IV. Основные направления трансформации социальной сферы

Концепцией определяются следующие основные направления трансформации социальной сферы:

реинжиниринг процессов клиентского обслуживания:

модернизация организационно-функциональной структуры организаций;

увеличение доли использования цифровых каналов оказания социальных услуг:

реинжиниринг процессов основной и обеспечивающей деятельности.

Реинжиниринг процессов клиентского обслуживания включает в себя:

реализацию проактивного формата уведомления гражданина о возможности получения услуг, мер социальной поддержки и о порядке их получения для обеспечения абсолютной прозрачности социальных прав для каждого гражданина, адресного подхода к его обслуживанию;

минимизацию количества документов, представляемых гражданами в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральные учреждения медико-социальной экспертизы для получения услуг, а в перспективе - полное исключение необходимости их представления гражданами за счет перехода организаций на совместное использование данных;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

реализацию в максимально возможной степени проактивного формата предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки, не предполагающего осуществление гражданином каких-либо действий для их получения;

реализацию современных каналов дистанционного обслуживания получателей услуг и мер социальной поддержки (единый портал, информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами"), обеспечение граждан возможностью полноценного и удобного взаимодействия с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы посредством каждого из этих каналов для исключения необходимости личного посещения, включая решение вопроса с дистанционным подтверждением личности;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

унификацию и стандартизацию процессов предоставления услуг;

обеспечение перехода на процессы в режиме онлайн, постоянный доступ через цифровые каналы, возможность получения результата оказания услуги или консультации непосредственно в момент обращения;

реализацию единого порядка взаимодействия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы с различными государственными органами и организациями в полностью цифровом и онлайн режиме;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение омниканальности для всех цифровых и нецифровых каналов обращения за государственными услугами и мерами социальной поддержки с сохранением полной истории взаимодействия гражданина с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с возможностью его продолжения посредством использования любого из каналов с последней "точки" взаимодействия.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Модернизация организационно-функциональной структуры организаций включает в себя:

централизацию осуществляемых процессов на федеральном и межрегиональном уровнях;

реализацию современных форм клиентского обслуживания Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на базе их существующей территориальной сети с оптимизацией их количества и структуры, а также с учетом планируемых мероприятий по реинжинирингу, консолидации и централизации процессов основной и обеспечивающей деятельности;

создание единого контакт-центра для получения гражданами необходимой информации.

Увеличение доли использования цифровых каналов оказания социальных услуг включает в себя:

комплексное информирование граждан и организаций о возможностях и преимуществах взаимодействия и получения государственных услуг и мер социальной поддержки в электронной форме;

переориентацию центров клиентского обслуживания Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - офисов клиентского обслуживания Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) с непосредственного предоставления услуг с использованием бумажных технологий на обучение граждан выполнению операций в электронной форме и помощь гражданам в получении цифровых услуг.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реинжиниринг процессов основной и обеспечивающей деятельности включает в себя:

максимальную стандартизацию и полную автоматизацию процессных операций (например, определение права, назначение, начисление, выплата, учет предоставленных мер социальной поддержки, информирование граждан);

реализацию перехода от формирования и использования документов на бумажных носителях к юридически значимым цифровым записям, разработку и реализацию в информационных системах полноценных структурированных форм электронных документов;

исключение излишне формируемых сведений и документов с учетом перехода на юридически значимые цифровые записи, исключение излишней отчетности, включая отчетность между подразделениями, ведомствами за счет ее перевода в цифровой вид;

исключение согласований и проверок, которые возможно выполнить автоматически посредством информационных систем, сохранив только согласования и проверки в случае разрешения нестандартных ситуаций;

оптимизацию организационной и функциональной структуры при осуществлении функций и реализации полномочий.