2.1 Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Улучшение жилищных условий является одним из ключевых элементов создания комфортной и безопасной среды. Основные вызовы в этой сфере связаны с нарастанием объемов аварийного жилья и жилья ограниченной работоспособности, наличием деградирующих и неиспользуемых территорий в городах и поселениях.

На период 2019 - 2025 годов основными задачами Фонда по данному направлению являются:

1) сокращение непригодного для проживания жилищного фонда путем расселения аварийного жилья;

2) развитие новых механизмов реализации программ (проекты комплексного развития территорий жилой застройки);

3) контроль качества жилых помещений, предоставляемых гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда;

4) разработка предложений по совершенствованию механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда.

Одной из целей национального проекта "Жилье и городская среда" является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания аварийного жилищного фонда, под которым понимается осуществление в отчетном периоде (с 2019 года по 2024 год) расселения непригодного для проживания жилищного фонда в объеме не менее 50 процентов объема жилья, признанного в этот же период аварийным.

Для достижения обозначенной цели федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (далее - федеральный проект) в 2019 - 2024 годах планируется переселить 509,48 тыс. граждан из 9,03 млн. кв. м аварийного жилья.

Для выполнения поставленных задач и достижения ключевых показателей эффективности деятельности Фонда по данному направлению в период действия программы будут реализованы следующие мероприятия.

1. Предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в общем объеме 406,19 млрд. рублей в 2019 - 2024 годах.

Цели федерального проекта будут достигаться путем реализации программ переселения, финансируемых с использованием средств Фонда и предусматривающих ликвидацию многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке до 1 января 2017 года вследствие физического износа и подлежащих сносу или реконструкции. При этом указанными программами предусмотрено переселение 0,63 млн. граждан из 10,44 млн. кв. м аварийного жилищного фонда.

Механизмы реализации программ переселения субъектами Российской Федерации определены Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 185-ФЗ и предусматривают:

приобретение жилых помещений в многоквартирных (в том числе строительство которых не завершено), в жилых <2> домах и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

--------------------------------

<2> В жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

предоставление гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра <3>, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений;

предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.

--------------------------------

<3> Определяется в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ.

Основные требования к программам переселения утверждены приказом Минстроя России от 11 ноября 2021 года N 817/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" <4>.

--------------------------------

<4> Ранее действовали в редакции приказа Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр.

В целях методологической поддержки субъектов Российской Федерации Фондом также разрабатываются рекомендации по внедрению законодательно установленных механизмов реализации программ переселения.

Целевые показатели реализации программ переселения в 2019 - 2024 годах установлены паспортом федерального проекта, которым предусматривается возможность внесения изменений в показатели проекта по результатам оценки хода его выполнения субъектами Российской Федерации.

Порядок предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в Фонд, порядок увеличения лимитов и особенности предоставления финансовой поддержки Фонда субъектам Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года N 278 "О порядке предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов в Фонд на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 278).

В целях ускорения темпов реализации программ переселения и их досрочного завершения субъекты Российской Федерации получат возможность обращаться за финансовой поддержкой, рассчитанной не только на текущий финансовой год, но и на плановый период, а также за сверхлимитной финансовой поддержкой.

2. Предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на расселение аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года, в общем объеме 45 млрд. рублей в 2022 и 2023 годах. Предусмотренный объем финансирования позволит переселить 44,99 тыс. человек из 1,1 млн. кв. м аварийного жилья.

В целом объем аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2022 года, а также жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года и не вошедшего в федеральный проект, составляет 15,2 млн. кв. м (844 тыс. человек). Предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации для ликвидации названного аварийного жилья будет осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Мониторинг программ переселения

Основными формами мониторинга реализации программ переселения являются анализ периодической отчетности (еженедельной, ежемесячной, годовой), выездной мониторинг (проверки в субъектах Российской Федерации) и дистанционные контрольные, селекторные совещания с субъектами Российской Федерации, работа с обращениями граждан.

Сбор и анализ периодической отчетности субъектов Российской Федерации ведется Фондом на основании приказа Минстроя России от 25 апреля 2014 года N 205/пр, которым утверждены формы отчетности и методика формирования отчета по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации программ переселения. Еженедельные и ежемесячные оперативные сведения отражают достижение целевых показателей программ переселения, ход их финансирования и кассовые расходы, заключение и исполнение контрактов. Годовая отчетность содержит сведения о ходе переселения граждан, заключенных контрактах, построенных домах, реализации программ переселения с учетом непредвиденных обстоятельств, выполнении условий предоставления финансовой поддержки, расселении аварийных домов вне программ переселения.

Инструментом представления и анализа периодической отчетности является автоматизированная информационная система "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ").

Для обеспечения большей открытости данных о ходе реализации программ переселения, в том числе в целях выполнения федерального проекта, на официальных сайтах Фонда www.fondgkh.ru и www.reformagkh.ru размещается актуальная инфографика.

Фонд также продолжит осуществлять выездной мониторинг реализации программ переселения в субъектах Российской Федерации и дистанционные контрольные мероприятия. Особое внимание будет уделяться вопросам качества жилья, предоставляемого гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда. Государственной корпорацией будет продолжен контроль за устранением нарушений качества многоквартирных домов, внесенных в единый реестр обращений по вопросам качества предоставляемых жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Реестр обращений) в соответствии с приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года N 709/пр (далее - приказ Минстроя России N 709/пр). Помимо этого, Фондом будут приняты необходимые меры по устранению вновь выявляемых в 2019 - 2025 годах недостатков качества жилых помещений, допущенных при строительстве жилья в рамках реализации программ переселения.

В рамках мероприятий по энергоэффективности при реализации программ переселения Фонд продолжит проведение мониторинга показателей энергоэффективности построенных многоквартирных домов.

Фондом будет продолжена работа по обеспечению ведения на постоянной основе реестров аварийных многоквартирных и жилых домов. Также Фондом будет проводиться проверка заключений специализированных организаций по итогам обследования многоквартирных домов (в целях принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) на соответствие требованиям, установленным законодательством

4. Развитие новых форм реализации программ переселения:

увеличение доли мероприятий, реализуемых через проекты комплексного развития территорий жилой застройки;

оказание методологической поддержки субъектам Российской Федерации в отборе потенциальных проектов и их обосновании, оценке потенциала территорий для комплексного развития;

обеспечение автоматизированного информационного сопровождения реализации проектов (мониторинг, оценка потенциала территорий с раскрытием таких данных для неограниченного круга потенциальных инвесторов и застройщиков).

5. В целях совершенствования механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда в период действия Программы государственной корпорацией будут внедряться введенные инструменты реализации программ переселения и вырабатываться предложения, направленные на:

формирование постоянно действующих механизмов переселения граждан из аварийного жилья (должны включать в себя мониторинг динамики ветшания жилья, долгосрочное и краткосрочное прогнозирование потребности в финансовых ресурсах, механизмы выделения финансовой поддержки и ее распределения между регионами, принятия региональных программ и мониторинга их реализации; дополнение способов реализации программ предоставлением гражданам жилых помещений на условиях договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования);

дополнение механизмов реализации программ переселения (использование средств финансовой поддержки на разработку проектной документации для целей строительства многоквартирных домов, на строительство и приобретение индивидуальных жилых домов (с применением сборных комплектов домов заводского изготовления));

расширение возможностей использования земельных участков, высвободившихся после сноса аварийных домов (для жилищного строительства вне зависимости от источников финансирования строительства);

расширение практики строительства жилья, отвечающего повышенным требованиям по энергоэффективности и обеспечивающего в процессе эксплуатации экономию коммунальных ресурсов и снижение совокупного коммунального платежа граждан.

Оценка эффективности реализации Программы по данному направлению осуществляется по следующим показателям:

Показатели

Ед. изм.

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Общая площадь, подлежащая расселению в рамках федерального проекта

млн. кв. м

0,14

1,24 <*>

2,36

1,95

1,83 <**>

1,53 <**>

Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта

тыс. чел.

8,2

68,66 <*>

130,32

112,55

104,18 <**>

85,57 <**>

Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года

тыс. чел.

-

-

-

3,44

22,80

18,74

<***>

Доля домов, включенных в единый реестр обращений по вопросам качества предоставляемых жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 31 декабря года, предшествующего отчетному, по которым строительные недостатки (дефекты) были устранены до 31 декабря отчетного года

%

100

100

100

100

100

100

100

Доля площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках реализации программ переселения из аварийного жилищного фонда, в отношении которых проведены выборочные проверки качества

%

30

40

40

40

40

40

40

Объем жилищного строительства в рамках проектов комплексного развития территорий

млн. кв. м

-

-

0,2

0,4

0,8

0,8

0,8

--------------------------------

<*> Фактически в счет выполнения целевых показателей 2019 - 2020 годов переселены 136,4 тыс. человек из аварийного жилищного фонда площадью 2,22 млн. кв. м.

<**> Целевые значения показателей могут быть уточнены с учетом фактической реализации программ переселения в 2019 - 2022 годах.

<***> Целевые значения показателей будут определены после принятия решений о предоставлении Фонду дополнительных субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации и (или) определения иных источников финансирования на указанные цели.