Решение Верховного Суда РФ от 15.02.2021 N АКПИ20-958 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2021 г. N АКПИ20-958

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.В. о признании частично недействующим пункта 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234,

установил:

приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2014 г., регистрационный номер 35442, опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2014 г. N 299.

Согласно абзацу первому пункта 23 Правил плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 23 Правил в части, обязывающей отправителя предварительно оплатить возврат почтового отправления при подаче почтового отправления, до возникновения оснований для возврата почтового отправления, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 10, пункту 1 статьи 781, пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой статьи 16 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи". Считает, что оспариваемый пункт нарушает его право на свободное распоряжение своими денежными средствами. По мнению административного истца, услуга почтовой связи, которую отправитель заказывает и обязан оплатить предварительно, заключается только в пересылке отправления получателю. Возврат почтового отправления не является заказываемой отправителем услугой почтовой связи, а значит предварительная оплата в случае возврата почтового отправления законом не предусмотрена.

С.В. свое требование мотивирует тем, что оспариваемая норма предоставляет почтовому оператору право требовать предварительную оплату несуществующего на тот момент обязательства под угрозой отказа в приеме почтового отправления, в связи с чем 21 апреля 2019 г. и 13 сентября 2019 г. сотрудниками Главпочтамта ГУФПС Почты России г. Белгорода ему было отказано в принятии международных отправлений ввиду неоплаты возврата почтового отправления.

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 5).

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Административный истец С.В. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. не признал административный иск.

Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации Р. не признала административный иск.

Обсудив доводы административного истца С.В., выслушав возражения представителя Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Р., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью третьей статьи 4 Федерального закона "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На день издания Правил таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти являлось Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 1, подпункт 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418).

После переименования министерства названные полномочия стало осуществлять Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Таким образом, Правила утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных ему полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N АКПИ19-313.

Частями первой и второй статьи 4 Федерального закона "О почтовой связи" предусмотрено, что отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

Основные понятия, которые используются в целях регулирования отношений в области почтовой связи, определены в статье 2 Федерального закона "О почтовой связи".

Под почтовой связью понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; к услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; международная почтовая связь - это обмен почтовыми отправлениями между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств (абзацы второй, пятый и шестой статьи 2 Федерального закона "О почтовой связи").

Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей (пункт 1 Правил).

В силу части первой статьи 16 Федерального закона "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона "О почтовой связи" плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.

В Положении о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637, определены цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации.

В силу пункта 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 3 декабря 2020 г. N 1182/20 утверждены предельные максимальные уровни тарифов на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемых АО "Почта России", при этом в качестве видов отправлений и услуг указаны: 1) пересылка почтовой карточки; 2) пересылка письма и бандероли; 3) пересылка бандероли с объявленной ценностью; 4) возвращение или отправление по новому адресу почтовых отправлений (по тарифам, указанным в пунктах 1, 2, 3).

Исходя из приведенных законоположений, под общедоступной почтовой связью понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, что включает в себя учет, хранение и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции и является частью почтовой услуги.

Вместе с тем международная почтовая связь согласно статье 2 Федерального закона "О почтовой связи" представляет собой не единый производственно-технологический комплекс средств, находящийся под юрисдикцией Российской Федерации, а лишь обмен, то есть процесс передачи почтовых отправлений одним государством и получение такого отправления другим государством и наоборот.

Таким образом, международная почтовая связь не относится к почтовой связи Российской Федерации общего пользования.

Доводы административного истца о противоречии абзаца первого пункта 23 Правил части первой статьи 16 Федерального закона "О почтовой связи", пункту 1 статьи 10, пункту 1 статьи 781, пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации основаны на неверном толковании норм права.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Порядок оплаты оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг установлен статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В пункте 1 статьи 44 Федерального закона "О связи" закреплено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 54 Федерального закона "О связи").

По совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI Правил; б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI Правил (пункт 10 Правил).

В соответствии с абзацем пятым пункта 34 Правил по истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

Договором об оказании услуг почтовой связи может быть предусмотрен отказ отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения. При отказе отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения, порядок действий оператора почтовой связи в отношении таких почтовых отправлений устанавливается договором об оказании услуг почтовой связи (абзац шестой пункта 34 Правил).

В силу пункта 35 Правил за пересылку по новому адресу и возврат по новому адресу почтовых отправлений взимается плата, размер которой определяется в соответствии с договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

Вопреки утверждениям административного истца пункт 23 Правил не содержит предписаний о том, что отправитель обязан оплатить возврат регистрируемого почтового отправления (заказное письмо) до возникновения факта такого возврата, ссылка административного истца на указанное обстоятельство является произвольной.

Федерального закона или иного нормативного правового акта, которым бы противоречил оспариваемый пункт Правил, не имеется.

Является ошибочным и подлежит отклонению довод С.В. о нарушении пунктом 23 Правил его прав в связи с отказом в принятии международных отправлений, поскольку отношения в области международной почтовой связи регулируются решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании оспариваемого пункта Правил недействующим фактически сводится к его несогласию с конкретными действиями и решениями сотрудников почтового отделения, а также с состоявшимися судебными постановлениями по его иску. Вместе с тем проверка законности и обоснованности таких действий и решений не входит в предмет настоящего административного дела.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С.В. о признании частично недействующим пункта 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ