Рекомендации для специалистов Психологической службы по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса на уровне среднего общего образования
Рекомендации для специалистов Психологической службы
по проектированию благоприятных условий для обеспечения
образовательного процесса на уровне среднего
общего образования
Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации на уровне среднего общего образования в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона об образовании направлена на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности <21>.
Для создания благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса, способствующих максимально гармоничному и полноценному развитию личности старших подростков, предотвращению или снижению рисков отклонений в психосоциальном развитии и поведении, необходимо непрерывное взаимодействие специалистов Психологической службы ОО, администрации, педагогов, родителей.
Рекомендуется проведение взаимодополняющих мероприятий, целью которых становится развитие и формирование основных психологических новообразований обучающихся старшего подросткового возраста:
1. Организация психологических занятий, содействующих познавательной и личностной рефлексии - осознанию вариативных индивидуальных траекторий личностного и профессионального становления. Основным результатом данных мероприятий выступает психологическая готовность к профессиональному и личностному самоопределению, самостоятельный и осознанный профессиональный выбор обучающимися.
В сферу профессиональных обязанностей специалистов Психологической службы общеобразовательной организации с обучающимися на этапе профессионального выбора включена работа по формированию компетенций, способствующих эффективному выбору будущей профессиональной деятельности. Необходимо проводить занятия, на которых обучающимся предоставляется возможность:
- рассуждать о карьере, обратить внимание на самого себя и на свое сознание, ценности, интересы, мотивы, особенности мышления, механизмы восприятия и эмоциональное реагирование (рефлексивный компонент);
- проявить активную позицию и принять ответственность за свои поступки, высказывания, решения;
- обсудить в кругу сверстников планы своего профессионального и личного будущего;
- установить деловые контакты (интерактивное поведение) - направленность деятельности на реализацию выстроенных профессиональных планов.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся представляет собой взаимосвязанные направления психолого-педагогической деятельности и включает в себя профессиональное просвещение и профессиональное консультирование, выявление и развитие способностей, пробуждение профессиональных интересов. Важным условием результативности этой работы является взаимодействие Психологической службы общеобразовательной организации с администрацией, педагогами, учителями. В частности, педагоги помогают формировать необходимые знания, способствуют углубленному и более интенсивному изучению важных предметов школьной программы.
Обучающихся необходимо ознакомить:
- с существующими специальностями и специализациями, при этом ориентироваться на интересы и предпочтения обучающихся;
- с вариантами обучения и общеобразовательными организациями интересующего обучающегося профиля;
- с необходимыми знаниями и навыками;
- с особенностями трудоустройства.
2. Проведение занятий развивающей и коррекционной направленности, содействующих развитию и формированию у обучающихся Я-концепции:
- полных и дифференцированных знаний о своих возможностях;
- способности к самоконтролю своей поведенческой и психической активности.
3. Проектирование и проведение групповых и индивидуальных программ развития ценностно-смысловых установок по отношению к собственной жизненной траектории, своему жизненному предназначению. Данную работу рекомендуется проводить специалистами не только Психологической службы ОО, но всеми психологически значимыми для обучающегося субъектами образовательных отношений.
4. Организация занятий в формате социально-психологического тренинга, направленных на развитие позитивных межличностных отношений, разрешение сложных ситуаций во взаимоотношениях с родителями и педагогами, овладение приемами социальной перцепции.
5. Разработка и применение педагогом-психологом развивающих программ, способствующих осознанию обучающимися индивидуальных сильных сторон и раскрытию личностного потенциала. Включение обучающихся в эти программы содействует преодолению инфантильности и личностной незрелости проблемных старших подростков.
6. Проведение мероприятий по снижению повышенной тревожности, что связано со сложными жизненными задачами, которые появляются у обучающихся старшей школы и вызывают чувство неуверенности в себе, а также личностную пассивность. Занятия будут иметь планируемый результат, если обучающиеся освоят умение принимать решения в ситуации неопределенности и смогут развить способность осуществлять осознанный выбор.
Основаниями обеспечения в общеобразовательных организациях психолого-педагогических условий реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО являются:
1. Деятельность по поддержанию психологической безопасности - сохранение психики человека, целостности личности, адаптивности функционирования, умение защищаться от психологических угроз, создавать психологически безопасные отношения, умение использовать возможности среды и личности по предотвращению психологических угроз, защищенность от проявлений психологического насилия во взаимодействии, удовлетворение потребностей в личностно-доверительном общении.
2. Соблюдение требований информационной безопасности - конфиденциальность - защита личной информации обучающихся и обучающих от несанкционированного доступа, доступность - обеспечение доступности информации для обеспечения образовательного процесса в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации и для индивидуальной работы в домашних условиях, защищенность от негативной информации - соответствие используемой информации в образовательном процессе государственному нормативно-правовому регулированию в области защиты обучающихся от негативной информации (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
3. Поддержание системы упорядоченности социальных отношений - предполагает единство действий всех участников образовательного процесса в рамках определенной системы правил.
4. Построение учебной и внеучебной деятельности с учетом культурологических, нравственных, психологических, здоровьесберегающих характеристик экологической безопасности, обеспечивающих экологичность образовательной среды.
5. Специальная организация образовательного процесса, в котором перед обучающимися стоит необходимость работать в зоне актуального и ближайшего развития: наличие системы продуманных препятствий для обучающегося, возможность преодолевать эти препятствия самостоятельно или с помощью окружающих.
6. Определение оптимального типа психолого-педагогического взаимодействия. Ориентация на личностное развитие, развитие эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания.
7. Комплекс мероприятий по формированию социально-психологической умелости - таких умений у обучающихся, которые дают возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.
8. Создание аналитических ситуаций, направленных на формирование рефлексии в преодолении трудностей в обучении - организация образовательной среды, способствующей формированию у обучающихся навыков самопознания внутренних психических актов и состояний, формированию всех видов рефлексии: эмоциональной, рефлексии деятельности, рефлексии содержания учебного материала.
9. Реализация системы мер по поддержанию воспитательного потенциала образовательной среды - организация образовательной среды, насыщенной культурно значимыми объектами (герб страны, города, школы; гимн страны, города, школы; традиции страны, города, школы).
10. Обеспечение условий вариативности образовательной среды - предполагает организацию образовательной среды, максимально отвечающей потребностям и индивидуально-типологическим особенностям всех участников образовательного процесса.
11. Поддержка ресурсного потенциала образовательной среды - предполагает организацию образовательной среды, основанную на представлениях о замещающей деятельности, о компенсаторной деятельности, активизирующей личностные ресурсы обучающегося.
12. Внедрение психолого-педагогических технологий, обеспечивающих творческий и исследовательский потенциал образовательной среды - организация образовательной среды, предлагающей условия для творческой самореализации обучающихся, среды, инициирующей и стимулирующей научно-исследовательский интерес обучающихся.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей