Актуальность

Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит перед общеобразовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, участия этих специалистов в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы общеобразовательной организации с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.

Практика показывает, что благоприятная атмосфера в школе, которая является одним из существенных факторов учебного процесса и напрямую зависит от слаженной работы педагогического коллектива, требует постоянного профессионального сотрудничества, совершенствования психолого-педагогических компетенций специалистов, способных обеспечить поддержку и психологическое сопровождение категорий детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, преодоление дефицитов обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Своевременное оказание необходимой помощи является залогом успеха дальнейшего обучения, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.

В этой связи функционирование психологической службы любой образовательной организации обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.

Опыт реализации Концепции развития психологической службы в системе образования на период до 2025 года, положительный опыт региональных практик указывают на ряд актуальных задач, без решения которых невозможно обеспечить эффективную деятельность психологических служб в образовательных организациях. К ним следует отнести:

- обоснование целей профессиональной деятельности педагога-психолога в общеобразовательных организациях, типовых профессиональных задач и способов их решения;

- обеспечение требований к психолого-педагогическим условиям реализации ФГОС ОО;

- разработку психолого-педагогических программ, регламентирующих цели, содержание и основные профессиональные задачи педагога-психолога в рамках реализации ООП;

- разработку и обоснование сертифицированного инструментария профессиональной деятельности педагога-психолога и института сертифицированного пользователя;

- содействие совершенствованию оказания психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений психологическими службами образовательных организаций и ППМС-центрами;

- системную работу по преодолению дефицита компетенций у значительного количества педагогов-психологов в решении профессиональных задач, связанных с реализацией действующих ФГОС ОО;

- формирование у специалистов компетенций, обеспечивающих возможность профессионально работать в межведомственной и междисциплинарной команде.

В методических рекомендациях оформлены предложения по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, на их возрастное развитие и улучшение образовательных результатов. Рекомендации созданы с опорой на работающие модели и лучшие практики взаимодействия психологических служб с педагогами, а также ППк, ППМС-центрами в вопросах выявления и преодоления трудностей в обучении, индивидуализации обучения целевых групп обучающихся (детей и подростков), нуждающихся в дополнительной помощи взрослых.