V. Реализация мероприятий по трансформации процессов посредством создания единой цифровой платформы
Реализация мероприятий по кардинальной оптимизации процессов основной и обеспечивающей деятельности невозможна без создания единой цифровой платформы на основании разработанного системного проекта по внедрению цифровых технологий и платформенных решений (далее - системный проект), посредством которой планируется обеспечивать осуществление функций Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также предоставление региональных и муниципальных мер социальной поддержки исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Единая цифровая платформа, спроектированная в рамках системного проекта, должна представлять собой совокупность взаимосвязанных цифровых систем, подсистем и сервисов, предназначенных для обеспечения эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса в рамках решения задач социальной поддержки населения.
В целях обеспечения максимальной эффективности достижения результатов создания единой цифровой платформы необходимо выполнить мероприятия по нормативно-правовому регулированию, изменяющие процессы оказания соответствующих государственных услуг и функций после ввода в эксплуатацию единой цифровой платформы.
Ключевые положения разработанного системного проекта отражены в Концепции, включая план реализации Концепции согласно приложению.
Мероприятия по реализации системного проекта включают организационные и функциональные изменения, основной состав которых отражен в Концепции, включая план реализации Концепции. Детализированный состав мероприятий нормативно-правового регулирования для реализации системного проекта будет утвержден и в дальнейшем актуализироваться Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координирующим вопросы государственной политики в сфере социального развития, в области повышения уровня жизни и доходов населения, социального страхования и пенсионного обеспечения.
При разработке и внедрении единой цифровой платформы необходимо руководствоваться в том числе следующими документами системного проекта:
целевая модель процессов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
целевая информационная модель (архитектура);
целевая архитектура ландшафта информационных систем;
целевая информационно-техническая инфраструктура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и решения по обеспечению информационной безопасности;
план реализации мероприятий по переходу к целевой архитектуре системного проекта;
план изменений нормативных правовых актов Российской Федерации для реализации целевой модели процессов;
проекты технических требований к созданию и развитию информационных систем в рамках реализации целевой архитектуры;
методика оценки эффективности выполнения мероприятий по переходу к целевой архитектуре.
В рамках разработки единой цифровой платформы предусматривается три очереди выполнения работ. Не позднее окончания работ 1-й очереди на основании положений Концепции необходимо разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации порядок функционирования единой цифровой платформы, предусматривающий в том числе обеспечение доступа к ней, правовой режим информации и программно-технических средств, правила информационного взаимодействия единой цифровой платформы с иными информационными системами, а также порядок использования единой цифровой платформы.
В единой цифровой платформе должна быть реализована целевая архитектура работы с данными, порождаемыми в информационных системах других ведомств и необходимыми для определения прав граждан на получение мер социальной поддержки, установления жизненного события (сведения о доходах, имуществе, образовании граждан, в том числе о прохождении обучения в настоящий момент, сведения о факте и сроках прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службе, сведения о фактах и периодах отбывания наказания в местах лишения свободы, сведения о выплатах гражданину по линии других ведомств и другие виды сведений), а также для решения аналитических задач посредством направления запросов к ведомственным витринам национальной системы управления данными без сохранения данных других ведомств в базе данных единой цифровой платформы в случае, если это не предусмотрено положениями соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
Переход к целевой архитектуре работы с данными планируется осуществлять исходя из работ по созданию и внедрению национальной системы управления данными в соответствии со следующими этапами:
1-й этап, временный (соответствует 1-й очереди создания единой цифровой платформы, до 2022 года включительно). Данные собираются из ведомственных систем и хранятся в единой цифровой платформе. На этом этапе допускается использование данных ведомственных витрин национальной системы управления данными в соответствии с их доступностью без необходимости их сохранения в единой цифровой платформе;
2-й этап, переходный (соответствует 2-й очереди создания единой цифровой платформы, начиная с 2023 года). Часть данных собирается из ведомственных систем и хранится в единой цифровой платформе, с частью данных осуществляется работа в соответствии с целевой архитектурой;
3-й этап, целевой (соответствует 3-й очереди создания единой цифровой платформы, начиная с 2024 года). Работа с данными осуществляется в соответствии с целевой архитектурой.
При этом при реализации единой цифровой платформы и ее компонентов должна использоваться единая цифровая платформа Российской Федерации "ГосТех".
Структура единой цифровой платформы определяется исходя из следующего состава планируемых компонентов:
единые базовые реестры сферы социального обеспечения;
комплекс информационных систем клиентского обслуживания;
комплекс процессных информационных систем;
информационная система хранения, обработки и анализа данных;
интеграционная информационная система.
Единые базовые реестры сферы социального обеспечения, предназначенные для создания единой информационной среды и обеспечивающие возможность "бесшовного" связывания всех информационных систем, входящих в состав единой цифровой экосистемы сферы социального обеспечения, включают в себя:
реестр получателей услуг - единый информационный ресурс, содержащий сведения о получателях социальных услуг, сформированные на основе данных из единой государственной информационной системы социального обеспечения, единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а в дальнейшем единого реестра населения и дополняемых необходимыми атрибутами в рамках обеспечения оказания государственных услуг и осуществления функций Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом работа с данными должна осуществляться в соответствии с целевой архитектурой. Реестр получателей услуг является одним из ключевых связующих компонентов единой цифровой платформы и будет использоваться в том числе для автоматического определения наступления жизненной ситуации, выявления потребности в социальной поддержке гражданина;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
реестр страхователей - единый информационный ресурс, содержащий сведения о страхователях, сформированные на основе сведений реестров Федеральной налоговой службы (Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), дополняемые сведениями из иных информационных систем для использования в рамках последующего взаимодействия. При этом работа с данными должна осуществляться в соответствии с целевой архитектурой;
единую нормативно-справочную информацию - единый информационный ресурс, предназначенный для формирования набора нормативно-справочной информации, необходимого для реализации процессов социального обеспечения граждан и взаимодействия со страхователями, выполнения обеспечивающей деятельности. В рамках указанного единого информационного ресурса должно осуществляться предоставление внешних справочников, классификаторов и реестров, сформированных на основе реестров и классификаторов, опубликованных в национальной системе управления данными (общероссийские классификаторы, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Федеральная информационная адресная система и др.), для использования внутри единой цифровой платформы.
Комплекс информационных систем клиентского обслуживания включает в себя:
единую информационную систему фронт-офиса, предназначенную для обеспечения работы операторов клиентских офисов при личных посещениях граждан и страхователей посредством автоматизации процессов клиентского обслуживания (регистрация обращений, внесение данных в информационную систему, направление обращений на исполнение, сверка данных, оформление документов на бумажных носителях и др.);
единую витрину взаимодействия с гражданами, реализуемую на платформе единого портала, предназначенную для обеспечения адресного проактивного информирования граждан об их социальных правах при наступлении соответствующих жизненных событий, статусе и объеме их реализации, являющуюся единой "точкой доступа" ко всем цифровым социальным сервисам для граждан;
единую витрину для страхователей (юридических лиц) для обеспечения информирования страхователей об их обязательствах, статусе и объеме их исполнения, являющуюся единой "точкой доступа" ко всем цифровым сервисам для страхователей. Указанная витрина должна быть реализована в виде единого личного кабинета (сайта), посредством функциональности которого страхователи также будут иметь возможность непосредственного формирования и представления отчетности для случаев, когда они не обладают собственными информационными системами и (или) не обладают возможностью интегрировать свои информационные системы с цифровыми сервисами онлайн-взаимодействия;
информационную систему "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами", реализующую интеллектуальные алгоритмы дистанционного обслуживания в режиме реального времени граждан и страхователей, обратившихся посредством телефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в текстовом и голосовом каналах), автоматизирующую работу с использованием в том числе технологий голосовой аналитики, роботизации и искусственного интеллекта. Указанная информационная система обеспечивает в том числе консультирование граждан и страхователей, направление им голосовых сообщений о праве на льготы (пособия), рассылку текстовых сообщений, прием обращений об оказании услуг, предоставлении мер социальной поддержки, мониторинг дистанционного обслуживания, контроль качества работы операторов информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" и управление их загрузкой.
Комплекс процессных информационных систем включает в себя:
единую информационную систему автоматизации процессов социального обеспечения;
информационную систему проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий реабилитации;
единую информационную систему учета обязательств страхователей;
единую информационную систему автоматизации административно-хозяйственной деятельности.
Единая информационная система автоматизации процессов социального обеспечения предназначена для реализации процессов социального обеспечения граждан, в том числе для назначения и предоставления мер социальной поддержки, на федеральном (новая создаваемая функциональность), региональном и муниципальном уровнях (модернизируемая с учетом перехода на дата-центричную архитектуру построения информационных систем и с учетом развития функциональности подсистемы предоставления мер социальной защиты (поддержки) единой государственной информационной системы социального обеспечения, которая должна стать частью (компонентом) единой информационной системы автоматизации процессов социального обеспечения и быть интегрированной с ней и другими компонентами единой цифровой платформы, работать с общим набором данных) посредством автоматического:
определения права гражданина на меры социальной поддержки на основе информации из реестра получателей услуг (в соответствии с целевой архитектурой работы с данными) и истории взаимодействия с получателем услуг, порождаемой и хранящейся непосредственно в единой информационной системе автоматизации процессов социального обеспечения;
назначения мер социальной поддержки и уведомления гражданина;
предоставления мер социальной поддержки, учета выплат в денежной форме;
предоставления мер социальной поддержки в натуральной форме через цифровые сервисы для граждан и учета их предоставления.
Информационная система проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий реабилитации предназначена для обеспечения:
проведения медико-социальной экспертизы, а также для учета мероприятий реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов и работников, пострадавших на производстве;
перехода на проведение медико-социальной экспертизы преимущественно в заочной форме по экстерриториальному принципу на основании электронных документов, в которых невозможно идентифицировать гражданина до вынесения решения;
автоматизации заочной формы освидетельствования с технологией обезличенной формы освидетельствования (по определенным основаниям) как одной из форм многоуровневого контроля за правильностью вынесения решения, антикоррупционной составляющей работы федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, обеспечением равномерности распределения нагрузки по освидетельствованию на учреждения медико-социальной экспертизы по регионам;
автоматизации внутренних процессов проведения медико-социальной экспертизы согласно требованиям, предъявляемым к информационным системам автоматизации медицинской деятельности.
Единая информационная система учета обязательств страхователей предназначена для обеспечения взаимодействия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации со страхователями в автоматическом режиме в части обработки запросов и отчетов страхователей, дистанционного мониторинга страхователей с учетом данных реестра страхователей и истории взаимодействия со страхователем.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Единая информационная система автоматизации административно-хозяйственной деятельности предназначена для консолидации и обеспечения максимальной автоматизации обеспечивающих процессов деятельности, перехода на электронный внутренний документооборот.
Информационная система хранения, обработки и анализа данных включает в себя:
хранилище данных сферы социального обеспечения, предназначенное для сбора в режиме реального времени и хранения полной информации о состоянии сферы социального обеспечения (сведений о гражданах и страхователях и процессах взаимодействия с ними);
подсистему аналитики и прогнозирования, предоставляющую инструменты для получения качественной и непротиворечивой статистической и аналитической отчетности, принятия качественных управленческих решений. Работа с данными должна осуществляться в соответствии с целевой архитектурой;
подсистему консолидации и нормализации данных, предназначенную для обеспечения формирования единого пространства непротиворечивых данных, в том числе при осуществлении мероприятий по замещению и интеграции в состав единой цифровой платформы используемых в настоящее время Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы информационных систем, а также при миграции исторических данных из иных информационных систем, включая государственные и ведомственные информационные системы органов государственной и муниципальной власти, в процессе развития и функционирования единой цифровой платформы.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
Интеграционная информационная система включает в себя:
подсистему внешней интеграции, предназначенную для обеспечения информационного обмена с внешними государственными информационными ресурсами, которая реализуется в парадигме совместного использования данных, обеспечивает информационный обмен в режиме, приближенном к реальному времени, и используется в том числе для публикации собственной статистической и аналитической информации, операционных сведений;
подсистему внутренней интеграции, предназначенную для обеспечения информационной связанности единой цифровой экосистемы социального обеспечения, которая реализует информационный обмен между внутренними компонентами платформы (а на переходный период еще и с текущими информационными системами Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - офисов клиентского обслуживания Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) в режиме реального времени, обеспечивает сквозное выполнение бизнес-процессов, регистрацию и мониторинг всех бизнес- и технологических событий в цифровой экосистеме социального обеспечения.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом каналом получения государственных услуг в электронном виде при взаимодействии с гражданами должен быть единый портал.
С учетом того, что планируемая к созданию единая цифровая платформа должна обеспечивать максимальное исполнение процессов в режиме онлайн, а также в автоматическом виде, реализуя принципы проактивности и омниканальности и дата-центричный подход к автоматизации процессов, для использования в ее составе существующих информационных систем ведомств и их компонентов они должны соответствовать следующим ключевым критериям:
иметь централизованную архитектуру хранения и обработки данных (с целью обеспечить единую достоверную версию данных, их высокое качество и возможность доступа к ним, их использование в режиме онлайн);
иметь минимальную (не более 5 лет) степень устаревания как морального (автоматизация документарного подхода к выполнению функциональных процессов), так и технического (использование устаревших технологий, не предназначенных для обработки больших объемов данных и множества поступающих запросов);
не иметь значительной зависимости от иностранного программного обеспечения (переход на использование отечественного или свободного программного обеспечения не должен приводить по сути к фактической повторной (заново) реализации функционала и не должен быть сопоставимым с ней по затратам);
не иметь дублирующую другие информационные системы функциональность (в том числе под это условие попадают информационные системы и ресурсы с исключительно учетной функциональностью при наличии информационной системы, автоматизирующей соответствующие функциональные процессы).
Доступ организаций социальной сферы к единой цифровой платформе, в том числе к данным, содержащимся в единых базовых реестрах, ограничивается в рамках их функций и полномочий.
При этом должна быть обеспечена возможность исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при предоставлении ими региональных и муниципальных мер социальной поддержки использовать единые информационно-технические решения для проактивного оказания услуг, автоматизированного осуществления функций и подключаться к необходимым компонентам единой цифровой платформы для реализации процессов в собственных информационных системах.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Также в единой цифровой платформе должна быть реализована возможность использования усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и применяется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
При разработке единой цифровой платформы планируется использовать следующие архитектурные принципы ее построения.
Архитектура единой цифровой платформы состоит из следующего набора технологических слоев:
слой хранения и обработки данных, включающий области операционных баз данных и реестров, хранилища данных и контента;
слой омниканальной коммуникации.
Также в рамках разработанной единой цифровой платформы Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы будет использоваться принцип единого пространства данных, в рамках которого все процессы оперируют с едиными и непротиворечивыми данными и результаты фиксируются в подсистемах "Реестр получателей услуг" и "Реестр страхователей".
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Финансирование мероприятий по созданию единой цифровой платформы будет осуществляться за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Создание, обеспечение функционирования и развитие единой цифровой платформы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во взаимодействии с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации), федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Взаимодействие единой цифровой платформы с иными государственными и муниципальными информационными системами осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Программно-технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в единой цифровой платформе, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В целях обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности обрабатываемой в единой цифровой платформе информации будет создана система обеспечения кибербезопасности, реализующая необходимые меры защиты от утечек информации, мошенничества, которая позволит своевременно пресекать посягательства на информационные системы, входящие в состав единой цифровой платформы, а также минимизировать ущерб, наносимый информационным системам, входящим в состав единой цифровой платформы, при реализации угроз.
Защита информации, содержащейся в единой цифровой платформе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер и осуществления контроля за функционированием единой цифровой платформы. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, обеспечения функционирования и развития единой цифровой платформы осуществляются:
формирование требований к защите информации, содержащейся в единой цифровой платформе;
разработка и внедрение системы защиты информации единой цифровой платформы (комплексной системы обеспечения информационной безопасности единой цифровой платформы);
применение сертифицированных (по требованиям безопасности информации) средств защиты информации, а также проверка единой цифровой платформы на соответствие требованиям защиты информации;
защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
обеспечение защиты информации в ходе функционирования единой цифровой платформы.
В целях реализации настоящей Концепции предусматривается создание межведомственной комиссии по реализации Концепции (далее - межведомственная комиссия) для выполнения следующих функций:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и других участников создания единой цифровой платформы;
(см. текст в предыдущей редакции)
рассмотрение предложений по задачам и функциям единой цифровой платформы;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
рассмотрение предложений о корректировке графика основных этапов создания и внедрения единой цифровой платформы;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждение планов-графиков по реализации мероприятий модели "Социальное казначейство" (в том числе в части принятия необходимых нормативных правовых актов);
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществление контроля за подготовкой и реализацией мероприятий модели "Социальное казначейство";
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществление контроля за мероприятиями по созданию и внедрению единой цифровой платформы.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
координирует деятельность рабочих групп, создаваемых межведомственной комиссией;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
разрабатывает проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для совершенствования осуществления функций и оказания государственных услуг в соответствующих сферах в рамках использования единой цифровой платформы, а также для создания и функционирования единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
координирует создание и функционирование единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
утверждает функциональные требования и технические требования к единой цифровой платформе;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р;
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждает требования к сопровождению единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
утверждает требования к процессу разработки единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
утверждает планы мероприятий, необходимые для выполнения Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации), федеральным казенным учреждением "Информационные технологии в социальной сфере" и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы мероприятий в рамках создания, развития и внедрения единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждает требования по организации взаимодействия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, федерального казенного учреждения "Информационные технологии в социальной сфере" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в том числе по организации приемки работ по созданию и развитию единой цифровой платформы, а также услуг по ее сопровождению;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждает организационно-распорядительные и методические документы, необходимые для обеспечения функционирования единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
участвует в приемке работ по созданию и развитию единой цифровой платформы.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
Федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере":
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
рассматривает и формирует заключения на проекты функциональных требований к единой цифровой платформе и проекты технических требований к единой цифровой платформе, разработанные на основе функциональных требований к единой цифровой платформе;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
рассматривает и формирует заключение на технические требования к инфраструктуре единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
разрабатывает требования к процессу разработки компонентов единой цифровой платформы и контролирует их соблюдение;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
осуществляет мониторинг функционирования единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
рассматривает и формирует заключение на требования к сопровождению единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
участвует в приемке работ по созданию и развитию единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
участвует в приемке услуг по сопровождению единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает функционирование централизованного хранилища исходных кодов для размещения, обработки и обслуживания исходных кодов единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
предоставляет возможность проведения автоматизированных тестирования, сборки и развертывания программного обеспечения единой цифровой платформы при размещении исходных кодов в централизованном хранилище;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
проводит аудит исходных кодов единой цифровой платформы на предмет соответствия техническим требованиям и соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает функционирование информационной системы технической поддержки пользователей единой цифровой платформы и предоставляет доступ к ней участникам единой цифровой платформы в соответствии с их полномочиями.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
разрабатывает и обеспечивает согласование функциональных требований к единой цифровой платформе и технических требований к единой цифровой платформе;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
разрабатывает и обеспечивает согласование технических требований к инфраструктуре единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
разрабатывает и обеспечивает согласование требований к сопровождению единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
осуществляет мероприятия по созданию, развитию и сопровождению единой цифровой платформы посредством финансового обоснования, планирования и осуществления закупок работ и услуг;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
разрабатывает проекты организационно-распорядительных и методических документов, необходимых для обеспечения функционирования единой цифровой платформы, и обеспечивает их согласование или утверждение;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения для включения в проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для создания и функционирования единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает полноту и актуальность исходных кодов единой цифровой платформы в централизованном хранилище исходных кодов;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает устранение недостатков, выявленных в ходе аудита исходных кодов единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает внедрение единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает миграцию данных из информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в единую цифровую платформу;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
организовывает миграцию данных из информационных систем участников создания единой цифровой платформы в единую цифровую платформу;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает сопровождение единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
организует приемку работ по созданию, развитию единой цифровой платформы и услуг по ее сопровождению в соответствии с утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации требованиями и принимает участие в ней;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивает бесперебойное функционирование единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает защиту информации в единой цифровой платформе.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
Абзацы сто тридцать пятый - сто сорок первый исключены. - Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р.
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
направляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации предложения для включения в функциональные требования к единой цифровой платформе;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
направляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации предложения в целях разработки организационно-распорядительных и методических документов, необходимых для обеспечения функционирования единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения для включения в проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для создания и функционирования единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает миграцию данных из информационных систем федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в единую цифровую платформу;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
согласовывает функциональные требования к единой цифровой платформе;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
участвует в приемке работ по созданию и развитию единой цифровой платформы.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
осуществляет предоставление технической инфраструктуры (посредством государственной единой облачной платформы) для функционирования единой цифровой платформы;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
обеспечивает возможность вывода сервисов единой цифровой платформы на единый портал, интеграции с инфраструктурой электронного правительства (федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", единой системой межведомственного электронного взаимодействия и др.);
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
проводит экспертную оценку документов, используемых при доработке информационных систем для обеспечения информационного обмена с единой цифровой платформой;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
согласует компоненты единой цифровой платформы для вывода на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех" и (или) использования инфраструктуры электронного правительства (в целях использования технических решений государственной инфраструктуры и построения оптимальной ИТ-архитектуры, максимально использующей возможности единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" и (или) инфраструктуры электронного правительства);
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
согласует решения по работе с данными для эффективного обмена и использования государственных данных в рамках национальной системы управления данными (в частности, исключение дублирования, максимальное использование витрин данных).
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р)
Как отмечалось, переход на использование единых информационных систем Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также их использование исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления направлены также и на снижение расходов в сфере информационно-коммуникационных технологий за счет исключения дублирования затрат.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
По плану работы часть следующих информационных систем, используемых в настоящее время в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, должна быть поэтапно замещена компонентами новой единой цифровой платформы с обеспечением непрерывности осуществления функций:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
компоненты децентрализованной автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации - в полном составе, как морально устаревшей (как с точки зрения принципов автоматизации процессов, повторяющих их бумажный аналог, так и технологически), децентрализованной и неимпортозамещенной информационной системы. Дальнейшее ее развитие целесообразно осуществлять только в случае невозможности обеспечения надлежащей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе выполнения положений нормативных правовых актов Российской Федерации;
автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации - в полном составе, как реализующая документарный подход к автоматизации процессов, диктуемый в том числе текущими организационно-распорядительными документами, и неимпортозамещенная информационная система. Дальнейшее ее развитие до создания и внедрения единой цифровой платформы целесообразно осуществлять только в случае невозможности обеспечения надлежащей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в данный период, в том числе выполнения положений нормативных правовых актов Российской Федерации;
федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов" - в части функциональности, реализующей только учетные функции и замещаемой функциональностью информационной системы проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий реабилитации, которая автоматизирует одновременно как процессы проведения медико-социальной экспертизы и учета результатов медико-социальной экспертизы, так и учет исполнения реабилитационных мероприятий. Остальная функциональность указанной системы, автоматизирующая процессы взаимодействия с организациями - исполнителями реабилитационных мероприятий, должна быть интегрирована в информационную систему проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий реабилитации и модернизирована;
федеральная государственная информационная система "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" - в полном составе, как реализующая документарный подход к автоматизации процессов, диктуемый в том числе текущими организационно-распорядительными документами, и децентрализованная информационная система. Дальнейшее ее развитие нецелесообразно и неэффективно. Указанная система должна быть заменена на информационную систему проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий реабилитации;
подсистемы федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации (за исключением подсистемы управления выплатами на случай временной нетрудоспособности и материнства (компоненты "Электронный листок нетрудоспособности", "Прямые выплаты страхового обеспечения") и компонента "Электронный родовой сертификат" подсистемы предоставления социальных услуг гражданам льготной категории) - как децентрализованные, морально устаревшие, неимпортозамещенные подсистемы, в том числе реализующие процессы оказания услуг, планируемые к реинжинирингу и консолидации в рамках Концепции.
При этом в следующих случаях предусматривается реализация в 2021 - 2025 годах мероприятий по развитию имеющихся информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, при наличии не менее одного из следующих оснований:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
при возможности использования результатов этих мероприятий в рамках функционирования единой цифровой платформы и единой ИТ-инфраструктуры;
при необходимости реализации положений нормативных правовых актов Российской Федерации, которые невозможно обеспечить без развития информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и ИТ-инфраструктуры до создания и внедрения единой цифровой платформы.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Следующие информационные системы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и их компоненты должны быть модернизированы в части реализации дата-центричного подхода к автоматизации процессов (вместо документарного) и интеграции с общими компонентами единой цифровой платформы (интеграционной информационной системой, едиными базовыми реестрами сферы социального обеспечения, информационной системой хранения, обработки и анализа данных и цифровыми сервисами для граждан и страхователей) и войти в состав единой цифровой платформы:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
единая государственная информационная система социального обеспечения должна быть интегрирована в состав единой цифровой платформы;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" - в полном составе с учетом интеграции с прочими компонентами единой цифровой платформы и включения в свой функционал процессов взаимодействия со страхователями;
компоненты "Электронный листок нетрудоспособности", "Прямые выплаты страхового обеспечения" федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" как современные, централизованные, импортозамещенные компоненты, которые должны быть включены в состав единой информационной системы автоматизации процессов социального обеспечения (с учетом их модернизации в части обеспечения полного перехода к дата-центричному подходу к автоматизации процессов), а также компонент "Электронный родовой сертификат".
Для организации внедрения и обеспечения функционирования единой цифровой платформы необходимо создание федерального казенного учреждения "Информационные технологии в социальной сфере" (далее - учреждение), учредителем которого является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Функционирование учреждения направлено на повышение эффективности деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при осуществлении функций и оказания государственных услуг за счет применения информационных технологий.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Эффект от создания учреждения определяется не только сокращением расходов на выполнение идентичных работ и оказание услуг в сравнении с использованием аутсорсинга, но в первую очередь повышением качества и скорости выполняемых работ за счет непрерывного процесса создания, сопровождения и развития информационных систем, где важным аспектом является знание предметной области, функциональных процессов в отношении каждой информационной системы, использование единого технологического стека, а также возможностью учредителя осуществлять гибкое управление задачами и функциями информационных систем и своевременно применять соответствующие информационные технологии без затрат времени и ресурсов на проведение закупочных процедур.
Функционирование учреждения обеспечит:
возможность осуществлять разработку и развитие информационных систем без привлечения сторонних подрядчиков;
наличие постоянной экспертизы при развитии и функционировании информационных систем, обеспечивающих осуществление критичных функций;
сокращение сроков реализации новой функциональности в информационных системах;
соблюдение единых требований и подходов к разработке и развитию информационных систем Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
повышение качества программного обеспечения, создаваемого с привлечением подрядных организаций, за счет постоянного контроля со стороны собственных системных архитекторов;
централизованное хранение и обслуживание исходных кодов информационных систем;
сокращение сроков развертывания новых версий программного обеспечения информационных систем.
Необходимо отметить, что определение задач, которые планируется решать силами учреждения, будет осуществляться исходя из условий, при которых инсорсинг является целесообразным по сравнению с аутсорсингом.
Финансирование мероприятий по функционированию учреждения будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Основными эффектами от создания единой цифровой платформы и обеспечения деятельности учреждения являются:
сокращение сроков оказания услуг, перевода части услуг в режим онлайн за счет автоматизированной обработки данных, а также совместного обладания полной, актуальной и непротиворечивой информацией о получателе услуг и отсутствия необходимости в межведомственных запросах, разборе и ручном сопоставлении полученных сведений;
сокращение трудозатрат специалистов на оказание услуг, полное исключение для части услуг трудозатрат за счет возможности автоматического принятия решений на основе полной и непротиворечивой информации о получателях услуг и их обеспечении, отсутствия необходимости межведомственных запросов сведений, разбора и сопоставления сведений, ухода от документарного подхода к автоматизации процессов;
минимизация влияния человеческого фактора и коррупционных рисков за счет минимизации участия человека в процессе оказания услуг.
В качестве примера можно привести схемы оказания услуг льготным категориям граждан.
Схема реализации инвалидом своих прав в настоящее время предусматривает следующее:
гражданин проходит освидетельствование в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы на установление инвалидности, получает документы по результатам предоставления услуги;
гражданин обращается в Пенсионный фонд Российской Федерации за пенсией по инвалидности и ежемесячной денежной выплатой (в случае желания монетизировать набор социальных услуг);
Пенсионный фонд Российской Федерации получает посредством межведомственного запроса сведения об установлении гражданину инвалидности;
Пенсионный фонд Российской Федерации предоставляет услуги;
гражданин обращается в Фонд социального страхования Российской Федерации за обеспечением техническим средством реабилитации или санаторно-курортным лечением;
Фонд социального страхования Российской Федерации получает из федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" сведения об установлении гражданину инвалидности и наличии прав на реабилитационные мероприятия;
Фонд социального страхования Российской Федерации на основании соглашения получает из Регистра льготников сведения об отказе гражданина от монетизации набора социальных услуг;
Фонд социального страхования Российской Федерации заключает контракты с поставщиками услуг;
гражданин получает направления, взаимодействует с поставщиками;
поставщики услуг отчитываются Фонду социального страхования Российской Федерации.
Схема осуществления инвалидом своих прав при реализации Концепции предусматривает следующее:
гражданин проходит освидетельствование в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы на установление инвалидности;
гражданину автоматически без задержек назначается пенсия по инвалидности (или по старости) и ежемесячная денежная выплата;
гражданину автоматически без задержек направляется уведомление о возможности предоставления набора социальных услуг (предоставлена возможность дистанционного выбора варианта набора социальных услуг);
гражданину выдается электронный сертификат на технические средства реабилитации, направляется уведомление о возможности выбрать устраивающее его техническое средство реабилитации на социальном маркетплейсе (без необходимости взаимодействия с ведомством).
Схема получения пособия по рождению ребенка в настоящее время предусматривает следующее:
гражданин собирает необходимые документы, включая свидетельство о рождении, получает справку от органа социальной защиты населения о том, что не получал пособие;
гражданин предоставляет документы страхователю;
страхователь направляет сведения в Фонд социального страхования Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации проверяет сведения и предоставляет услугу.
Схема получения пособия по рождению ребенка при реализации Концепции предусматривает, что по факту получения сведений о рождении ребенка автоматически гражданину назначается пособие (все необходимые для проверки сведения имеются в единой цифровой платформе).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей