Направления деятельности психологической службы по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации
Направления деятельности психологической
службы по созданию благоприятной образовательной среды
в общеобразовательной организации
Рекомендовано выстраивать основные направления деятельности психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в соответствии с формами психологического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования и содержания профессионального стандарта педагога-психолога (Психолог в сфере образования) <17>, <20>.
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. Данное направление специалисты Психологической службы общеобразовательной организации реализуют во взаимодействии с педагогами и при координирующем участии администрации общеобразовательной организации:
- участвуют в формировании и реализации планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
- участвуют в разработке программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, программ коррекционной работы;
- разрабатывают психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников;
- разрабатывают совместно с педагогом индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их психологических особенностей;
- участвуют в разработке и реализации мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Психологическая профилактика - содействие полноценному развитию личности всех участников учебно-воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. В рамках данного направления деятельность Психологической службы общеобразовательной организации нацелена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
Специалисты Психологической службы ОО:
- выявляют условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся;
- во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений разрабатывают психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;
- планируют и реализуют совместно с педагогом превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;
- разъясняют субъектам образовательного процесса необходимость применения сберегающих здоровье технологий, оценивают результаты их применения;
- разрабатывают рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию);
- разрабатывают рекомендации для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении;
- разрабатывают и осуществляют профилактические программы для детей разных возрастов с учетом задач развития каждого возрастного этапа.
Психологическая диагностика обучающихся. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации направлена на решение задачи получения информации об индивидуально-психических особенностях детей и обучающихся, что является ценным для самого обучающегося и тех, кто с ним работает, - педагогов, социального педагога, родителей (законных представителей), администрации. Психологическая диагностика направлена на измерение той или иной психической функции, выявление характерологических, индивидуально-личностных характеристик, направленности и мотивации, изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности. Важно понимать, что психодиагностика не является самоцелью, она не проводится вне контекста целостного психического развития обучающегося. Итогом психодиагностической работы становится выявление у обучающихся таких психологических особенностей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии, а также выявление ресурсов, на которые можно опираться при планировании коррекционной или развивающей работы, консультировании.
Анализ результатов психологической диагностики становится основой для проектирования и реализации других направлений работы Психологической службы общеобразовательной организации - психологической профилактики, консультирования, коррекционно-развивающей работы.
Психологическое консультирование. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации в рамках направления работы по психологическому консультированию субъектов образовательного процесса нацелена на решение задачи содействия сохранению и укреплению психологического здоровья каждого школьника, а специалисты службы призваны консультировать:
- обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;
- администрацию, педагогов, преподавателей и других работников общеобразовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
- педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;
- администрацию общеобразовательной организации, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации в рамках коррекционно-развивающего направления работы рекомендуется проводить в активном психолого-педагогическом воздействии, направляемом на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психологического здоровья и устранение деформаций в межличностных отношениях участников образовательной среды, и включать в себя:
- проектирование и реализацию коррекционно-развивающих программ для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
- организацию и осуществление совместно с педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции нарушений социализации и адаптации обучающихся, особенностей психического развития;
- проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Профессионально грамотно построенное психологическое просвещение относится к особому типу обучения - социально-психологическому обучению - активному групповому воздействию, направленному на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающему социально-психологическую умелость, реализующему принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающему поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем.
Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации в рамках направления работы по психологическому просвещению заключается в ознакомлении педагогов и администрации общеобразовательных организаций с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Специалистам психологической службы общеобразовательной организации рекомендуется:
- информировать субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
- знакомить педагогов, администрацию общеобразовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития обучающихся (в рамках методических и педагогических советов);
- представлять педагогам и администрации общеобразовательных организаций современные исследования в области профилактики отклонений в социальной адаптации обучающихся;
- проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей);
- информировать педагогов и родителей о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, а также о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации осуществляется в динамичном взаимодействии с субъектами образовательных отношений, содержательно и технологически включается в работу Психолого-педагогического консилиума - организационную форму взаимодействия руководящих и педагогических работников с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Распоряжением от 9 сентября 2019 г. N Р-93 Министерство просвещения Российской Федерации утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации.
Согласно данному Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (далее - ППк), цель которого - способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
В состав ППк входят: председатель - заместитель руководителя организации, заместитель председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов ППк). Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель общеобразовательной организации.
С целью организации работы ППк по решению вопросов, связанных с преодолением трудностей в обучении, рекомендуется рассматривать проблемные ситуации при непосредственном участии педагогов.
Психолого-педагогический консилиум - один из перспективных методов работы педагога-психолога. Его основное назначение - помочь педагогу избежать субъективизма в оценке возможностей обучающегося, помочь с разных сторон подойти к пониманию интеллектуального и личностного развития обучающегося, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений и пр. Обеспечить подход к обучающемуся с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. При решении проблемных вопросов специалистам Психологической службы общеобразовательной организации необходимо:
- стремиться показать педагогическому коллективу обучающегося с разных сторон, обязательно найти его положительные стороны;
- работать с установками педагога по отношению к данному обучающемуся;
- содействовать пониманию в коллективе всеми педагогами сути личностных проблем обучающегося.
Грамотно выстроенная работа Психолого-педагогического консилиума способствует решению проблемных ситуаций, расширению психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей