Оказание помощи обучающемуся и его ближайшему социальному окружению после суицидальной попытки

Оказание помощи, направленное на социально-психологическое сопровождение близких суицидента и предотвращение подражательных суицидов, относится к экстренной и кризисной психологической помощи. Ее задачи:

снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших (обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги, администрация образовательного учреждения), оптимизация их актуального психического состояния;

профилактика возникновения негативных эмоциональных реакций и повторных суицидов; профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.

В программе адресной помощи обучающимся целевой группы "Одаренные дети" в качестве стратегических направлений рекомендуется выдвигать следующие:

психологическая поддержка педагогической деятельности;

психолого-педагогическое взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.

Каждое из обозначенных направлений содержит ряд конкретных аспектов деятельности, осуществляемой психологами или при участии психологов в рамках реализации психолого-педагогических программ.

Психологическая поддержка педагогической деятельности включает направления работы:

- взаимодействие с педагогами по вопросам обучения, развития, воспитания обучающихся;

- выработка совместно с педагогами стратегий эффективной поддержки обучающихся и адаптации детей, имеющих трудности в учении и общении, совместный поиск путей и способов оказания психолого-педагогической помощи этим обучающимся;

- разработка методического обеспечения психологической поддержки педагогической деятельности (схем наблюдений, анкет для педагогов).

Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся предполагает:

- повышение уровня психологической грамотности родителей (законных представителей) (тематические беседы, лекции, выступления на родительских собраниях);

- индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по актуальным проблемам познавательного и личностного развития детей, социального взаимодействия и поведения;

- проведение анкетирования и опросов родителей (законных представителей) с целью выявления их ожиданий от школы, ценностных ориентаций, получения обратной связи.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся включает:

- психолого-педагогическое обследование обучающихся при поступлении их в школу;

- психолого-педагогический мониторинг интеллектуального и личностного развития обучающихся с разными видами и уровнями одаренности с целью обеспечения соответствия условий обучения и индивидуальной траектории развития каждого ученика на всех этапах школьного обучения;

- психодиагностическое обследование одаренных обучающихся с трудностями в учении ("дважды исключительные дети", дети с неравномерным развитием) с целью выявления их психологических особенностей, препятствующих успешности, и поиска способов помощи таким детям в преодолении этих трудностей;

- консультационно-коррекционную деятельность по запросам учителей, родителей (законных представителей);

- психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся к новым условиям обучения (главным образом в I и V классах);

- психологическую помощь в профориентации и профессиональном самоопределении обучающихся средних и старших классов;

- психолого-педагогическую поддержку проектной и исследовательской деятельности одаренных школьников;

- психолого-педагогическую поддержку обучающихся на ЕГЭ и других экзаменах;

- создание системы психодиагностики одаренности, соответствующей специфике общеобразовательного учреждения и обеспечивающей: комплексность и системность обследования, учет возрастных и динамических аспектов, надежность и преемственность показателей, и направленной на выявление не только актуальной, но и потенциальной одаренности детей на протяжении всего периода школьного обучения.