Рекомендации для специалистов Психологической службы по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса на уровне основного общего образования

Рекомендации для специалистов Психологической службы

по проектированию благоприятных условий для обеспечения

образовательного процесса на уровне основного

общего образования

Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона об образовании основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

При организации профессиональной деятельности современной Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в основной школе необходимо ориентироваться на требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").

В соответствии с требованиями рекомендовано проведение мероприятий по:

- организации психолого-педагогического взаимодействия, направленного на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности;

- подготовке психопрофилактических, психодиагностических развивающих программ, направленных на преодоление трудностей целеполагания, прогнозирования, планирования, самоконтроля;

- организации психолого-педагогического взаимодействия по формированию мотивации к обучению на основе возрастной специфики мотивационной сферы обучающегося;

- психолого-педагогическому содействию в развитии позитивных этнокультурных установок, позитивного отношения к собственной этнической группе;

- организации образовательного пространства, способствующего формированию адекватной самооценки, положительной установки на другого человека, продуктивного межкультурного, межэтнического и межконфессионального взаимодействия;

- организации образовательного пространства, способствующего формированию способности компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее нормативное поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие;

- организации психолого-педагогического взаимодействия, способствующего формированию навыков самоанализа, самонаблюдения, самовыражения, самоизменения в соответствии с морально-нравственными нормами поведения;

- организации деятельности по профилактике, выявлению и преодолению коммуникативных трудностей обучающихся в общении со сверстниками, со взрослыми, с детьми младшего и старшего возраста, трудностей построения диалога;

- разработке комплекса психолого-педагогических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику деструктивного поведения;

- организации деятельности по профилактике, выявлению и преодолению обучающимися рисков и угроз, связанных с использованием интернета (коммуникативных (буллинг, кибербуллинг, конфиденциальность личной информации), технических, контентных, потребительских, интернет-зависимости);

- организации образовательного пространства, направленного на формирование индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы;

- созданию позитивной социальной ситуации развития для субъектов образовательного процесса;

- организации мероприятий, обеспечивающих преемственность при переходе на новую ступень образования;

- содействию гармонизации социально-психологического климата в учебном коллективе (класс);

- организации деятельности по профилактике, выявлению и преодолению трудностей адаптации, обеспечению индивидуального подхода к каждому участнику образовательных отношений;

- организации деятельности по профилактике, выявлению и преодолению школьной тревожности, фрустрации потребности в достижении успеха;

- проектированию и оптимизации развивающего потенциала образовательно-воспитательной среды;

- оказанию помощи педагогам-предметникам, классному руководителю в понимании индивидуальных особенностей обучающихся, возрастных особенностей учения (овладение общим строением учебной деятельности, формирование навыков самоорганизации учебной деятельности);

- организации образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом оптимальной нагрузки обучающихся;

- организации образовательного процесса, способствующего формированию навыков учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогами и сверстниками;

- организации деятельности по преодолению трудностей в обучении и школьной неуспешности, участию в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся;

- оказанию психологической помощи и поддержки родителям обучающихся по актуальным проблемам развития;

- включению обучающихся в социально значимую, просоциальную учебную и внеучебную деятельность;

- определению динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, индивидуального прогресса и достижений;

- организации профессионального взаимодействия всех участников образовательных отношений с целью построения индивидуальной образовательной траектории развития обучающихся;

- организации профессионального взаимодействия всех участников образовательных отношений с целью реализации творческого и научно-исследовательского потенциала обучающихся.