1. Настоящие Методические рекомендации, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД" в области противодействия коррупции, направлены на установление в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях ОАО "РЖД" и в установленном порядке в подконтрольных ОАО "РЖД" обществах (далее - подразделения) общих подходов к управлению коррупционными рисками и определению коррупционно опасных направлений деятельности, бизнес-процессов, проектов, функций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками подразделений коррупционных правонарушений.
2. Методические рекомендации обязательны для применения всеми работниками ОАО "РЖД" и в установленном порядке подконтрольными обществами ОАО "РЖД" с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными документами ОАО "РЖД" и подконтрольных ОАО "РЖД" обществ.
3. В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения в соответствии с пунктом 1.5. Политики по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденной решением совета директоров ОАО "РЖД" (протокол от 27 мая 2019 г. N 17), пунктом 1.11. Методических рекомендаций по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 30 июля 2019 г. N 1645/р, Глоссарием терминов и определений в области управления процессами ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 27 ноября 2017 г. N 2426р, а также следующие термины и их определения:
1) активы - основные и оборотные средства ОАО "РЖД", включая денежные средства, материальные ценности, активы, нематериальные активы и финансовые вложения, а также федеральные денежные средства и т.д.;
2) должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в ОАО "РЖД";
3) критическая точка бизнес-процесса - действие или совокупность нескольких действий (подпроцесс, процедура, операция), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений и которые, как правило, совпадают с точками бизнес-процесса, обязательными для установления контрольных процедур, например:
а) ключевые события (действия) бизнес-процесса;
б) ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные права и законные интересы и (или) интересы иных лиц, связанных с работником;
в) операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей;
г) моменты перехода прав владения/распоряжения/пользования активами;
д) смена лица, ответственного за сохранность активов;
е) преобразование вида активов (например, деньги - материалы, материалы - незавершенное производство);
ж) возникновение или смена обязательств (доходных и расходных);
з) передача полномочий одного ответственного лица другому;
и) действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности);
к) изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного на бумажном носителе, заносятся в информационную систему);
л) операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия (процедуры);
м) прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп бизнес-процессов, риски процесса;
4) ключевой индикатор коррупционных рисков - сведения, которые могут указывать на возможную подготовку или совершение работником подразделения коррупционного правонарушения;
5) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;
6) коррупционно опасные функции - функции, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных рисков, в частности организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольные;
7) коррупционный риск - возможное коррупционное проявление (событие), обусловленное действиями (бездействием) работников подразделений при исполнении ими должностных обязанностей, а также условиями и обстоятельствами, предоставляющими возможность незаконного извлечения любой выгоды работниками подразделений при выполнении своих должностных полномочий, реализация которого может негативно отразиться на ОАО "РЖД" и причинить ущерб его деловой репутации.
8) коррупционная схема - выстроенный по определенному сценарию механизм использования работником полномочий в личных целях или в интересах третьих лиц (наиболее вероятный способ совершения коррупционного правонарушения), который может быть риск-фактором коррупционного риска;
9) подпроцесс - установленные регулирующими документами процедуры и реальные действия и взаимодействия структурных подразделений, коллегиальных органов, работников ОАО "РЖД", совершаемые в целях реализации конкретного бизнес-процесса (например, формирование плана закупок, разработка документации к закупке, объявление закупки, прием заявок от участников и т.д. - подпроцессы, имеющие место в рамках осуществления закупочной деятельности организации);
10) реализованный риск - коррупционный риск, в отношении которого установлен факт или имеется достоверная информация о незаконном извлечении выгоды и (или) причинении ущерба ОАО "РЖД";
11) реинжиниринг функций - создание принципиально новых бизнес-процессов, исключающих реализацию факторов коррупционных рисков, а также перераспределение функций между подразделениями;
4. Положения настоящих Методических рекомендаций используются при:
1) определении перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
2) составлении реестра коррупционных рисков, плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски, отчета о реализации плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски, а также отчета о реализовавшихся коррупционных рисках;
3) ранжировании коррупционных рисков;
4) составлении перечня должностей, связанных с коррупционными рисками;
5) взаимодействии в рамках процесса управления коррупционными рисками;
6) мониторинге исполнения должностных обязанностей работниками подразделений, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
5. Ответственность за управление коррупционными рисками в рамках направлений деятельности, бизнес-процессов, проектов, функций, осуществляемое на непрерывной основе, несут руководители соответствующих подразделений.
6. Общую координацию и методологическую поддержку процесса управления коррупционными рисками осуществляет Центр по организации противодействия коррупции.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей