Диагностика профессиональных и личностных проблем взрослых участников образовательного процесса
|
1
|
Опросник "Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК)" Авторы: А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова
|
Опросник выявляет дисфункции в родительских семьях взрослых пациентов и позволяет определить мишени как семейной, так и индивидуальной терапии, которая, как правило, связана с проработкой семейного контекста пациента
|
От 18 лет до 55 лет
|
Эксплораторный факторный анализ выделил в опроснике семь шкал. Для определения надежности опросника проведены конфирматорный анализ, проверка тест-ретестовой надежности, подсчитан коэффициент альфа Кронбаха, проверка внутренней согласованности и конструктной валидности опросника. Опросник СЭК не зависит от пола, возраста и уровня образования испытуемых. Подтверждена дискриминантная валидность.
|
Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника "Семейные эмоциональные коммуникации"//Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. N 4. С. 97 - 125. doi:10.17759/cpp.2016240405
|
2016
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся
|
2
|
Опросник перфекционизма. Авторы: Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю.
|
Диагностика перфекционизма (чрезмерного стремления к совершенству) как дисфункциональной личностной черты
|
От 18 до 55 лет
|
Представлены результаты конфирматорного факторного анализа опросника перфекционизма. Установлена трехфакторная структура новой версии методики. Установлены статистически значимые положительные связи 1-го и 3-го факторов опросника с показателями симптомов психических расстройств. Для 2-го фактора такие связи не зафиксированы. Доказана дифференциальная валидность для 1-го и 3-го факторов; для 2-го фактора такие различия не установлены.
|
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 8 - 32. doi:10.17759/cpp.2018260302
|
2018
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
3
|
Опросник проблемного использования социальных сетей (русскоязычная версия)
|
Методика позволяет изучать различные аспекты проблемного использования социальных сетей, к которым относят предпочтение онлайн-общения в качестве ведущего, использование социальных сетей в качестве способа регуляции эмоций, постоянные размышления о социальных сетях, а также компульсивное посещение социальных сетей и негативные последствия частого обращения к социальным сетям.
|
20 - 35 лет
|
Установлена хорошая внутренняя согласованность. Установлена пятифакторная структура опросника, его удовлетворительная надежность и валидность. Анализ значимости различий по когнитивным стратегиям регуляции эмоций, позитивному и негативному аффекту, личностной тревожности в выделенных группах подтверждает внешнюю валидность методики.
|
Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 33 - 55. doi:10.17759/cpp.2018260303
|
2018
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
4
|
Русскоязычная версия опросника "Шкала взаимной адаптации в паре" - DAS (Dyadic Adjustment Scale) Г. Спаниера.
|
Оценка качества отношений в браке
|
Взрослые
|
Валидизация опросника проводилась на двух выборках, включающих супружеские пары и лиц, состоящих в браке. Эксплораторный факторный анализ установил трехфакторную структуру методики, подтвержденную методом конфирматорного факторного анализа. Выделенные шкалы и инструмент в целом обладают высокими показателями надежности: внутренней согласованностью и расщепленной надежностью. Установлена приемлемая конструктная и внешняя валидность методики.
|
Полякова Ю.М., Сорокова М.Г., Гаранян Н.Г. Факторная структура и надежность шкалы взаимной адаптации в паре (DAS) в российской выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 105 - 126. doi:10.17759/cpp.2018260306
|
2018
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
5
|
Методика "Семантический дифференциал жизненной ситуации" (СДЖС)
|
Методика ориентирована на изучение когнитивных и эмоциональных компонентов субъективного восприятия человеком своей жизненной ситуации.
|
Взрослые (18 - 56 лет)
|
Методика разработана в русле психосемантического подхода.
В качестве основных смысловых осей восприятия были выделены факторы: владение ситуацией, эмоциональное переживание ситуации, позитивные ожидания, обыденность и повседневность, разрешимость, личностная включенность и вера в преодолимость ситуации, энергетический заряд, уровень понимания. Выборка апробации: взрослые, находящиеся в условно нормальной (N = 105) и трудной жизненной ситуации (N = 35). Установлены значимые различия в их перцептивно-когнитивной картине жизненной ситуации, подтверждена критериальная валидность методики, обнаружена степень влияния на восприятие ситуации некоторых ее объективных характеристик.
|
Александрова О.В., Дерманова И.Б. Семантический дифференциал жизненной ситуации//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 127 - 145. doi:10.17759/cpp.2018260307
|
2018
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
6
|
Русскоязычная версия опросника "Здоровый образ жизни" (Health Promoting Lifestyle Profile, HPLPII, авторы оригинального опросника Walker, et al., 1987, 1996)
|
Исследуется 3 конструкта наблюдаемого поведения (ответственность за здоровье, физическая активность и питание) и 3 конструкта (духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом), относящиеся к когнитивным и эмоциональным компонентам благополучия (психосоциального благополучия)
|
17 - 65 лет
|
Надежность HPLP II оценивалась путем подсчета коэффициента Кронбаха и показала высокую внутреннюю согласованность, как всего опросника, так и в половозрастных группах. Для проверки конвергентной валидности были использованы шкалы из анкеты здорового образа жизни, личностный опросник "Большая пятерка" (Big5), шкала психологического благополучия Рифф, опросник качества жизни SF36, опросник ТОБОЛ. Полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность опросника. Анализ показал удовлетворительные психометрические свойства HPLP II.
|
Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника "Профиль здорового образа жизни" на российской выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 164 - 190. doi:10.7759/cpp.2018260309
|
2018
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
7
|
Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Сокращенная версия методики "Социальные аксиомы" М. Бонда и К. Леунга
|
Измерение социальных аксиом как "...генерализованных верований о себе, социальной и физической среде, духовном мире, высказанных в форме утверждений об отношениях между реально существующими фактами или идеями" [М. Бонд и К. Леунг, 22].
|
Взрослые
|
При обработке данных использовались конфирматорный факторный анализ и корреляционный анализ; надежность-согласованность оценивалась при помощи коэффициента . Авторам удалось разработать сокращенную версию методики, которая обладает высокой надежностью-согласованностью, подтверждает пятифакторную структуру модели социальных аксиом. Результаты сокращенной версии имеют высокую корреляцию с результатами, полученными с использованием полной версии данной методики, что подтверждает ее валидность. Опросник можно использовать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора
|
1. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики "Социальные аксиомы" М. Бонда и К. Леунга//Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. N 1. С. 96 - 110. doi:10.17759/chp.2020160110
2. Лебедева Н.М. Этнопсихология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014.
|
2014, 2020
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
8
|
Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптированная и модифицированная методика аккультурационных ожиданий Джона Берри.
|
Измерение аккультурационных ожиданий. Д. Берри выделяет 4 аккультурационных ожидания: "интеграция" (ранее - "мультикультурализм"), "ассимиляция" (ранее - "плавильный котел"), "сегрегация", "исключение".
|
Взрослые
|
Авторы внесли модификации в методику, увеличив в два раза количество вопросов по дополнительным сферам повседневной жизни, измеряющих каждое из четырех аккультурационных ожиданий, что позволило значительно увеличить ее надежность-согласованность. С опорой на данные социально-психологического опроса, проведенного на выборке коренного русского населения Москвы (общий объем выборки 198 респондентов, из них 59 мужчин и 139 женщин, средний возраст респондентов 24 года), была продемонстрирована надежность адаптируемой методики, а также ее конструктная и конвергентная валидность.
|
Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри//Социальная психология и общество. 2017. Том 8. N 3. С. 125 - 146. doi:10.17759/sps.2017080310
Лебедева Н.М. Этнопсихология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014.
|
2014, 2020
|
Основная
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
9
|
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)
|
Изучение влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 1996. С. 6 - 19.
|
1996
|
Условно рекомендуемая
|
Родители (законные представители) обучающихся
|
10
|
Тест "Семейная социограмма" Э.Г. Эйдемиллер
|
Выявление положения субъекта в системе межличностных отношений, определение характера коммуникаций в семье
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. 672 с.
|
2008
|
Условно рекомендуемая
|
Родители (законные представители) обучающихся
|
11
|
Личностный дифференциал
|
Изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. С. 20 - 21.
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
12
|
Определение индекса групповой сплоченности (Сишора)
|
Определение групповой сплоченности
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Определение индекса групповой сплоченности Сишора/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. С. 179 - 180.
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
Родители (законные представители) обучающихся, педагоги
|
13
|
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
|
Диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения/Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы//под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: МГУ, 1988. 128 с.
|
1988
|
Условно рекомендуемая
|
Родители (законные представители) обучающихся
|