Деятельность Психологической службы субъекта Российской Федерации, опираясь на возрастные и иные особенности обучающихся и удовлетворения их образовательных потребностей, обеспечивает непрерывность индивидуальной траектории развития и обучения, создает преемственность процесса психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования обучающихся.
Психологическая служба в системе образования должна развиваться с учетом ключевых векторов развития системы образования нашей страны. Основным стратегическим документом, определяющим развитие системы психолого-педагогических программ, работ и услуг в системе образования, является Национальный проект "Образование", одной из задач которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Типовые модели оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, рекомендованы письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи":
1) децентрализованная модель, которая предполагает наличие в регионе нескольких центров, имеющих статус юридического лица и включающих в себя ряд структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Структурные подразделения могут выполнять сходные функции либо могут быть профилированы для выполнения отдельных специализированных задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.п.);
2) централизованная модель, предполагающая создание в регионе уполномоченным органом власти ППМС-центра с филиалами, которые распределяются в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи. ППМС-центр представляет собой иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.
- оптимизировать систему управления организацией предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- сократить число административно-управляющего персонала;
- сформировать базовые пакеты услуг для всех категорий детей;
- обеспечить эффективную помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по психолого-педагогическому сопровождению реализации основных общеобразовательных программ;
- оказывать методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
- осуществлять мониторинг эффективности, оказываемой организациями, осуществляющим образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- осуществлять методическое сопровождение специалистов;
- организовать непрерывную систему повышения квалификации специалистов;
- внедрять единые механизмы оценки качества оказываемых услуг;
- осуществлять эффективный контроль использования бюджетных средств.
Основные требования к построению модели региональной Психологической службы субъекта Российской Федерации задаются и другими факторами:
а) современными тенденциями развития системы образования - цифровизацией (цифровой трансформацией), гуманизацией, персонализацией, изменением содержания и результатов различных видов и уровней образования.
б) вызовами и сложностями современного детства: ускорение и глобализация жизни и прогресса; изменение факторов невротизации; цифровизация обучения, общения и взаимодействия; удлинение детства в целом и изменение содержания его отдельных периодов; ряд других.
Сегодня при построении моделей Психологической службы субъекта Российской Федерации невозможно не учитывать следующее:
1) обновление знаний Психологической службы субъекта Российской Федерации о детстве и о деятельности;
2) стандартизацию программ помощи;
3) постоянный взаимонаправленный процесс обновления науки за счет развития практик, и наоборот.
Характеристика вариативных моделей психологических служб, реализуемых в отдельных субъектах Российской Федерации, представлена в приложении 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей