II. Характеристика современного состояния развития школьного спорта

II. Характеристика современного состояния развития

школьного спорта

Пункт 31 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет школьный спорт как часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

По данным федерального статистического наблюдения по форме ОО-2, в 2019 году общее количество общеобразовательных организаций составило 40,4 тыс. единиц, в том числе 23,0 тыс. - в сельской местности (57,0% от общего числа).

Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработало вопрос о потребности (на 1 сентября 2020 г.) в создании условий для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях. В частности, было выявлено, что в 14020 общеобразовательных организациях имеется потребность в ремонте спортивных залов; в 633 - в перепрофилировании имеющихся помещений в помещения для занятия физической культурой и спортом; в 22534 - в создании школьного спортивного клуба; в 13715 - в создании открытого плоскостного спортивного сооружения.

По инициативе Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", начиная с 2014 года, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом (далее - субсидии).

Всего за период с 2014 года по 2020 год из федерального бюджета бюджетам 83 субъектов Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) выделено 10 867 775,9 тыс. рублей, за счет которых в 11 668 общеобразовательных организациях отремонтировано 7 022 спортивных зала, перепрофилировано 330 имеющихся аудиторий в спортивные залы для занятия физической культурой и спортом, создано и оснащено спортивным инвентарем и оборудованием 7 023 школьных спортивных клуба и оснащено спортивным инвентарем и оборудованием 3 176 открытых спортивных плоскостных сооружений.

С 2019 года данное направление деятельности реализуется в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - проект).

Начиная с 2020 года указанный проект реализуется не только в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, но и в малых городах (с населением до 50 тыс. человек).

Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 30, и государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302, в субъектах Российской Федерации при общеобразовательных организациях построено 180 спортивных сооружений на общую сумму 3,4 млрд рублей.

Частью 2 статьи 28 Федерального закона об образовании установлено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 сентября 2016 г. N 3/16) одобрена и реализуется примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - рабочая программа). Рабочая программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы соответствующей образовательной организации. Содержание рабочей программы построено по модульному принципу с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В современных условиях физическое воспитание в общеобразовательных организациях осуществляется в самых разнообразных формах: уроки физической культуры и внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, деятельность школьных спортивных клубов, работа спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС). Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы. В рамках указанных ФГОС реализуется учебный предмет "Физическая культура", который является обязательным для изучения в объеме трех часов в неделю.

Содержание учебного предмета "Физическая культура" направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально-культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.

Рабочая программа включает 6 модульных курсов для каждого уровня образования - спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание и национальный компонент (народные подвижные игры, лапта, городошный спорт). В настоящее время в реестре примерных основных общеобразовательных программ размещены образовательные программы по физической культуре в качестве модулей по видам спорта: гандбол, дзюдо, плавание, футбол, хоккей, тэг-регби. Для повышения мотивации и увеличения двигательной активности на уроках физической культуры используются модули программ по гимнастике, самбо, бадминтону и элементы других видов спорта.

В рамках разделов "Основы знаний" и "Способы физкультурной деятельности" изучаются история развития физической культуры, всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); основные направления развития физической культуры в современном обществе; информация об играх древности и современных Олимпийских играх; правила здорового образа жизни, формы организации активного отдыха и средства физической культуры и другие теоретические материалы.

Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона об образовании образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе школьные спортивные клубы, ФГОС предусматривает организацию внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, мероприятия).

Одновременно требуется обновление содержания и преподавания учебного предмета "Физическая культура", усиление взаимосвязи физической культуры с программами оздоровления, воспитания и социализации с учетом общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностей, ресурсов традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта. Данная задача будет решаться в рамках реализации Концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура", утвержденной на заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2018 г. N ПК-1вн), и Программы.

В целях дальнейшего развития системы физкультурно-спортивного воспитания в части развития в образовательных организациях внеурочной деятельности действует Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, утвержденный приказом Минпросвещения России от 23 марта 2020 г. N 117 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2020 г., регистрационный N 58189).

Реализация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях осуществляется в рамках деятельности школьных спортивных клубов (далее - ШСК), спортивных секций и других мероприятий.

По данным Минспорта России, в 11,9 тыс. ШСК занимается около 1,9 млн детей и подростков. Наиболее популярными и массовыми видами спорта являются: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание, спортивная борьба, лыжные гонки. В ряде субъектов Российской Федерации организованы школьные спортивные лиги - соревнования среди школьных спортивных команд по видам спорта. В Ленинградской области проводятся областные соревнования среди школьных команд по 7 видам спорта. В Пермском крае проводятся соревнования по видам спорта, координация осуществляется через совещательный орган "Лига школьных спортивных клубов". Ульяновская лига школьного спорта включает проведение соревнований среди ШСК по муниципалитетам, по 4 зонам, а также областной Фестиваль школьного спорта.

Определенное внимание в ШСК уделяется работе с детьми-инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, из многодетных, малообеспеченных или неполных семей, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (5,9 тыс. детей-инвалидов, 133,6 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, 234,0 тыс. обучающихся из многодетных и малообеспеченных семей, 108,6 тыс. детей из неполных семей, 10,6 тыс. детей-сирот, 21,6 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей).

Начиная с IV квартала 2017 г. Минспортом России совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации (в настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 - Минпросвещения России) и Минздравом России осуществляется мониторинг травматизма и смертельных случаев от травм, полученных при занятиях физической культурой и спортом.

По информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2018 году во время занятий физической культурой и спортом произошло 32 смертельных случая, из которых 10 - в образовательных организациях.

При этом в целях предупреждения заболеваний и травматизма, внезапной смерти при занятиях физической культурой и спортом, в том числе среди детей и подростков, необходимо проводить их качественное медицинское обеспечение, а также оценку адекватности физических нагрузок индивидуальному физическому состоянию занимающихся физической культурой.

В целях предотвращения несчастных случаев во время проведения занятий физической культурой и спортом действует приказ Минспорта России от 13 июля 2016 г. N 808 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2016 г., регистрационный N 43881), которым утвержден порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 602 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2017 г., регистрационный N 48372), с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России от 1 июля 2019 г. N 346 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55840), утвержден порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливающий правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, в результате которых обучающимися были получены повреждения здоровья либо повлекших смерть обучающегося.

Минпросвещения России и Минспорт России ежегодно утверждают Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся образовательных организаций различного уровня образования, который содержит перечень социально значимых мероприятий, в том числе физкультурных и спортивных мероприятий, как комплексных, так и по отдельным видам спорта, а также информационно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

Программной и нормативной основой системы физического воспитания населения, устанавливающей государственные требования к уровню физической подготовленности населения, является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), в том числе предусматривающий проведение фестивалей для различных категорий граждан. Ежегодно на базе ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" проводится Фестиваль комплекса ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте 11 - 15 лет.

В целях повышения интереса у подростков к участию в выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО в 2019 году впервые проведен Всероссийский фестиваль "Игры отважных" среди обучающихся старших классов общеобразовательных организаций. Инициаторами проведения фестиваля выступили Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение "Юность России" и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников".

Основой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки обучающихся, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирование у детей и подростков здорового образа жизни, являются Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", в которых ежегодно на школьном этапе принимают участие около 11 и 6 млн обучающихся соответственно, а также система всероссийских физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий школьных команд по видам спорта.

Победители и призеры Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", Фестиваля комплекса ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций вносятся в государственный информационный ресурс Образовательного Фонда "Талант и успех" о детях, проявивших выдающиеся способности.

Начиная с 2018 года Минпросвещения России проводятся Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов. В 2019 году в соревнованиях на муниципальном и региональном этапах приняли участие более 500 000 обучающихся, в финальном этапе - лучшие команды ШСК - победители региональных этапов, 750 обучающихся из 47 регионов России.

Продолжается проведение Всероссийских проектов "Волейбол - в школу", "Баскетбол - в школу", "Мини-футбол - в школу". В целях повышения престижа военной службы у подрастающего поколения и улучшения физической и технической подготовленности молодежи допризывного возраста Минспортом России совместно с Минобороны России ежегодно проводится Спартакиада молодежи России допризывного возраста.

В целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций начиная с 2011 года проводится Всероссийская гимназиада среди обучающихся образовательных организаций.

Под эгидой Международной Федерации школьного спорта (ISF), созданной в 1972 году, объединяющей 106 стран пяти континентов, проводятся чемпионаты мира среди обучающихся по различным видам спорта, Всемирные гимназиады, в которых обучающиеся общеобразовательных организаций добиваются достаточно высоких спортивных результатов.

Учитывая положительную динамику развития школьного спорта в Российской Федерации, России впервые было предоставлено право проведения Чемпионата мира по самбо среди школьников, который прошел в г. Орле в августе 2018 года.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации предусматривается реализация мероприятий, направленных на создание условий по привлечению детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, однако требуется решить ряд проблем, сдерживающих развитие физической культуры в общеобразовательных организациях:

повышение уровня эффективного использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций;

обеспечение общеобразовательных организаций современным спортивным инвентарем и оборудованием (большое количество общеобразовательных организаций используют устаревшее спортивное оборудование и инвентарь, у которого истекли сроки эксплуатации, отсутствуют паспорта на оборудование и сертификаты на соответствие требованиям безопасности ГОСТ Р (или ТУ при отсутствии соответствующих ГОСТ Р);

обеспечение мониторинга материально-технического состояния спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций;

обновление содержания преподавания урока "Физическая культура" и организации внеурочной работы;

обеспечение повышения квалификации педагогических работников;

расширение сети ШСК;

обеспечение медицинского сопровождения школьного спорта;

разработка современных моделей проведения физкультурных и спортивных мероприятий, отвечающих запросам молодого поколения и мирового опыта.