2.3 Обеспечение реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры для повышения качества жизни граждан
Коммунальная инфраструктура в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем износа и технологического отставания и низкими темпами обновления основных фондов. Для повышения качества жизни граждан, улучшения экологической ситуации и обеспечения развития жилищного строительства необходима масштабная модернизация эксплуатируемых коммунальных систем.
Проведение такой модернизации требует выделения значительных финансовых ресурсов на федеральном уровне, поскольку возможности региональных бюджетов для финансирования локальных проектов и региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры ограничены, а уровень частных инвестиций остается крайне низким, особенно в малых и средних городах.
Для модернизации коммунальных систем в сфере водоснабжения действует федеральный проект "Чистая вода", направленный на повышение качества питьевой воды. В сфере водоотведения для 16 субъектов Российской Федерации действует федеральный проект "Оздоровление Волги", направленный на улучшение экологической ситуации в бассейне Волги.
Проектам в сфере теплоснабжения, а также проектам в сфере водоотведения, не вошедшим в федеральный проект "Оздоровление Волги", государственная поддержка может быть предоставлена в рамках действующей программы Фонда, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 1451 "О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры" (далее - программа поддержки коммунальной инфраструктуры).
Программа предусматривает поддержку проектов модернизации коммунальной инфраструктуры с применением следующих финансовых механизмов:
софинансирование части расходов по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
возмещение части фактически понесенных участником проекта затрат на уплату процентов по кредитам и облигационным займам, привлеченным в проекты модернизации;
софинансирование части расходов по подготовке проектов модернизации.
Программа поддержки коммунальной инфраструктуры направлена на достижение следующих целей:
повышение качества коммунальных услуг для граждан по доступной для населения стоимости коммунальных услуг;
привлечение внебюджетных средств в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
обеспечение надежности и повышения эффективности работы инженерных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду;
расширение практики энергоэффективной модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
увеличение мощностей и строительство сетевых объектов для обеспечения подключения новых абонентов и развития территорий,
поддержку социально значимых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах.
В целях реализации инфраструктурных проектов, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Правительством Российской Федерации в 2021 году определены окупаемые механизмы финансирования ("инфраструктурное меню"), включающие предоставление заемного финансирования с использованием средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ).
Правила предоставления Фондом за счет привлеченных средств ФНБ займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2022 года N 87.
Финансирование предоставляется на реализацию проектов строительства, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, ливневой системы водоотведения.
Заемщиками выступают организации, владеющие объектами инфраструктуры на праве собственности, хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, на основе договора аренды или концессионного соглашения.
Заем выдается на срок не более 25 лет с погашением основной суммы долга начиная с 5-го года; ставка - 3 процентов годовых.
а) стоимость - не менее 100 млн. рублей (без учета стоимости по проектированию);
б) доля средств ФНБ (полученных через Фонд) - не более 80 процентов;
в) мероприятия проекта включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в схему теплоснабжения и (или) в схему водоснабжения и водоотведения;
г) мероприятия проекта включены в план мероприятий по созданию, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, утвержденный решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
д) в отношении каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, должно иметься положительное заключение по результатам технологического и ценового аудита (до момента перечисления займа);
е) достаточность финансовых ресурсов для реализации проекта и источников для обслуживания и погашения займа в течение срока займа (методика оценки утверждается Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации).
ж) соответствие показателей финансового состояния заемщика требованиям, установленным методикой проверки финансового состояния заемщика (методика утверждается Фондом по согласованию с Минстроем России, Минфином России и Минэкономразвития России).
Решение об одобрении проекта с предельным лимитом финансирования принимается Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации на основании решения Фонда, согласованного Минстроем России, о соответствии заявки установленным требованиям.
В рамках реализации "Инфраструктурного меню" Фондом также на основании поручений Минстроя Россия будут осуществляться функции, связанные с финансированием инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов.
Для достижения указанных целей и содействия масштабной модернизации коммунальной инфраструктуры основными задачами Фонда на период 2019 - 2025 годы являются:
1) предоставление финансовой поддержки в соответствии с программой поддержки коммунальной инфраструктуры;
2) предоставление заемного финансирования на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры за счет привлеченных средств ФНБ;
3) организационно-методологическая поддержка субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций - заемщиков;
4) мониторинг и контроль достижения целевых показателей по проектам модернизации коммунальной инфраструктуры;
5) мониторинг реализации проектов, профинансированных за счет привлеченных средств ФНБ, и финансового состояния организаций - заемщиков;
6) предварительное рассмотрение заявок субъектов Российской Федерации на финансирование инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов и представление в Минстрой России заключений для последующего рассмотрения заявок Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию; мониторинг реализации указанных проектов;
7) мониторинг и организационно-техническая поддержка реализации региональных программ в рамках федеральных проектов "Чистая вода" и "Оздоровление Волги";
8) разработка предложений по развитию механизмов финансовой поддержки проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленных на повышение эффективности государственной поддержки и увеличения доли внебюджетных инвестиций.
Для выполнения поставленных задач и достижения ключевых показателей эффективности деятельности Фонда по данному направлению в период действия программы будут реализованы следующие мероприятия.
1. Предоставление финансовой поддержки в соответствии с программой модернизации коммунальной инфраструктуры в размере 13,09 млрд. рублей <5>.
--------------------------------
<5> Указанный объем средств приведен по состоянию на 1 января 2019 года; объем финансовой поддержки, которым располагает Фонд на указанные цели, по состоянию на 1 января 2020 года составил 9,35 млрд. рублей, по состоянию на 1 января 2021 года - 1,47 млрд. рублей, по состоянию на 1 января 2022 года - 0,18 млрд. рублей.
2. Предоставление заемного финансирования на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры за счет привлеченных средств ФНБ в размере 150 млрд. рублей.
3. Организационно-методологическая поддержка Фонда субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций-заемщиков в том числе:
совершенствование действующих и разработку (при необходимости) новых методических документов;
оценка проектов на соответствие критериям эффективности и правилам предоставления финансовой поддержки;
оценка проектов, предусматривающих заемное финансирование за счет средств ФНБ, и организаций-заемщиков на соответствие правилам предоставления финансирования;
консультационная поддержка, в том числе на этапе подготовки проектов, в целях повышения качества проектов модернизации коммунальной инфраструктуры;
взаимодействие с экспертными и кредитными организациями, в том числе осуществление обмена отраслевой информацией, распространение лучших практик и опыта подготовки проектов в целях выработки совместных предложений по совершенствованию механизмов финансовой поддержки и создания условий для кратного увеличения числа проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
4. Мониторинг проектов и контроль достижения целевых показателей проектов модернизации коммунальной инфраструктуры путем:
сбора и анализа оперативной и периодической отчетности, в том числе по выполнению организациями-заемщиками принятых на себя обязательств при реализации проектов;
выездного и дистанционного мониторинга;
создания информационного ресурса для сбора, анализа и верификации данных о состоянии объектов и систем коммунальной инфраструктуры, а также для мониторинга аварийности на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
5. В рамках мониторинга и организационно-технической поддержки региональных программ по федеральным проектам "Чистая вода" и "Оздоровление Волги" <6> Фондом будет осуществляться <7>:
--------------------------------
<6> В части мероприятий по сокращению в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу.
<7> Функции осуществляются в соответствии с планами мероприятий по реализации соответствующих федеральных проектов, приказами и поручениями Минстроя России.
сбор и анализ данных при проведении оценки состояния объектов питьевого водоснабжения и систем очистки сточных вод, а также при подготовке, реализации и мониторинге исполнения региональных программ по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;
подготовка и направление в Минстрой России сводной отчетности о результатах оценки состояния объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, а также о ходе реализации региональных программ.
Необходимым условием для успешной реализации проектов модернизации коммунальных систем и федеральных проектов является создание системы мониторинга реализации мероприятий. АИС "Реформа ЖКХ" предоставляет возможность сбора и анализа информации о состоянии объектов и систем водоснабжения, объектов и систем очистки сточных вод с целью выработки эффективных управленческих решений при реализации региональных программ по повышению качества водоснабжения (в рамках федерального проекта "Чистая вода") и региональных программ по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений (в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги").
Для указанных сфер информационная система будет обеспечивать:
формирование и представление в Минстрой России заявок от субъектов Российской Федерации на получение финансирования в автоматическом режиме;
выбор технологий водоподготовки на основании "Справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и учетом оценки риска здоровью населения";
мониторинг реализации региональных программ, позволяющий оценивать эффективность мероприятий и их влияние на достижение целевых показателей федеральных проектов, включая выявление возможных рисков.
Информационную систему планируется развивать в целях обеспечения проведения регионами оценки состояния объектов теплоснабжения.
5. В целях совершенствования и расширения действующей программы поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом будут разрабатываться предложения, направленные на:
переход от содействия локальной модернизации коммунальной инфраструктуры к обеспечению масштабного обновления основных фондов коммунальной инфраструктуры путем развития механизмов финансовой поддержки с привлечением внебюджетных инвестиций. Тиражирование опыта Фонда, апробированного на пилотных проектах, на пулы региональных проектов при выделении Фонду дополнительных средств из бюджета Российской Федерации;
изменение системы финансирования федеральных проектов "Чистая вода" и "Оздоровление Волги" - переход к участию Фонда в их реализации с использованием подходов, применяемых при расселении аварийного жилищного фонда, для обеспечения максимального кассового исполнения проектов, упрощения процедуры выделения денежных средств регионам, сохранения и перераспределения денежных остатков, что позволит оптимизировать процессы реализации указанных федеральных проектов;
создание системы комплексной и оперативной оценки состояния отрасли, основанной на актуальной и достоверной информации о составе объектов коммунальных систем, их техническом состоянии и характеристиках работы, об уровне энергоэффективности, аварийности, а также оценки достаточности существующих мощностей для подключения новых абонентов.
Оценка эффективности реализации Программы по данному направлению осуществляется по показателю:
--------------------------------
<***> Целевые значения показателей будут определены в случае принятия решений о предоставлении Фонду дополнительных субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации и (или) определения иных источников финансирования на указанные цели.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей