Социальное развитие и морально-ценностная сфера
|
1
|
Методика "Сказочный семантический дифференциал"
|
Интегральный анализ отношения ребенка к персонажам позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Количественные показатели характеризуют отношение ребенка к себе и другим, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание и иерархию этих категорий, уровень самооценки и меры социализации. Для индивидуальной работы психолога
|
Дети 4 - 10 лет
|
Выявлены половозрастные различия когнитивной сложности межличностного восприятия и социализации. В каждой половозрастной группе для каждого показателя вычислены границы, определяющие его "нормальную" выраженность. Рассматриваются примеры индивидуальных семантических пространств.
|
Петренко В.Ф., Митина О.В. Методика "Сказочный семантический дифференциал": диагностические возможности//Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. N 6. С. 41 - 54. doi:10.17759/pse.2018230604
|
2018
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
2
|
Опросник "Готовность подростков к самостоятельной жизни"
|
Оценка готовности подростков к самостоятельной жизни и развития их жизненных навыков в зависимости от среды воспитания
|
Подростки
|
Опросник основан на адаптации методики Ansell Casey Life Skills Assessment (ACLSA) Youth 4 - Version 4.0 [32]. Продемонстрирована надежность разработанного опросника, а также его конструктная и конвергентная валидность.
|
Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника "Готовность подростков к самостоятельной жизни": оценка и развитие жизненных навыков//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 1. С. 50 - 68. doi:10.17759/pse.2019240104
|
2019
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
3
|
Опросник "Поведенческие особенности антисоциальной креативности" (Русскоязычная версия опросника The Malevolent Creativity Behavior Scale, разработанного под руководством М. Ранко (с разрешения авторов оригинальной версии)
|
Антисоциальная креативность
|
Подростки от 14 лет и взрослые
|
Устойчивость - факторной структуры опросника - подтверждена на разных выборках испытуемых, проведена оценка конструктной валидности и ретестовой надежности. Анализируются различия с оригинальной версией опросника. Выборка стандартизации: осужденные за корыстные, агрессивно-корыстные и агрессивно-насильственные преступления; сотрудники силовых ведомств, футбольные болельщики; обучающиеся образовательных учреждений разного профиля г. Москвы
|
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И.А. Адаптация опросника "Поведенческие особенности антисоциальной креативности"//Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. N 6. С. 25 - 40. doi:10.17759/pse.2018230603
|
2018
|
Основная
|
1. Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления).
2. Подростки с ненормативными кризисами взросления.
3. Несовершеннолетние обучающиеся, признанные подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу.
4. Дети с отклонениями в поведении
|
4
|
Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. "Методика конфликт"
|
Диагностическая методика оценки успешности групповой работы обучающихся в условиях задаваемого извне социокогнитивного конфликта
|
Начальная школа
|
Установлены дифференцирующие возможности данной методики на материале экспериментальных результатов различных школ Москвы.
|
Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление умения обучающихся начальной школы действовать совместно в условиях социокогнитивного конфликта [Электронный ресурс]//Психолого-педагогические исследования. 2013. N 4. URL: http://psyedu.Polivanova_Rivina_Ulanovskaya.phtml (дата обращения: 16.11.2020)
|
2013
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
5
|
Орел Е.А., Куликова А.А. Опросник социально-эмоциональных навыков.
|
Опросник оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе. Содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими и Управление эмоциями.
|
Начальная школа
|
Разработан на основе модели Большой пятерки. Проведено два валидизационных исследования. Проверена конструктная валидность и надежность инструмента. Для анализа факторной структуры был использован конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, а также методы современной теории тестирования, которые подтвердили заложенную факторную структуру. Доказана критериальная валидность инструмента.
|
Орел Е.А., Куликова А.А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. N 3. С. 8 - 17. doi:10.17759/jmfp.2018070301
|
2018
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
6
|
Р. Гудман "Сильные стороны и трудности" (ССТ)
|
Опросник оценки поведения, эмоциональной сферы и взаимоотношений со сверстниками детей и подростков
|
Дошкольники, подростки до 16 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
1. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика эмоционального состояния обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)/Методические рекомендации. - Красноярск, 2013. 40 с.
2. Слободская Е.Р. Психическое здоровье детей и подростков: распространенность отклонений и факторы риска и защиты//Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2008. N 2 (8). С. 8 - 21.
|
2008, 2013
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
7
|
Моросанова В.И. "Стиль саморегуляции поведения (детский) (ССПМД)"
|
Оценка регуляторно-личностных особенностей детей. Оцениваются следующие регуляторные процессы и свойства: планирование, моделирование, программирование, оценивание результата и личностные свойства - гибкость, самостоятельность, ответственность и общий уровень как сумма по всем шкалам.
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5 - 21. doi:10.17759/pse.2019240401
|
2015, 2019
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
8
|
Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго
|
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
|
от 2,5 до 12 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР. Москва, АП - КиППРО, 2007. - 8 с.
|
1999
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
9
|
Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
|
Исследование мотивационной и ценностной сферы
|
6 - 10 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста//Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. N 3. С. 17 - 25.
|
2006
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
10
|
Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н.В.)
|
Оценка выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности
|
9 - 11 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Афанасьева, Н.В. Тест мотивации достижения детей 9 - 11 лет. МД-решетка Шмальта: практическое руководство/Н.В. Афанасьева. - [2-е изд., испр.]. - Москва: Когито-Центр, 2008. - 37, [1] с.
|
2008
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
11
|
Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена
|
Изучение структуры мотивационно-смысловой сферы школьников, временную перспективу будущего
|
с 10 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. 608 с.
|
2004
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
12
|
Тест аксиологической направленности школьников
А.В. Капцов
|
Диагностика ценностной сферы
|
5 - 11 класс
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Капцов А.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие. Изд. 3-е, доп. - Самара: ООО "ИПК "Содружество", 2007. - 44 с.
|
2007
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
13
|
"Подростки о родителях" (модификация "ADOR" Шафера)
|
Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте
|
Подростки
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. - М. - СПб.: Фолиум, 1995.
|
1995
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
14
|
Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре)
|
Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации
|
с 12 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., 2003.
|
2008
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
16
|
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
|
Диагностика особенностей личности человека
|
С 8 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2001.
|
2001
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
17
|
Тест школьной тревожности Филлипса
|
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
|
7 - 14 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХМ", 2001. 672 с.
|
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
18
|
Проективная методика для диагностики школьной тревожности, А.М. Прихожан (на основании методики Amen E.W., Renison N.)
|
Для диагностики школьной тревожности
|
6 - 9 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.
|
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
19
|
Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М. Прихожан)
|
Изучение тревожности как относительно устойчивого образования
|
7 - 12 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Прихожан А.М. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)/Иностранная психология, 1995, N 8, С. 6467.
|
1994
|
Экспериментальная
|
все
|