Принципы построения и порядок функционирования открытого реестра рекомендуемых программ психологической помощи
Принципы построения и порядок функционирования открытого
реестра рекомендуемых программ психологической помощи
Развитие психологического обеспечения образования и социальной сферы призвано содействовать совершенствованию психолого-педагогической помощи обучающимся, в ней нуждающимся. Психологические трудности в развитии, воспитании и обучении обучающихся ставят задачу поиска научно обоснованных способов их преодоления, к которым относятся программы психолого-педагогического сопровождения образования.
Актуальным профессионально-общественным механизмом выявления, оценки и тиражирования опыта реализации программ, вызывающих доверие профессионального сообщества, является система профессиональных конкурсов: Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, Национальный конкурс "Золотая Психея".
В соответствии с пунктом 1.10 плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного и.о. Министра образования и науки Российской Федерации 11 мая 2018 года, с целью повышения качества психолого-педагогических программ и технологий, реализуемых в системе образования Российской Федерации, проводится Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде.
На данный конкурс принимаются апробированные на практике программы и технологии с обоснованной эффективностью, содержание которых соответствует нормативным правовым документам, регламентирующим профессиональную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, подготовленные как отдельным автором, так и авторскими коллективами.
Для проведения экспертной оценки представленных программ и технологий Оргкомитетом создается Экспертный совет Конкурса, в состав которого входят ведущие ученые и практики в области психологии и педагогики, имеющие опыт работы по проведению экспертизы конкурсных работ.
Экспертиза представляемых на конкурс материалов позволяет определить основные требования к психолого-педагогическим программам для последующего их включения в реестр рекомендуемых программ, в том числе выявить:
- теоретическое обоснование по выбранной проблеме практической деятельности с акцентом на современные концепции и существующие разработки;
- соотнесение целей и задач с актуальными проблемами в образовательной и социальной средах;
- инновационную составляющую предлагаемых программ и технологий;
- отечественный и зарубежный научный опыт для решения диагностических, консультационных, коррекционных задач, просветительских, профилактических задач;
- привлечение современных цифровых технологий в реализации целей и задач работы психолога образования.
Система профессиональных конкурсов направлена на совершенствование организации психологической работы на всех уровнях образовательной практики, развитие информационного и методического обеспечения психологической работы в сфере образования и социальной сфере, развитие новых форм совместной деятельности организаций социальной сферы в практике психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и предполагает развитие следующих профессиональных компетенций:
- разрабатывать и использовать современные технологии для решения новых психологических и социальных задач в образовательной сфере;
- создавать программы и технологии психологической помощи с применением современного психологического инструментария;
- профессионализм в проведении психологической диагностики, консультационной и коррекционной работы;
- создавать оценочные методики для экспертизы эффективности реализации заложенных в программах целевых ориентиров.
При описании программ, которые могут быть включены в реестр программ, вызывающих доверие профессионального сообщества, на основании конкурсного отбора, следует ориентироваться на требования к структуре разработки, основными элементами которой являются:
- наименование и направленность программы или технологии;
- информация о разработчике(ах), участниках и месте реализации программы или технологии, то есть организации (название, сайт, телефон, электронная почта, руководитель, контактное лицо и т.п.);
- аннотация, в том числе обоснование практической актуальности;
- описание проблемной ситуации, целей и задач, на решение которых направлена программа или технология;
- целевая аудитория, описание ее социально-психологических особенностей;
- методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы или технологии;
- описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники;
- сроки, этапы и алгоритм реализации программы (технологии);
- перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули/дидактические разделы/учебно-тематические планы (в зависимости от вида программы);
- ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы (технологии): требования к специалистам; перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (технологии); требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы (технологии) (помещение, оборудование, инструментарий); требования к информационной обеспеченности организации для реализации программы (технологии) (библиотека, Интернет);
- описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников реализации программы (технологии) (специалистов, детей, родителей (законных представителей), педагогов);
- описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав ее участников;
- ожидаемые результаты реализации программы или технологии;
- система организации внутреннего контроля за реализацией программы (технологии);
- критерии оценки достижения планируемых результатов: качественные и количественные;
- факторы, влияющие на достижение результатов программы или технологии;
- сведения о практической апробации программы на базе организации: место и срок апробации, количество участников;
- результаты, подтверждающие эффективность реализации программы (технологии);
- подтверждение соблюдения правил заимствования.
Разрабатывая программу, следует ориентироваться на то, что экспертизу Конкурсных программ и технологий осуществляет экспертный совет конкурса на основе принципа доказательного подхода.
В методическом плане каждый разработчик может получить помощь экспертной организации - организатора профессионального конкурса, - которая разрабатывает и размещает на официальном сайте критериальный аппарат, позволяющий оценить их эффективность.
Критериальный аппарат направлен на подтверждение обоснованности программы, ее актуальности и востребованности в рамках решения основных задач психолого-педагогического сопровождения, а также потенциал к масштабированию и тиражированию.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей