Решение Верховного Суда РФ от 21.01.2021 N АКПИ20-860 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 51 требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утв. приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2021 г. N АКПИ20-860

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Б.А.

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.О., Б.Д. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 51 требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 953,

установил:

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее - Приказ), зарегистрированным 2 марта 2016 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 41304, и опубликованным 9 марта 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждены требования к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений (далее - Требования).

Пунктом 51 раздела IV, имеющего название "Требования к оформлению графической части технического плана", указанного нормативного правового акта установлено, что в графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе "Исходные данные" (абзац первый). При подготовке графической части технического плана могут быть использованы иные документы (в том числе картографические материалы), позволяющие определить местоположение соответствующего здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса в границах земельного участка (абзац второй). Графическая часть технического плана помещения, машино-места оформляется на основе поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные" (абзац третий). В случае если поэтажные планы, являющиеся частью проектной документации, содержат не все необходимые для оформления Плана этажа (этажей), Плана части этажа (этажей), Плана здания, сооружения, Плана части здания, сооружения обозначения, поэтажные планы дополняются кадастровым инженером необходимыми обозначениями (абзац четвертый).

Согласно абзацу пятому данного пункта Требований при отсутствии указанных документов, а также в случае изменения в установленном порядке проектной документации и не отражения таких изменений в поэтажных планах в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается в соответствии с пунктами 57 - 66 Требований внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе или в форме электронного образа бумажного документа в соответствии с требованиями пункта 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения.

В чертеже производится зарисовка контура наружных капитальных стен здания, контура стен пристроек, крылец, ступеней, а также оконных и дверных проемов по всему наружному периметру стен или частично (абзац шестой).

Б.О., имеющий квалификационный аттестат кадастрового инженера, и Б.Д., будучи арендатором земельного участка с видом разрешенного использования "для строительства индивидуального жилого дома", обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца пятого пункта 51 Требований в части, предусматривающей изготовление внемасштабного чертежа с соблюдением пропорций и обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства), ссылаясь на противоречие нормативного правового акта в оспариваемой части частям 11 и 11.1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), определяющим перечень документов, прилагаемых к техническому плану. По мнению административных истцов, изготовление такого чертежа, который фактически является черновиком плана здания, не соответствует цели оформления графической части технического плана, указанной в данном пункте, а также ограничивает право кадастрового инженера не составлять такой чертеж без какой-либо необходимости.

Б.О., принимавший участие в судебном заседании с использованием средств веб-конференции, поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (далее - Росреестр), привлеченная к участию в деле в качестве административного соответчика, и заинтересованное лицо по делу Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения его в действие, Требования в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 131 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представления сведений, содержащихся в ЕГРН, переданы Росреестру.

В судебном заседании представитель Минэкономразвития России Л., представитель Росреестра З. просили отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Минюст России, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, обсудив доводы заинтересованного лица, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных указанным федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ.

Статьей 24 этого закона предусмотрены требования к техническому плану, который согласно части 1 этой статьи представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В соответствии с частью 13 названной статьи форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 данной статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

На день принятия оспариваемого нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, в силу пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (в редакции от 6 ноября 2015 г.), являлось Минэкономразвития России, которое в соответствии с пунктом 2 и подпунктом 5.2.29 пункта 5.2 этого положения осуществляло координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и принимало нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных полномочий Минэкономразвития России Приказом утвердило Требования.

Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии из подведомственности Министерства экономического развития Российской Федерации передана в подведомственность Правительства Российской Федерации.

В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 131 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, и Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, которыми функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представления сведений, содержащихся в ЕГРН, переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Требования, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения его в действие.

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; 2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Технический план состоит из графической и текстовой частей. В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения, машино-места представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места (части 3 и 4 статьи 24).

Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (часть 5 статьи 24).

Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения. Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места (части 6 и 6.1 статьи 24).

Из изложенного следует, что графическая часть технического плана должна отображать местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке; помещения - посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения; машино-места - посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения.

Пункт 5 Требований к графической части технического плана относит следующие разделы: 1) схему геодезических построений; 2) схему расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке (далее - Схема); 3) чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости; далее - Чертеж); 4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, сооружения, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей - план здания, сооружения или части здания, сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения или машино-места (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения).

В пункте 51 Требований приведены документы, на основании которых составляется графическая часть технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в частности выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планах здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе "Исходные данные", иные документы (в том числе картографические материалы), позволяющие определить местоположение соответствующего здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса в границах земельного участка, поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные" (абзацы первый и четвертый).

Абзац пятый этого пункта, вопреки доводам административных истцов, предусматривает составление внемасштабного, но с соблюдением пропорций, чертежа с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства), только в случае отсутствия документов, приведенных в абзацах первом - четвертом данного пункта, а также в случае изменения в установленном порядке проектной документации и неотражения таких изменений в поэтажных планах, и не противоречит частям 11 и 11.1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, не устанавливающим перечень документов, прилагаемых к техническому плану, но указывающим на те документы, на основании которых в отдельных случаях может быть подготовлен технический план объекта недвижимости. Включение таких документов в приложение к техническому плану необходимо в случае, если они отсутствуют в распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления и не могут быть запрошены органом регистрации прав. Технический план в отношении этих объектов составляется на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Оспариваемые положения являются ясными и определенными и не вызывают неоднозначного толкования и применения.

Учитывая, что Требования в оспариваемой части не противоречат актам большей юридической силы, не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б.О., Б.Д. о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 51 требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 953, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА