4.2.1. В ходе мероприятия с применением аудита эффективности обнаруженные факты сравниваются с критериями, а наблюдаемые различия представляют собой подтвержденные аудиторскими доказательствами результаты мероприятия.
4.2.2. Сравнение с критериями осуществляется на основе:
оценки достижения запланированных результатов;
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
оценки использования ресурсов;
оценки альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов;
оценки выбранных ресурсов и методов их использования;
оценки необходимости дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших результатов.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
оценки влияния достижения непосредственных результатов на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов с учетом внутренних и внешних условий.
(абзац введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
Указанные оценки проводятся во взаимосвязи с базовыми критериями, указанными в пункте 3.3.16 Стандарта, в рамках соответствующих вопросов.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
4.2.3. Оценка достижения запланированных результатов - проводится сравнение фактических и плановых значений показателей (индикаторов). Возможность достижения лучших результатов за счет использованных ресурсов или альтернативных ресурсов (возможность использования меньшего объема ресурсов для достижения полученного результата) при оценке достижения запланированных результатов не исследуется.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
4.2.4. Оценка использования ресурсов - проводится сравнение запланированных объемов ресурсов с фактическими объемами использованных ресурсов. При этом обоснованность плановых и фактических объемов ресурсов не оценивается.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
4.2.5. Оценка альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов - осуществляется при возможности ее проведения с учетом специфики сферы деятельности объекта аудита эффективности; дается оценка на предмет возможности сокращения объема используемых ресурсов за счет альтернативных вариантов с точки зрения оптимальности выбора, распределения и использования тех или иных ресурсов, методов использования ресурсов без ущерба для достижения результатов.
Оцениваются не уже выбранные ресурсы и методы (способы) их использования (например, финансовые ресурсы - бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд), а альтернативные варианты:
выбора иного ресурса - оптимально ли выбран ресурс? Оценивается возможность использования иного ресурса (например, замена (в том числе частичная) финансовых ресурсов на трудовые и (или) материальные ресурсы и т.п.);
распределения и использования ресурсов - оптимально ли распределены и использованы ресурсы для достижения результатов, имеются ли ресурсы, в той или иной степени не используемые? Оценивается оптимальность соотношения финансовых, трудовых, материальных, временных и других ресурсов между собой и их использования;
выбора иного метода (иных методов) использования ресурса - можно ли оптимизировать процессы для сокращения издержек? Оценивается возможность применения иных методов (способов) использования ресурсов, а также возможность оптимизации процессов внутри метода использования ресурсов (например, замена закупки услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд субсидией на иные цели государственному (муниципальному) учреждению, которое оказывает такие услуги собственными силами; ресурс не меняется, но меняется метод (процесс), сокращается время получения результата (временной ресурс).
Выбор и распределение ресурсов, выбор иного метода (иных методов) использования ресурсов рассматриваются одновременно и во взаимосвязи друг с другом. В указанном контексте рассматривается оптимальность соотношения ресурсов (например, трудовых, финансовых, материальных ресурсов), их взаимосвязь (преобразование одних ресурсов в другие), доступность, качество и своевременность получения ресурсов для достижения результатов. В рамках оценки альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов также акцентируется внимание на возможной переплате за пользование ресурсами, в том числе в связи с получением лучших результатов (по количеству и (или) качеству) при отсутствии такой необходимости (например, приобретение товаров с избыточными потребительскими свойствами).
4.2.6. В рамках оценки выбранных ресурсов и методов их использования в отличие от оценки, изложенной в пункте 4.2.5 Стандарта, внимание уделяется уже выбранным ресурсам и методам. Оценивается возможность сокращения объема выбранных ресурсов, например, за счет соблюдения необходимых процедур (при наличии фактов их несоблюдения), корректного формирования нормативов затрат, наличие альтернатив в части выбранного ресурса и т.п.
4.2.7. При оценке необходимости дополнительных ресурсов для достижения поставленных или лучших результатов рассматриваются достаточность (наличие) ресурсов и необходимость дополнительных ресурсов (например, материальных, финансовых, временных ресурсов к уже использованным ресурсам) для достижения поставленных или лучших, чем поставленные, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями).
4.2.8. При проведении оценок в соответствии с пунктами 4.2.5 - 4.2.7 Стандарта оцениваются возможность достижения лучших результатов за счет использованных ресурсов или альтернативных ресурсов (возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата), обоснованность плановых ресурсов и результатов.
(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
При проведении указанных оценок, в частности, оценки альтернативных ресурсов и методов использования ресурсов, необходимо проводить сравнение схожей деятельности в сопоставимых организациях, сравнение одного процесса с этим же процессом на более ранней стадии, сравнение процесса до и после принятия того или иного решения. Также может учитываться зарубежный опыт, исследования международных организаций после оценки применимости такого опыта (исследований) в Российской Федерации.
При оценке достижения лучших результатов также акцентируется внимание на наличии логики достижения непосредственных, конечных результатов и (или) итоговых эффектов, значимости конечных результатов и (или) итоговых эффектов для выгодоприобретателей вследствие создания и использования соответствующих непосредственных результатов. При этом могут определяться полнота результатов, достаточность их перечня, хронология (своевременность) получения, риски и возможности получения.
(абзац введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
4.2.8(1). При оценке влияния исследуется величина вклада деятельности объектов аудита эффективности по достижению непосредственных результатов за счет использования федеральных и иных ресурсов, которая явилась причиной или, как ожидается, послужит причиной достижения конечных результатов и (или) итоговых эффектов, характеризующих стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации. Данный анализ предполагает выявление причинно-следственных связей (трансформационных механизмов) деятельности, включая выявление существующих внешних и внутренних условий функционирования объекта аудита эффективности, а также социальных, экологических, экономических и иных последствий, целостных и устойчивых изменений в системах или нормах.
(п. введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
4.2.8(2). При сравнении обнаруженных фактов с критериями также могут оцениваться следующие характеристики результатов, ресурсов:
релевантность (актуальность) результатов - то есть в какой степени непосредственные, конечные результаты, итоговые эффекты актуальны для удовлетворения потребностей, интересов и целей выгодоприобретателей, сохраняется ли соответствие приоритетам при изменении обстоятельств (гибкость и актуализация деятельности объектов аудита (контроля) в части адаптации к существенным изменениям внешней среды);
обоснованность (доказательность) запланированных результатов и ресурсов - то есть в какой степени и каким образом обоснованы достижение запланированных результатов и использование ресурсов, включая описание причин выбранных подходов к обоснованиям, описание предположений, источников данных, результатов анализа, иных способов проверки и подтверждения обоснований (доказательств);
согласованность деятельности объектов аудита эффективности между собой и (или) с деятельностью иных органов, организаций, включая уровень комплексности и взаимной непротиворечивости (взаимодополняемости), скоординированности и сотрудничества;
охват (масштаб) результатов - то есть степень распространенности непосредственных и конечных результатов, итоговых эффектов с точки зрения территориального охвата, охвата групп выгодоприобретателей и т.д.;
устойчивость результатов - то есть степень, в которой достигнутые непосредственные, конечные результаты и итоговые эффекты длятся или, как ожидается, будут длиться в долгосрочном периоде (оценка финансового, экономического, социального, экологического и институционального потенциала устойчивости соответствующих результатов, необходимого для поддержания и сохранения достигнутых положительных преобразований с течением времени).
В рамках аудита эффективности может осуществляться оценка рисков в соответствии с методическим документом, утверждаемым Коллегией Счетной палаты в установленном порядке. Такая оценка рисков осуществляется с точки зрения возможных проблем в будущем, в том числе в части указанных характеристик результатов и ресурсов.
(п. введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 9ПК)
4.2.9. Наблюдаемые в ходе аудита эффективности различия между критериями и обнаруженными фактами, отражающие неэффективное использование ресурсов, могут быть обусловлены как выявленными нарушениями и недостатками, так и проблемами в отрасли, пробелами в законодательстве и иных документах, иными проблемами.
4.2.10. По результатам основного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности оформляется соответственно акт или заключение.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей