II. Разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ

II. Разработка и реализация основных профессиональных

образовательных программ

7. Основными документами, определяющими содержание и организацию образовательной деятельности в образовательных организациях МЧС России, являются федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и основные профессиональные образовательные программы.

8. Образовательные организации МЧС России самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы подготовки специалистов среднего звена, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры и программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Основные профессиональные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к специальной (военно-профессиональной) подготовке выпускников на основе соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП) (при наличии) и профессиональных стандартов (при наличии), наиболее полно отвечающих задачам подготовки обучающегося по соответствующей специальности (направлению подготовки).

Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

Каждый компонент основной профессиональной образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

9. При включении ПООП в реестр ПООП образовательные организации МЧС России разрабатывают основную профессиональную образовательную программу для лиц, поступающих на обучение в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.

10. В основной профессиональной образовательной программе определяются:

1) рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности;

2) планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, а также компетенции обучающихся, установленные образовательной организацией, с учетом направленности (профиля) образовательной программы;

3) планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

11. Учебные планы разрабатываются образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки.

Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета образовательной организации МЧС России и утверждаются начальниками образовательных организаций МЧС России не позднее чем за три месяца до начала подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам.

Учебные планы действуют в течение всего срока подготовки обучающихся по данной специальности, направлению подготовки.

12. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, промежуточной аттестации, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план разрабатывается на каждую специальность (специализацию), направление подготовки (профиль).

13. В целях отражения достижений науки и техники, передового опыта в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, результатов анализа отзывов на выпускников образовательных организаций МЧС России из территориальных органов, спасательных воинских формирований, организаций МЧС России образовательные организации МЧС России могут вносить в учебный план следующие изменения (дополнения):

1) вводить (исключать) дисциплины вариативной части образовательной программы при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам ее освоения;

2) перераспределять время между дисциплинами обязательной и вариативной частей образовательной программы в пределах, установленных федеральным государственным образовательным стандартом;

3) вводить в дисциплину (исключать из дисциплины) новые темы, перераспределять время на их изучение между периодами обучения, а также по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на нее времени;

4) вводить в модуль новые дисциплины и практики, перераспределять время на их изучение в пределах модуля между периодами обучения, а также по темам и видам занятий при условии выполнения установленных требований к результатам освоения модуля.

14. Указанные в пункте 13 Порядка изменения и дополнения в учебный план вносятся не чаще одного раза в год и не позднее трех месяцев до начала учебного года.

15. Индивидуальные учебные планы обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) разрабатываются на основе учебного плана, рассматриваются и утверждаются ученым советом (педагогическим советом) образовательной организации МЧС России.

16. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы являются составной частью образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях высшего образования МЧС России.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатывается образовательными организациями МЧС России самостоятельно.

17. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются подразделением, ответственным за организацию и проведение воспитательной работы совместно с учебным (учебно-методическим) и кадровым подразделением, рассматривается на совместном совещании вышеуказанных подразделений и утверждается заместителем начальника образовательной организации по учебной работе.

18. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).

19. Рабочая программа воспитания включает:

1) специальность (направление подготовки), профиль (специализация);

2) характеристики воспитательного пространства;

3) цели и задачи воспитательной деятельности;

4) основные направления деятельности обучающихся;

5) основные сообщества/объединения обучающихся;

6) используемые формы и технологии;

7) самоуправление обучающихся в образовательной программе;

8) организация учета и поощрения социальной активности;

9) материально-технические средства для реализации программы;

10) используемая социокультурная среда города;

11) социальные партнеры;

12) приложения.

20. Образовательная организация высшего образования МЧС России может включить в рабочую программу воспитания дополнительные разделы.

21. Календарный план воспитательной работы включает:

1) проекты, мероприятия с указанием сроков и места, наименований и форм проведения мероприятий, категории участников и ответственных исполнителей;

2) годовой круг событий и творческих дел, участие в конкурсах.

22. Рабочая программа дисциплины (модуля) (далее - рабочая программа) является основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины.

Рабочая программа разрабатывается кафедрой (кафедрами) по каждой дисциплине (модулю), практике. В ней указываются состав (для модуля), содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования дисциплин (для модуля), практик и других видов учебной деятельности, распределение учебного времени по темам (разделам) и видам учебных занятий.

23. Рабочая программа включает:

1) наименование дисциплины (модуля), специальность (направление подготовки), профиль (специализация);

2) перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), иной учебной деятельности, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

3) указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

4) объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

5) содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий;

6) перечень учебно-методического обеспечения по дисциплине (модулю);

7) оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

8) перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

9) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), ведомственной сети "Интранет", современных профессиональных баз данных, необходимых для освоения дисциплины (модуля);

10) методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

11) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

12) перечень средств материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

24. По решению образовательной организации МЧС России в состав рабочей программы дисциплины (модуля) могут включаться иные сведения и (или) материалы, необходимые для ее реализации, а оценочные и методические материалы для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) могут разрабатываться как отдельные документы.

25. На основе рабочей программы разрабатывается тематический план изучения дисциплины, структура и содержание определяются образовательной организацией МЧС России.

26. Календарный учебный график разрабатывается на основе учебных планов на текущий учебный год.

В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности (сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, всех видов практик, государственной итоговой аттестации и других видов учебных занятий) и периоды каникулярного отпуска (каникул).

Календарный учебный график разрабатывается учебным (учебно-методическим) подразделением и утверждается начальником образовательной организации МЧС России или его заместителем по учебной работе.

27. Практика является составной частью образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях МЧС России.

28. Виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

29. При проведении практики образовательная деятельность может быть организована в форме практической подготовки, которая организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

30. Цели и задачи, общая продолжительность практической подготовки и приобретаемые в ходе ее прохождения компетенции определяются по специальностям, направлениям подготовки и отражаются в программе практической подготовки.

31. Программа практической подготовки включает:

1) указание вида практической подготовки, способа и формы (форм) ее проведения;

2) перечень планируемых результатов обучения при прохождении практической подготовки, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции);

3) указание места практической подготовки в структуре образовательной программы;

4) указание объема практической подготовки в зачетных единицах и ее продолжительности в днях (неделях) и (или) в академических часах;

5) содержание практической подготовки;

6) указание форм отчетности по практической подготовке;

7) оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практической подготовке;

8) перечень учебной литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практической подготовки;

9) перечень информационных технологий, используемых при проведении практической подготовки, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

32. Образовательная организация МЧС России вправе включать в состав программы практической подготовки также иные сведения и (или) материалы. Оценочные средства по практической подготовке и методические материалы для обучающихся по прохождению практической подготовки могут разрабатываться как отдельные документы.

33. При реализации основных профессиональных образовательных программ образовательная организация МЧС России руководствуется следующим:

1) сроки обучения по основным профессиональным образовательным программам и их объем определяются федеральными государственными образовательными стандартами;

2) реализация основных профессиональных образовательных программ в образовательной организации МЧС России организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам обучения) и выделяемым в рамках учебного года (курса обучения) семестрам или выделяемым в рамках срока получения образования по основной профессиональной образовательной программе периодам освоения модулей. Выделение семестров (периодов освоения модулей) осуществляется по решению ученого совета (совета) образовательной организации;

3) общий объем учебной деятельности обучающихся, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 академических часов в неделю. Загрузка обучающихся всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 академических часов в неделю. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных спасательных центрах и центрах по подготовке спасателей, учебная деятельность с преподавателем планируется из расчета не более 46 астрономических часов в неделю, в период всех видов практики - не более 40 астрономических часов в неделю;

4) выбор методов и средств обучения, контроля усвоения обучающимися учебного материала, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется образовательной организацией МЧС России, исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы;

5) при реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

34. Расписание учебных занятий составляется и утверждается в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

35. Продолжительность одного учебного занятия в образовательных организациях МЧС России по основным профессиональным образовательным программам составляет два академических часа.

По основным профессиональным образовательным программам, учебными планами которых предусматривается проведение с обучающимися индивидуальных занятий, продолжительность индивидуальных учебных занятий составляет один академический час.

Продолжительность учебных занятий, проводимых в форме тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных), деловых и ролевых игр, лабораторных работ определяется временем, необходимым обучающимся для выполнения (отработки) изучаемых учебных вопросов (учебных задач) в полном объеме. Общая продолжительность тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, деловых и ролевых игр, лабораторных работ, а также количество и продолжительность перерывов определяются планом их проведения.

Учебные занятия по дисциплинам, промежуточная аттестация обучающихся проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся, практика - в форме контактной работы и в иных формах, определяемых образовательной организацией.

36. Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам включает: занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации руководящим составом и научно-педагогическими работниками образовательной организации МЧС России) и занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с научно-педагогическими работниками образовательной организации МЧС России и иную контактную работу.

По решению ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России могут вводиться иные виды учебных занятий.

37. Лекции по актуальным проблемам в области будущей профессиональной деятельности обучающихся могут читаться руководящими должностными лицами МЧС России, структурных подразделений центрального аппарата, ерриториальных органов и организаций МЧС России, руководящим составом образовательной организации МЧС России.

38. Для проведения учебного занятия на кафедре разрабатываются методические материалы. Указанные материалы рассматриваются на заседании кафедры или предметно-методической комиссии (секции) и утверждаются начальником кафедры (заведующим кафедрой).

Тексты лекций, учебно-методические материалы, необходимые для проведения занятий семинарского типа, хранятся на кафедре в составе учебно-методического комплекса до их замены новыми. Обновление учебно-методического комплекса осуществляется по необходимости перед началом нового учебного года.

39. Самостоятельная работа обучающихся организуется и контролируется командирами (руководством) подразделений слушателей, курсантов, студентов, аспирантов (адъюнктов). Результаты контроля анализируются в образовательной организации МЧС России не реже одного раза в месяц. Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется кафедрой. Время для самостоятельной работы отводится распорядком дня из расчета не менее трех академических часов ежедневно.

Привлечение обучающихся в часы самостоятельной работы для выполнения работ и занятий, не регламентированных распорядком дня и расписанием занятий, не допускается.

40. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят индивидуальный (групповой) характер. Допускается проводить консультации в часы самостоятельной работы.

41. Выполнение выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью, направлением подготовки. Вид ВКР, требования к ней, порядок выполнения и критерии оценки устанавливаются образовательной организацией МЧС России самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами (при наличии таких требований).

42. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.

43. Порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся определяется локальным(и) нормативным(и) актом (актами) образовательной организации МЧС России.

Допускается использовать средства электронной фиксации контроля успеваемости обучающихся в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации МЧС России с обеспечением надлежащего уровня безопасности, сохранности, резервного копирования и исключения возможности работы в них третьих лиц. Образовательная организация МЧС России обеспечивает обучающимся доступ к результатам их успеваемости. Результаты успеваемости распечатываются для хранения. Порядок дублирования результатов на бумажный носитель и их хранения определяется образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

44. Обучающийся, не выполнивший в полном объеме учебную программу дисциплины в текущем семестре обучения, к промежуточной аттестации по данной дисциплине не допускается до момента выполнения всех требований по ней.

45. В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию без уважительных причин или имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам, признаются имеющими академическую задолженность.

Таким обучающимся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются образовательной организацией МЧС России. Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность.

Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию.

46. В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, в течение года со дня образования академической задолженности вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией МЧС России.

47. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию в установленные сроки, признаются имеющими академическую задолженность.

48. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин данного курса обучения, приказом начальника образовательной организации МЧС России переводятся на следующий курс обучения.

49. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по результатам промежуточной аттестации, а также не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), переводятся на следующий курс обучения условно <2>. Запись об условном переводе на следующий курс обучения делается в учебной карточке слушателя, курсанта и студента.

--------------------------------

<2> Часть 8 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ.

После ликвидации академической задолженности (прохождения повторной промежуточной аттестации) в отношении указанных в настоящем пункте обучающихся начальник образовательной организации МЧС России издает приказ о переводе на следующий курс обучения.

50. Обучающиеся выпускного курса обучения, не имеющие академической задолженности, выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин, допускаются к государственной итоговой аттестации.

51. Государственная итоговая аттестация может проводиться в форме государственного экзамена, защиты ВКР или научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования определены Министерством образования и науки Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<3> Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30306), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2014 г., регистрационный N 31524), от 17 ноября 2017 г. N 1138 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49221), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N 630 (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2020 г., регистрационный N 61179).

Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры определены Минобрнауки России <4>.

--------------------------------

<4> Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (далее - приказ Минобрнауки России N 636) (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2015 г., регистрационный N 38132) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. N 86 (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2016 г., регистрационный N 41296), от 28 апреля 2016 г. N 502 (зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2016 г., регистрационный N 42233), от 27 марта 2020 г. N 490 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2020 г., регистрационный N 57973).

Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки определены Минобрнауки России <5>.

--------------------------------

<5> Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. N 227 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки" (далее - приказ Минобрнауки России N 227) (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2016 г., регистрационный N 41754) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 27 марта 2020 г. N 490 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2020 г., регистрационный N 57973).

В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России N 636, конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются образовательными организациями МЧС России самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) (при наличии таких требований).

Программа аттестации утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Для проведения государственной итоговой аттестации планируется время из расчета: не менее трех календарных дней для подготовки и защиты ВКР; не менее пяти календарных дней для подготовки и сдачи государственного экзамена (если он включен в состав государственной итоговой аттестации основной профессиональной образовательной программы).

Расписание государственной итоговой аттестации утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее чем за месяц до ее начала.

52. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе государственной итоговой аттестации, отчисляются из образовательной организации МЧС России. Они могут быть допущены к государственной итоговой аттестации, в том числе повторной, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ, при условии их пребывания на службе в МЧС России.

53. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации в связи с наличием у них академической задолженности, образовавшейся по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), допускаются к государственной итоговой аттестации после ликвидации указанной задолженности, при этом срок ее ликвидации и прохождения государственной итоговой аттестации не должен превышать шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

54. Для обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию по программам высшего образования в связи с неявкой на государственное итоговое испытание по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, транспортные проблемы (отмена рейса, отсутствие билетов), вызов в суд, погодные условия или в других случаях, перечень которых устанавливается образовательной организацией МЧС России самостоятельно), образовательной организацией МЧС России организуются дополнительные заседания государственной экзаменационной комиссии, при этом срок завершения государственной итоговой аттестации для таких обучающихся не должен превышать шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 40 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России N 636, и пункт 37 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры - стажировки, утвержденного приказом Минобрнауки России N 227.

55. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования <7>.

--------------------------------

<7> Часть 7 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.