10. Рекомендуется состав работ по гидрологическому, метеорологическому и аэрологическому мониторингу подразделять с учетом жизненного цикла ОИАЭ на следующие этапы:
этап 1 - разработка декларации о намерениях (размещение ОИАЭ);
этап 2 - разработка обоснования инвестиций к сооружению ОИАЭ (размещение ОИАЭ);
этап 3 - выбор пункта и площадки размещения ОИАЭ (размещение ОИАЭ);
этап 4 - разработка проектной и рабочей документации, защита проекта ОИАЭ (проектирование, конструирование ОИАЭ);
этап 5 - сооружение, строительство и ввод в эксплуатацию ОИАЭ;
этап 6 - эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт ОИАЭ;
этап 7 - вывод ОИАЭ из эксплуатации;
этап 8 - закрытие (для пунктов захоронения радиоактивных отходов).
11. На 1 и 2 этапах работ рекомендуется выполнить предварительную оценку расчетных гидрологических, метеорологических и аэрологических параметров и характеристик района размещения ОИАЭ на основе сбора и анализа фондовых, справочных, литературных данных, материалов рекогносцировочного обследования местности, а также с учетом данных существующих сетей мониторинга. На вышеуказанных этапах рекомендуется выполнить разработку программы изысканий.
12. На 3 этапе работ рекомендуется реализовать программу изысканий. При недостаточной изученности площадки размещения ОИАЭ рекомендуется организовать и выполнить отдельные виды гидрометеорологических исследований, необходимых для обеспечения проектирования и оценки репрезентативности действующих сетевых гидрометеорологических станций и постов, использованных для предварительных расчетов на этапе 1 и 2. Рекомендуется актуализировать базу данных, включая период единовременных наблюдений на станциях и постах временной и опорной гидрометеорологической сети, и гидрометеорологические параметры, полученные на основании фондовых материалов, а также провести валидацию расчетных программ.
13. На 4 этапе работ рекомендуется продолжить выполнение работ по программе изысканий. Рекомендуется продолжить выполнять наблюдения и произвести корректировку местоположения постов гидрометеорологической станции, оборудованной на участке размещения площадки ОИАЭ (в соответствии с генеральным планом проекта). Рекомендуется актуализировать базу данных, уточнить регрессивные связи и скорректировать результаты расчетов. Рекомендуется составить программу мониторинга, включаемую в состав ООБ ОИАЭ, для выполнения требований главы VI НП-064-17.
По окончании 4 этапа работ в целях разработки нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и сбросов радиоактивных веществ в водные объекты рекомендуется:
определить значения гидрологических, метеорологических и аэрологических параметров с использованием примерного перечня, представленного в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности;
определить минимальные значения гидрологических условий (размеры, расход и проточность водных объектов) по ряду наблюдений не менее чем за 30 лет, а при отсутствии ряда наблюдений по расходу за 30 лет принять значения, соответствующие трети среднегодового расхода или проточности водных объектов.
14. На 5 этапе работ рекомендуется перейти к выполнению программы мониторинга. При мониторинге на этапе сооружения, строительства и ввода в эксплуатацию ОИАЭ рекомендуется продолжить непрерывное гидрологическое, метеорологическое и аэрологическое обеспечение и наблюдения на станциях и постах, организованных по программе инженерных изысканий, для выполнения оперативного прогноза изменения условий размещения ОИАЭ при нормальной эксплуатации и при возможных авариях. Рекомендуется произвести актуализацию расчетных гидрометеорологических характеристик, представленных в составе ООБ ОИАЭ. В состав окончательного ООБ ОИАЭ рекомендуется включить откорректированную программу мониторинга, определяющую порядок выполнения наблюдений и обработку материалов на последующих этапах жизненного цикла ОИАЭ при нормальной эксплуатации и при возможных авариях. На этапах реконструкции и капитального ремонта рекомендуется выполнить оценку необходимости внесения изменений в программу мониторинга.
15. На 6, 7, 8 этапах работ мониторинг рекомендуется реализовать в соответствии с программой, представленной в ООБ ОИАЭ. Актуализацию расчетных гидрометеорологических характеристик, включенных в состав ООБ, рекомендуется осуществлять с интервалом 5 - 10 лет.
16. Программу мониторинга рекомендуется разрабатывать с учетом блок-схемы системы мониторинга, представленной в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.
17. Примерный перечень контролируемых гидрологических, метеорологических и аэрологических параметров, рекомендуемых к учету в программе мониторинга, а также состав работ при выполнении мониторинга приведены в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
18. В программу мониторинга рекомендуется включать:
перечень нормативных документов, описание методов наблюдений и расчетов, выполнение которых обязательно при проведении мониторинга;
требования к исполнителям работ;
перечень контролируемых параметров и характеристик, с учетом пункта 1 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности;
перечень взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов и явлений;
требования к срокам (времени) и объему наблюдений, в том числе с привязкой к рабочим дням ОИАЭ;
схемы, карты (включая топографические), разрезы с указанием отметок и мест измерений, наблюдений (постов), установки средств измерений (измерительной техники);
требования к средствам измерений (измерительной технике) утвержденного типа, прошедшим поверку, включая обязательные метрологические требования к измерениям, точности (погрешности) измерений;
критериальные значения контролируемых параметров;
регламенты аэрометеорологического и гидрологического мониторингов (содержание и структура типового регламента аэрометеорологического и гидрологического мониторингов в районе размещения и на площадке ОИАЭ приведены в приложениях N 5 и 6 к настоящему Руководству по безопасности).
19. В состав мониторинга района размещения и площадки ОИАЭ рекомендуется включать мониторинг ПСА и мониторинг водных объектов.
В состав мониторинга ПСА площадки размещения ОИАЭ для получения исходных данных в реальном времени и определения входных гидрометеорологических и диффузионных параметров выбросов рекомендуется включать непрерывные наблюдения за значениями параметров атмосферы.
20. Объем получаемой информации при выполнении мониторинга ПСА, необходимый для расчетов фактора разбавления радионуклидов в ПСА и фактора осаждения радионуклидов из атмосферы с выпадающими осадками за любой промежуток времени, а также для оценки влияния ОИАЭ на микроклимат прилегающей территории, рекомендуется обосновывать в программе наблюдений.
Объем информации рекомендуется определять с учетом обоснования достаточности исходных данных:
для выполнения расчетов рассеивания выбросов в атмосфере;
для определения среднегодовых концентраций и выпадения радиоактивных примесей в соответствии с рекомендациями руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендуемые методы расчета параметров, необходимых для разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух" (РБ-106-15), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 ноября 2015 г. N 458 (далее - РБ-106-15);
для определения среднегодового фактора разбавления примеси в ПСА;
для оценки турбулентности атмосферы, зависящей от температурной стратификации.
21. Исходные данные для расчетов фактора разбавления рекомендуется получать в результате аэрологических и приземных метеорологических наблюдений, которые организуются в рамках проведения мониторинга на площадке размещения ОИАЭ.
22. Условия рассеивания примеси в атмосфере рекомендуется характеризовать категориями устойчивости атмосферы. Категории устойчивости атмосферы рекомендуется определять по метеорологическим данным, измеренным на наземной метеостанции, используя методы Паскуилла - Тернера и (или) Паскуилла - Фогта. Рекомендации по определению категорий устойчивости атмосферы приведены в пункте 2 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.
23. При выполнении мониторинга параметров гидрологического, метеорологического и аэрологического режимов рекомендуется учитывать ряд многолетних наблюдений (имеющийся исторический банк данных наблюдений государственной сети, данные режимных наблюдений в районе размещения и на площадке ОИАЭ, в том числе за период проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации ОИАЭ).
24. При анализе результатов мониторинга рекомендуется составлять прогноз развития во времени (на период эксплуатации и вывода из эксплуатации) параметров и характеристик гидрологических, метеорологических и аэрологических условий.
25. При анализе изменений и прогнозирования развития во времени параметров и характеристик гидрологических, метеорологических и аэрологических условий рекомендуется учитывать синхронные данные режимных наблюдений ближайших станций и постов государственной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
26. Если измеренное или прогнозируемое по результатам мониторинговых исследований значение контролируемого параметра испытывает устойчивый и значимый тренд в сторону достижения проектного предельного допустимого значения, организациям, выполняющим мониторинг, рекомендуется проинформировать об этом как органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, так и должностных лиц эксплуатирующей организации, ответственных за безопасность ОИАЭ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей