - если размеры отверстия определяются по снеговому стоку и отсутствуют ледовые и другие явления, уменьшающие размеры отверстия.

При проектировании пруда аккумуляции следует учитывать: - возможность прохода расчетного паводка по частично или полностью затопленному пруду предыдущими дождями; - возможность перелива подпорных и паводковых вод из одного бассейна в другой; - возможность затопления лесных и других ценных угодий, территорий заповедников и населенных пунктов; - подпор сооружения водами другого водотока или водохранилища.

При наличии вечномерзлых грунтов аккумуляция воды у сооружения не допускается

Уменьшение расходов воды в сооружениях вследствие учета аккумуляции возможно не более чем: в 4 раза - если размеры отверстия определяются по ливневому стоку; в 3 раза - если размеры отверстия определяются по снеговому стоку и отсутствуют ледовые и другие явления, уменьшающие размеры отверстия.

При наличии вечномерзлых грунтов аккумуляция воды у сооружения допускается при определенных условиях.

41

Какой должна быть ширина пешеходных мостов и тоннелей?

2,25 м - для мостов.

3,0 м - для мостов.

2,5 м - для мостов.

3,0 м - для тоннелей.

3,5 м - для тоннелей.

3,8 м - для тоннелей.

42

Какие мосты следует предусматривать для пропуска селевых потоков?

Однопролетные мосты отверстиями не менее 4 м.

Двухпролетные мосты отверстиями не более 3 м.

Однопролетные мосты отверстиями не менее 3 м.

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.