Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Решение Верховного Суда РФ от 17.10.2001 N ГКПИ01-1442 <О признании частично недействительным пункта 13 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2001 г. N ГКПИ 01-1442

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице

судьи Верховного Суда РФ Горохова Б.А.,

при секретаре Бирюковой Е.Ю.,

с участием прокурора

Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании 17 октября 2001 г. гражданское дело по заявлению Лысова Виктора Викторовича о признании частично недействительным п. 13 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (в ред. Постановлений Совмина СССР и ВЦСПС от 20.10.87 N 1177, от 14.05.90 N 478, от 26.06.90 N 600, от 11.10.90 N 1013; Постановления Совмина СССР от 24.11.90 N 1177; Постановления Совмина РСФСР и ФПП РСФСР от 22.07.91 N 405; Постановления Кабинета Министров СССР от 14.08.91 N 601).

Заслушав объяснения представителя заявителя Гончаровой Е.Ю. (доверенности от 29.06.2001 N 5694 и от 16.10.2001), представителя Фонда социального страхования РФ Новицкой Л.М. (доверенность от 05.12.2000 N 02-26/05, представителя ФНПР России Грачевой Г.И. (доверенность от 16.10.2001 N 107), представителя Минтруда России Белобородова Ю.К. (доверенность от 12.10.2001 N 72-30-ВЯ), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление Лысова В.В. подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации

установил:

в соответствии с п. 13 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", в случае наступления временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы, во время военного учебного или поверочного сбора либо дополнительного отпуска, предоставленного в связи с обучением в учебных заведениях без отрыва от производства, пособие выдается со дня, когда рабочий или служащий по окончании указанного периода должен был приступить к работе.

Арбузова Е.А. в интересах Лысова В.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным п. 13 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (в ред. Постановлений Совмина СССР и ВЦСПС от 20.10.87 N 1177, от 14.05.90 N 478, от 26.06.90 N 600, от 11.10.90 N 1013; Постановления Совмина СССР от 24.11.90 N 1177; Постановления Совмина РСФСР и ФНП РСФСР от 22.07.91 N 405; Постановления Кабинета Министров СССР от 14.08.91 N 601), в части слов "наступления временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы", ссылаясь на то, что он противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству о труде и нарушает право граждан на социальное обеспечение в случае временной утраты трудоспособности.

По мнению заявителя, норма обжалуемого Постановления, устанавливающая, что в случае, если нетрудоспособность работника наступила в период временной приостановки работы, то пособие за время приостановки работы предприятия ему не выдается, нарушает его право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

В период с 14 марта 1997 г. по 28 марта 1997 г. Лысов В.В. был болен. Больничный лист был ему рассчитан бухгалтерией МП "Медавтотранс" в мае 1997 года. В ноябре того же года, когда работники предприятия получали заработную плату за май, пособие по временной нетрудоспособности Лысову В.В. не выплатили. Решением Тагилстроевского районного суда от 5 ноября 1999 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 7 марта 2000 г., в удовлетворении требований о взыскании начисленной, но не выплаченной суммы пособия по временной нетрудоспособности Лысову В.В. было отказано со ссылкой на оспариваемый пункт Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", в связи с чем заявитель считает, что его право на гарантированное государством социальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности нарушено обжалуемым нормативным правовым актом.

Свое требование о признании незаконным оспариваемого нормативного правового акта заявитель обосновывает тем, что в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. Исходя из смысла данной нормы, государство гарантирует всем работающим гражданам социальную поддержку в период временной нетрудоспособности.

В соответствии со статьей 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.73) участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Оспариваемые пункты нормативных актов ограничивают права работников на получение социального пособия в случае временной нетрудоспособности, если последняя наступила в период временной приостановки работы предприятия. Данная норма ставит человека в тяжелые материальные условия, лишает тех гарантий социальной поддержки, которые установлены Конституцией Российской Федерации.

Данная норма оспариваемого акта противоречит провозглашенному статьей 19 Конституции Российской Федерации принципу равенства граждан перед законом и судом, поскольку ставят в неравные условия в случае болезни тех граждан, которые работают на предприятиях, деятельность которых не приостановлена, и граждан - работников предприятий, работа которых приостановлена по различным причинам: в период временной приостановки деятельности предприятия здоровый работник получает заработную плату в размере 2/3 от тарифа, а работник, находящийся на больничном, не получает ни 2/3 от тарифа, ни оплату больничного листа, поскольку запрет на оплату больничного установлен оспариваемым подзаконным нормативным актом.

Установленный пунктом 13 Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" запрет на выплату социального пособия по временной нетрудоспособности за период приостановки деятельности предприятия не соответствует, по мнению заявителя, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не обоснован интересами защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со статьей 236 КЗоТ РФ все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию, в том числе и для выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

Статья 237 КЗоТ РФ устанавливает обязанность работодателей уплачивать взносы на государственное социальное страхование. Взносы на социальное страхование начисляются и уплачиваются из заработной платы работника. Таким образом, заявитель регулярно уплачивает взносы в Фонд социального страхования, но государство не обеспечивает его пособием по социальному страхованию в случаях, предусмотренных пунктом 13 оспариваемого Постановления.

Представители Фонда социального страхования РФ Новицкая Л.М., ФНПР России Грачева Г.И. и Минтруда России Белобородов Ю.К. с требованиями Лысова В.В. не согласились, указав на то, что в случае приостановки деятельности предприятия временно нетрудоспособные работники имеют право на получение 2/3 гарантированного заработка, но не пособия по временной нетрудоспособности.

Период приостановки работы определяется как простой, и в случае, если он произошел не по вине работника, государство гарантирует работнику оплату времени простоя в размерах не ниже установленных законодательством.

В соответствии со статьей 94 КЗоТ РФ время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки, установленного работнику разряда (оклада).

По мнению Минтруда России, ФНПР России и Фонда социального страхования РФ, пункт 13 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", не ограничивает права работника, поскольку гарантированное частью первой статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное пособие в случае болезни не нарушено. За дни нетрудоспособности, в период которых не сохраняется заработная плата, заявителю назначается пособие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения заинтересованных лиц и заключение прокурора, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Лысова В.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Пунктом 13 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (в ред. Постановлений Совмина СССР и ВЦСПС от 20.10.87 N 1177, от 14.05.90 N 478, от 26.06.90 N 600, от 11.10.90 N 1013; Постановления Совмина СССР от 24.11.90 N 1177; Постановления Совмина РСФСР и ФНП РСФСР от 22.07.91 N 405; Постановления Кабинета Министров СССР от 14.08.91 N 601), предусмотрено, что в случае наступления временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы пособие выдается со дня, когда рабочий или служащий по окончании указанного периода должен был приступить к работе.

То обстоятельство, что оспариваемая заявителем правовая норма ограничивает право граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае приостановки работы предприятия, учреждения или организации, не оспаривается представителями органов, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и подтверждено вступившим в законную силу решением суда по делу, в котором эти нормы были применены.

Между тем такое ограничение права работника на получение пособия по временной нетрудоспособности ни по содержанию, ни по форме законным быть признано не может.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Это право граждан в силу части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации не может быть поставлено в зависимость от каких-либо социальных или иных обстоятельств и в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 237 КЗоТ РФ взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка.

Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.

В соответствии со ст. 239 КЗоТ РФ пособие по временной нетрудоспособности выдается при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, карантине и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 процентов заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних детей - иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается на уровне 90 процентов минимальной оплаты труда.

Согласно Закону РСФСР от 24 октября 1990 г. "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" и части 2 статьи 4 КЗоТ РФ нормы обжалуемого заявителем Постановления действуют на территории Российской Федерации до настоящего времени, поскольку законодательство Российской Федерации об обеспечении работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности на сегодняшний день отсутствует. Вместе с тем нормы Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191, являющегося подзаконным нормативно - правовым актом, при отсутствии специального федерального закона о выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим гражданам ограничивать гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации и статьями 237 и 239 КЗоТ РФ право работников на получение государственного пособия по временной нетрудоспособности не могут.

Необоснованным является довод представителей Минтруда России, ФНПР России и Фонда социального страхования России о том, что установленный в соответствии с п. 13 обжалуемого Постановления порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности не ограничивает прав работника, поскольку гарантированное частью первой статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное пособие в случае болезни не нарушено, так как при утрате заработка по причине нетрудоспособности пособие выплачивается; что в случае приостановки работы организации работник утрачивает заработок не по причине нетрудоспособности, а по иной причине.

Право работающего гражданина на получение пособия по временной нетрудоспособности статья 39 Конституции Российской Федерации и статьи 237, 239 КЗоТ РФ связывают с наступлением лишь одного юридически значимого обстоятельства - с временной нетрудоспособностью работника вследствие заболевания. Продолжается ли в период болезни работника работа предприятия, учреждения, организации или приостанавливается по каким-либо причинам, правового значения не имеет, поскольку с этими обстоятельствами наступление правовых последствий закон не связывает.

Более того, в ч. 2 ст. 237 КЗоТ РФ прямо указано на то, что обстоятельства, связанные с действиями работодателей, не являются основанием для ограничения права работников на получение государственного пособия по временной нетрудоспособности.

При таких обстоятельствах требования Лысова В.В., как основанные на нормах Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о труде, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Лысова Виктора Викторовича удовлетворить.

Пункт 13 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (в ред. Постановлений Совмина СССР и ВЦСПС от 20.10.87 N 1177, от 14.05.90 N 478, от 26.06.90 N 600, от 11.10.90 N 1013; Постановления Совмина СССР от 24.11.90 N 1177; Постановления Совмина РСФСР и ФНП РСФСР от 22.07.91 N 405; Постановления Кабинета Министров СССР от 14.08.91 N 601), в части слов "наступления временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы" признать недействительным.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.