Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 марта 2021 г. N 404

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИКИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ

ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ"

Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" в следующей редакции:

"Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 апреля 2014 г. N 304

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 18 марта 2021 г. N 404)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИКИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ

ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ"

ПАСПОРТ

государственной программы Российской Федерации "Развитие

судостроения и техники для освоения

шельфовых месторождений"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

отсутствуют

Участники Программы

-

Министерство транспорта Российской Федерации,

Федеральное агентство морского и речного транспорта,

Федеральное агентство по рыболовству

(до 2020 года)

Подпрограммы Программы (в том числе федеральная целевая программа)

-

подпрограмма 1 "Развитие судостроительной науки";

подпрограмма 2 "Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений";

подпрограмма 3 "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли";

подпрограмма 4 "Государственная поддержка";

федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники"

на 2009 - 2016 годы

Цель Программы

-

увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники в отечественных судостроительных и судоремонтных организациях в 5 раз по отношению к 2013 году, а также достижение уровня локализации производимой продукции судостроения до 70 процентов

Задачи Программы

-

разработка и внедрение новых прорывных разработок, необходимых для создания морской, речной техники и техники для освоения шельфовых месторождений, а также развитие инжиниринга в судостроительной промышленности до уровня, сопоставимого с уровнем стран - лидеров в судостроении;

обеспечение импортозамещения и локализации производства продукции судостроения, комплектующего оборудования и техники, в том числе для освоения шельфовых месторождений;

поддержка развития производственных мощностей;

стимулирование спроса на продукцию судостроительной отрасли

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

динамика выпуска гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями (в денежном выражении) по отношению к 2013 году;

уровень локализации продукции судостроения по кооперации 1 уровня;

объем выпуска судостроительной продукции организациями отрасли (водоизмещение порожнем);

индекс изменения производительности труда (выработки на одного работающего) в промышленных организациях судостроительной отрасли по отношению к 2013 году;

доля отечественной продукции судостроительной отрасли на внутреннем рынке;

количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в судостроительной отрасли;

рост мощностей по обработке металла в корпусообрабатывающем производстве по отношению к 2013 году;

объем выпуска судов водоизмещением более 80 тонн

Этапы и сроки реализации Программы

-

2013 - 2030 годы, в том числе:

I этап - 2013 - 2020 годы;

II этап - 2021 - 2025 годы;

III этап - 2026 - 2030 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет

422973673,3 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 27135296 тыс. рублей;

2014 год - 24618098,9 тыс. рублей;

2015 год - 9188472,8 тыс. рублей;

2016 год - 17729300,7 тыс. рублей;

2017 год - 10292343,6 тыс. рублей;

2018 год - 9801624,1 тыс. рублей;

2019 год - 8907866,3 тыс. рублей;

2020 год - 17172668,3 тыс. рублей;

2021 год - 25001442,5 тыс. рублей;

2022 год - 21884403 тыс. рублей;

2023 год - 25268918,1 тыс. рублей;

2024 год - 56142200 тыс. рублей;

2025 год - 53823039 тыс. рублей;

2026 год - 33676200 тыс. рублей;

2027 год - 25612200 тыс. рублей;

2028 год - 25630200 тыс. рублей;

2029 год - 15567200 тыс. рублей;

2030 год - 15522200 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

создание научно-технического задела для производства конкурентоспособных высокоэкономичных судов и плавсредств гражданского назначения для морского, речного, рыбопромыслового флота и отраслей, осуществляющих добычу минеральных, биологических и энергетических ресурсов Мирового океана и континентального шельфа, а также судов научно-исследовательского и экспедиционного флота;

разработка новых технологий и инновационных проектов гражданской морской техники и техники для освоения шельфовых месторождений, в том числе обладающих потенциально высокой конкурентоспособностью на мировом рынке;

осуществление технического перевооружения на уникальных исследовательских, испытательных комплексах и стендах в интегрированных структурах отрасли в интересах создания научно-технического задела для развития отрасли;

создание производственных мощностей, обеспечивающих строительство, ремонт и модернизацию современных крупнотоннажных судов и морской техники;

осуществление обновления производственной базы организаций судостроительной промышленности;

создание необходимого задела для увеличения в структуре судостроения доли высокотехнологичной продукции;

обеспечение создания и полномасштабного функционирования научно-исследовательских организаций в судостроительной отрасли;

достижение целевых индикаторов:

к 2020 году:

динамика выпуска гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями (в денежном выражении) по отношению к 2013 году - в 2 раза;

уровень локализации продукции судостроения по кооперации 1 уровня - 45 процентов;

количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в судостроительной отрасли - 2,6 тыс. единиц;

рост индекса изменения производительности труда (выработки на одного работающего) в промышленных организациях судостроительной отрасли по отношению к 2013 году - в 1,9 раза;

к 2030 году:

динамика выпуска гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями (в денежном выражении) по отношению к 2013 году - в 5 раз;

уровень локализации продукции судостроения по кооперации 1 уровня - 70 процентов;

количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в судостроительной отрасли - 6 тыс. единиц;

рост индекса изменения производительности труда (выработки на одного работающего) в промышленных организациях судостроительной отрасли по отношению к 2013 году - в 2,7 раза

Справочно: объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации государственной программы (всего)

-

отсутствует

ПАСПОРТ

подпрограммы 1 "Развитие судостроительной науки"

государственной программы Российской Федерации "Развитие

судостроения и техники для освоения

шельфовых месторождений"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

создание более 300 защищенных технологических решений для создания перспективной наукоемкой морской техники

Задачи подпрограммы

-

развитие и укрепление научного потенциала отрасли;

создание опережающего задела и технологий, необходимых для создания перспективной техники;

укрепление и развитие научного и проектно-конструкторского потенциалов отрасли;

развитие кадрового потенциала научных и проектно-конструкторских организаций судостроительной отрасли;

увеличение объема фундаментальных и поисковых исследований в судостроении

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений, полученных в результате выполнения подпрограммы;

индекс изменения фондовооруженности работников научных и проектных организаций в области судостроения по отношению к 2013 году;

доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности работников научных и проектных организаций отрасли;

индекс изменения производительности труда (выработки на одного работающего) в научных и проектных организациях по отношению к 2013 году;

соотношение объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в интересах производства гражданской продукции, выполненных за счет собственных средств организаций, к объемам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных за счет средств федерального бюджета;

динамика изменения объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в интересах производства гражданской продукции, выполненных за счет собственных средств организаций, по отношению к 2013 году

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2016 - 2030 годы:

I этап - 2016 - 2020 годы;

II этап - 2021 - 2025 годы;

III этап - 2026 - 2030 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет

101343468 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 5438952,7 тыс. рублей;

2017 год - 4260846,4 тыс. рублей;

2018 год - 2883593,5 тыс. рублей;

2019 год - 4087500 тыс. рублей;

2020 год - 3689966,3 тыс. рублей;

2021 год - 3594649,7 тыс. рублей;

2022 год - 2937779,7 тыс. рублей;

2023 год - 2937779,7 тыс. рублей;

2024 год - 9287200 тыс. рублей;

2025 год - 10167200 тыс. рублей;

2026 год - 10726200 тыс. рублей;

2027 год - 10362200 тыс. рублей;

2028 год - 10380200 тыс. рублей;

2029 год - 10317200 тыс. рублей;

2030 год - 10272200 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной наукоемкой морской техники гражданского и военного назначения;

обеспечение создания и полномасштабного функционирования научно-исследовательских организаций судостроительной отрасли;

осуществление технического перевооружения уникальных исследовательских, испытательных комплексов и стендов научно-исследовательских организаций и основных интегрированных структур отрасли, оснащение их современными измерительными средствами;

обеспечение создания, реконструкции и комплексного развития полигонной базы отрасли;

достижение целевых индикаторов:

рост индекса изменения фондовооруженности работников научных и проектных организаций в области судостроения по отношению

к 2013 году - в 4 раза;

доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности работников научных и проектных организаций отрасли - 40 процентов;

рост индекса изменения производительности труда (выработки на одного работающего) в научных и проектных организациях - в 1,8 раза

ПАСПОРТ

подпрограммы 2 "Развитие технологического потенциала

гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых

месторождений" государственной программы Российской

Федерации "Развитие судостроения и техники

для освоения шельфовых месторождений"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Федеральное агентство по рыболовству

(до 2020 года)

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

создание более 100 и внедрение более 50 технологий по созданию судов и техники для освоения шельфовых месторождений с учетом необходимости импортозамещения

Задачи подпрограммы

-

стимулирование разработки оборудования и проектов судов и техники для освоения шельфовых месторождений;

создание условий для развития технологического потенциала промышленности по созданию судов и техники для освоения шельфовых месторождений

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

количество вновь разработанных технологий, полученных в результате выполнения подпрограммы;

количество внедренных в производство технологий;

доля гражданских судов и плавсредств, построенных на отечественных верфях по проектам российских проектных организаций

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2016 - 2025 годы:

I этап - 2016 - 2020 годы;

II этап - 2021 - 2025 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет

29765898,4 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 1000000 тыс. рублей;

2017 год - 2380563 тыс. рублей;

2018 год - 3061247 тыс. рублей;

2019 год - 2126488,4 тыс. рублей;

2020 год - 217000 тыс. рублей;

2021 год - 150000 тыс. рублей;

2022 год - 195300 тыс. рублей;

2023 год - 195300 тыс. рублей;

2024 год - 10655000 тыс. рублей;

2025 год - 9185000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

обеспечение увеличения общего технологического потенциала Российской Федерации в основных направлениях развития техники и судов для освоения шельфовых месторождений;

обеспечение технологической возможности производства техники и судов для освоения шельфовых месторождений на территории Российской Федерации;

обеспечение технологической возможности импортозамещения в гражданском судостроении и технике для освоения шельфовых месторождений;

достижение целевых индикаторов:

количество вновь разработанных технологий, полученных в результате выполнения подпрограммы, - более 100;

количество внедренных в производство технологий - более 50;

доля гражданских судов и плавсредств, построенных на отечественных верфях по проектам российских проектных организаций - 100 процентов

ПАСПОРТ

подпрограммы 3 "Развитие производственных мощностей

гражданского судостроения и материально-технической базы

отрасли" государственной программы Российской Федерации

"Развитие судостроения и техники для освоения

шельфовых месторождений"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

увеличение в 2 раза мощностей по обработке металла в корпусообрабатывающем производстве

Задачи подпрограммы

-

укрепление и развитие производственного потенциала отрасли;

развитие и оптимизация существующих производственных мощностей для обеспечения удовлетворения потребности российских судовладельцев в объектах гражданской морской техники;

модернизация и развитие, а также создание новых производственных мощностей гражданского судостроения

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

индекс изменения фондоотдачи промышленного производства судостроительных верфей по отношению к 2013 году;

индекс изменения фондовооруженности промышленных организаций в области судостроения по отношению к 2013 году

Срок реализации подпрограммы

-

2016 - 2026 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет

32889936,2 тыс. рублей, в том числе:

2016 год - 1000000 тыс. рублей;

2017 год - 393736,2 тыс. рублей;

2018 год - 0 тыс. рублей;

2019 год - 0 тыс. рублей;

2020 год - 3250000 тыс. рублей;

2021 год - 1206200 тыс. рублей;

2022 год - 720000 тыс. рублей;

2023 год - 720000 тыс. рублей;

2024 год - 9200000 тыс. рублей;

2025 год - 8700000 тыс. рублей;

2026 год - 7700000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

создание производственных мощностей, обеспечивающих строительство, ремонт и модернизацию современных гражданских судов, морской техники и техники для освоения шельфовых месторождений;

реализация комплекса мероприятий по развитию производственных мощностей гражданского судостроения;

достижение целевых индикаторов:

к 2020 году:

рост индекса изменения фондоотдачи промышленного производства судостроительных верфей по отношению к 2013 году - 100 процентов;

рост мощностей по обработке металла в корпусообрабатывающем производстве по отношению к 2013 году - в 1,3 раза;

к 2030 году - рост индекса изменения фондовооруженности промышленных организаций в области судостроения по отношению к 2013 году - в 3 раза;

рост мощностей по обработке металла в корпусообрабатывающем производстве по отношению к 2013 году - в 2 раза

ПАСПОРТ

подпрограммы 4 "Государственная поддержка" государственной

программы Российской Федерации "Развитие судостроения

и техники для освоения шельфовых месторождений"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Федеральное агентство морского и речного транспорта,

Министерство транспорта Российской Федерации

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

постройка более 200 гражданских судов, приобретенных с использованием механизма лизинга и кредитования

Задачи подпрограммы

-

реализация механизма кредитования судовладельцев на условиях постройки судна на отечественных верфях;

поддержка механизма лизинга судов, построенных на отечественных верфях;

субсидирование программ утилизации судов речного, смешанного плавания и рыбопромысловых судов;

поддержка судостроительных организаций и предотвращение банкротства

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

доля гражданских судов (в денежном выражении), приобретенных с использованием механизма лизинга;

товарный выпуск лизинговой программы акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" (нарастающим итогом);

количество судов, приобретенных с использованием механизма лизинга и кредитования (нарастающим итогом);

доля гражданских судов (в денежном выражении), приобретенных с использованием механизма кредитования

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013 - 2030 годы:

I этап - 2013 - 2020 годы;

II этап - 2021 - 2025 годы;

III этап - 2026 - 2030 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет

213266921,5 тыс. рублей, в том числе:

2013 год - 8642696 тыс. рублей;

2014 год - 7989660 тыс. рублей;

2015 год - 2702062,5 тыс. рублей;

2016 год - 6190348 тыс. рублей;

2017 год - 3257198 тыс. рублей;

2018 год - 3856783,6 тыс. рублей;

2019 год - 2693877,9 тыс. рублей;

2020 год - 10015702 тыс. рублей;

2021 год - 20050592,8 тыс. рублей;

2022 год - 18031323,3 тыс. рублей;

2023 год - 21415838,4 тыс. рублей;

2024 год - 26700000 тыс. рублей;

2025 год - 25470839 тыс. рублей;

2026 год - 15250000 тыс. рублей;

2027 год - 15250000 тыс. рублей;

2028 год - 15250000 тыс. рублей;

2029 год - 5250000 тыс. рублей;

2030 год - 5250000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

созданы экономические стимулы для ускоренного обновления российского флота, замены судов, выслуживших нормативные сроки службы и не соответствующих по своему физическому и моральному состоянию современным требованиям к безопасности;

реализованы проекты лизинга грузовых и пассажирских судов внутреннего плавания и морских рыбопромысловых судов отечественного производства;

увеличено количество судов под Государственным флагом Российской Федерации (зарегистрированных в Российском международном реестре судов);

реализованы программы утилизации судов;

предотвращено банкротство организаций судостроения;

достижение целевых индикаторов:

количество судов, приобретенных с использованием механизма лизинга и кредитования, - 270 единиц;

доля гражданских судов (в денежном выражении), приобретенных с использованием механизма лизинга, - 14 процентов;

доля гражданских судов (в денежном выражении), приобретенных с использованием механизма кредитования, - 6 процентов

I. Приоритеты и цель государственной политики

в судостроении и создании техники для освоения

шельфовых месторождений

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (далее - Программа) определены Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 2553-р (далее - Стратегия). Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциалов, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.

Целью Стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов отрасли, повышения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.

В качестве основных приоритетов развития судостроительной промышленности Российской Федерации в Стратегии определены следующие:

обеспечение достижения целей и значений ключевых индикаторов, указанных в национальных проектах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части, касающейся судостроительной промышленности;

обеспечение безусловного выполнения заданий государственного оборонного заказа в части создания боевых надводных кораблей, подводных лодок, вооружения, военной и специальной техники для Военно-Морского Флота на уровне лучших мировых образцов;

достижение технологической независимости Российской Федерации в области производства вооружения и военной техники;

внедрение передовых цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла кораблей, судов и морской техники;

обеспечение максимальной локализации судостроительного производства на территории Российской Федерации;

повышение эффективности государственного регулирования в судостроении;

наращивание объемов экспорта военной и гражданской продукции судостроения;

развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;

создание эффективной системы продвижения продаж, ремонта и сервисного обслуживания продукции судостроения на мировой рынок;

обеспечение инвестиционной привлекательности и достижение устойчивого роста основных показателей финансово-экономической и производственной деятельности организаций судостроительной промышленности;

устранение административных барьеров и совершенствование правового регулирования в судостроительной отрасли.

Помимо этого, приоритеты государственной политики до 2020 года были определены основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Так, объем производства продукции судостроительной промышленности должен был увеличиться в 2010 году в 1,36 раза по сравнению с 2007 годом, в 2015 году - в 2 раза и в 2020 году - в 3,6 раза. В 2019 году объем производства продукции судостроительной промышленности увеличился в 4,6 раза относительно 2007 года, что свидетельствует о превышении размера показателей, предусмотренных в указанной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация Программы окажет влияние на достижение целевого показателя "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Одним из факторов достижения данной национальной цели в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года является поддержка ключевых отраслей, в том числе судостроения, путем увеличения объемов производства гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы также определены в следующих документах:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 327-р;

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";

Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г.;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;

прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

II. Общие требования к государственной политике субъектов

Российской Федерации в судостроении

Общими требованиями к государственной политике субъектов Российской Федерации в судостроении являются:

создание особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", территорий опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и территориальных кластеров;

расширение мер налоговой поддержки промышленных и научных организаций судостроительной промышленности;

содействие развитию науки и технологий в регионе;

содействие развитию инфраструктуры судостроительной промышленности, в том числе реализация жилищных программ для работников организаций судостроительной промышленности;

содействие развитию высшего и среднего специального образования и подготовке квалифицированных кадров для судостроительной промышленности;

активное содействие повышению инвестиционной привлекательности судостроительных организаций и привлекательности на рынке труда;

поддержка малого и среднего предпринимательства в области поставки судовых комплектующих изделий;

содействие процессам локализации производства судового комплектующего оборудования на территории Российской Федерации;

поддержка развития рыбохозяйственных и транспортных организаций, а также других организаций, являющихся потенциальными потребителями продукции судостроения;

содействие механизмам государственной поддержки отрасли в рамках региона;

активная поддержка развития инновационного производства.

III. Направления развития приоритетных территорий

В настоящее время определено 6 приоритетных территорий, которым должно уделяться особое внимание при реализации государственных программ Российской Федерации, - Северо-Кавказский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ, Калининградская область, Арктическая зона Российской Федерации, Республика Крым и г. Севастополь, Байкальский регион.

В Программе не предусмотрена реализация основных мероприятий по субъектам Российской Федерации. В подпрограммах Программы, связанных с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами и предоставлением субсидий, отсутствует территориальная привязка, а участие в них организаций определяется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части подпрограммы 1 "Развитие судостроительной науки" и подпрограммы 2 "Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений") и актами Правительства Российской Федерации (в части подпрограммы 4 "Государственная поддержка") о предоставлении мер государственной поддержки.

Северо-Кавказский федеральный округ

Увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями в 5 раз по отношению к 2013 году, а также достижение уровня локализации производства продукции судостроения до 70 процентов в Северо-Кавказском федеральном округе достигается за счет выполнения основных мероприятий Программы.

В рамках выполнения основного мероприятия 1.1 "Создание научно-технического задела для развития морской и речной техники гражданского назначения" и основного мероприятия 2.1 "Разработка новых технологий и создание инновационных проектов для производства гражданской морской и речной техники" Программы предусматривается финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Организации, которые осуществляют свою деятельность в Северо-Кавказском федеральном округе, в инициативном порядке направляют предложения о разработке технической документации на строительство новых судов в целях осуществления перевозок в акватории Каспийского моря в научно-координационный совет по реализации Программы с приложением пакета обосновывающих документов (требования к техническим характеристикам, обоснование цены, кооперация соисполнителей и другие). Исполнитель работ определяется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 1.1 на период 2021 - 2030 годов, составляет 49,2 млрд. рублей, по мероприятию 2.1 на период 2021 - 2025 годов - 20,7 млрд. рублей.

В рамках выполнения основного мероприятия 3.2 "Создание и реконструкция производственных мощностей российского судостроения" предусматривается финансирование строительства, модернизации и технического перевооружения объектов капитального строительства (при условии подготовки и представления организацией-застройщиком документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения"). Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 3.2.2 "Модернизация производственных мощностей гражданского судостроения" на период 2021 - 2030 годов, составляет 19 млрд. рублей.

В рамках выполнения основного мероприятия 4.2 "Предоставление государственной поддержки российским транспортным компаниям, пароходствам, организациям рыбохозяйственного комплекса в целях приобретения гражданских судов и (или) утилизации отдельных групп судов" предусматриваются мероприятия, направленные на стимулирование строительства судов на российских верфях и замену устаревших судов:

мероприятие 4.2.3 "Субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию" финансируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. N 502 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию". Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 4.2.3 на период 2021 - 2030 годов, составляет 8,45 млрд. рублей;

мероприятие 4.2.4 "Субсидии российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2009 - 2023 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009 - 2023 годах с российскими лизинговыми компаниями, на приобретение гражданских судов" финансируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2009 - 2023 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009 - 2023 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов". Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 4.2.4 на период 2021 - 2025 годов, составляет 34,91 млрд. рублей.

В соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1365-р планом мероприятий по реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года осуществляется государственная поддержка судовладельцев в Каспийском регионе.

Дальневосточный федеральный округ

Увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями в 5 раз по отношению к 2013 году, а также достижение уровня локализации производимой продукции судостроения до 70 процентов в Дальневосточном федеральном округе в период 2020 - 2030 годов достигаются за счет реализации мероприятий Программы.

В рамках выполнения мероприятия 3.1.1 "Субсидии из федерального бюджета российским организациям в целях возмещения процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов по созданию судостроительных комплексов" предусматривается возможность предоставления субсидий организациям, участвующим в создании на Дальнем Востоке общества с ограниченной ответственностью "Судостроительный комплекс "Звезда". Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 3.1.1 на период 2021 - 2026 годов, составляет 8,14 млрд. рублей.

В рамках выполнения мероприятия 3.2.3 "Взнос в уставный капитал акционерного общества "Жатайская судоверфь", г. Якутск, Республика Саха (Якутия)" предусматривается предоставление бюджетного финансирования на реконструкцию и модернизацию Жатайского судостроительного и судоремонтного завода. Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 3.2.3 в 2021 году, составляет 1,1 млрд. рублей.

В рамках выполнения мероприятия 4.2.8 "Субсидии российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов" предусматривается предоставление бюджетного финансирования в целях компенсации разницы между рыночной ценой судов и стоимостью их строительства обществом с ограниченной ответственностью "Судостроительный комплекс "Звезда". Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 4.2.8 на период 2021 - 2025 годов, составляет 53,27 млрд. рублей.

Организации, которые осуществляют свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе, принимают участие в реализации основных мероприятий 1.1, 2.1, 3.2 (3.2.2) и 4.2 (4.2.3, 4.2.4 и 4.2.6), как и организации, которые осуществляют свою деятельность в Северо-Кавказском федеральном округе.

Республика Крым и г. Севастополь

Увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями в 5 раз по отношению к 2013 году, а также достижение уровня локализации производимой продукции судостроения до 70 процентов в Республике Крым и г. Севастополе в период 2021 - 2030 годов достигаются за счет реализации мероприятий Программы.

В рамках выполнения мероприятия 4.2.5 "Субсидии российским организациям на возмещение части затрат на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне на морских скоростных судах на подводных крыльях" предусматривается финансирование на возмещение организациям части затрат на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне на морских скоростных судах на подводных крыльях. Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 4.2.5 на период 2021 - 2030 годов, составляет 1500 млн. рублей.

Организации, которые осуществляют свою деятельность в Республике Крым и г. Севастополе, принимают участие в реализации мероприятий 1.1, 2.1, 3.2 (3.2.2) и 4.2 (4.2.3, 4.2.4 и 4.2.6), как и организации, которые осуществляют свою деятельность в Северо-Кавказском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.

Арктическая зона Российской Федерации

Увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями в 5 раз по отношению к 2013 году, а также достижение уровня локализации производимой продукции судостроения до 70 процентов в Арктической зоне Российской Федерации в период 2021 - 2030 годов достигаются за счет реализации мероприятий Программы.

В рамках выполнения мероприятия 4.2.7 "Субсидия публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания", г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, в целях лизинга (аренды) гражданских судов водного транспорта" предусматривается финансирование на реализацию проекта лизинга 2 единиц пассажирских теплоходов А45-90.2. и проекта строительства 6 самоходных роторно-ковшовых земснарядов. Общий объем бюджетных средств, предусмотренный по мероприятию 4.2.7 на период 2021 - 2030 годов, составляет 5 млрд. рублей.

Организации, которые осуществляют свою деятельность в Арктической зоне Российской Федерации, принимают участие в реализации мероприятий 1.1, 2.1, 3.2 (3.2.2) и 4.2 (4.2.3 и 4.2.4), как и организации, которые осуществляют свою деятельность в Северо-Кавказском федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе, Республике Крым и г. Севастополе.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении N 1.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы по федеральным округам и приоритетным территориям Российской Федерации приведены в приложении N 2.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации приведено в приложении N 5.

План реализации Программы на период 2021 - 2023 годов приведен в приложении N 6.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 7.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 8.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 9.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа приведены в приложении N 10.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 11.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 12.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 13.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 14.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя приведены в приложении N 15.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя приведены в приложении N 16.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя приведены в приложении N 17.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территориях Республики Крым и г. Севастополя приведены в приложении N 18.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 19.

Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 20.

Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 21.

Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 22.

Приложение N 1

к государственной программе

Российской Федерации "Развитие

судостроения и техники для освоения

шельфовых месторождений"

СВЕДЕНИЯ

О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ"

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Ответственный исполнитель

Значения показателей

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

план.

факт.

план.

факт.

план.

факт.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"

1.

Динамика выпуска гражданских судов и морской техники отечественными судостроительными и судоремонтными организациями (в денежном выражении) по отношению к 2013 году

процентов

133

147

146

163

161

166

205

232

277

313

347

377

423

466

505

539

549

2.

Уровень локализации продукции судостроения по кооперации 1 уровня

процентов

32

32

37

37

42

42

45

48

49

53

55

57

61

64

67

68

70

3.

Объем выпуска судостроительной продукции организациями отрасли (водоизмещение порожнем)

тыс. тонн

120

120

125

125

130

130

150

190

230

270

310

350

370

390

410

430

450

4.

Индекс изменения производительности труда (выработки на одного работающего) на промышленных организациях судостроительной отрасли по отношению к 2013 году

процентов

180

182

188

189

195

195

197

202

207

214

222

230

238

247

256

265

275

5.

Объем экспорта гражданской продукции судостроительной отрасли (в денежном выражении)

млрд. рублей

4,5

1,5

4,6

1,8

4,8

1,4

5

2,4

3

4

5,2

6,4

7,6

8,9

10,2

11,4

12,6

6.

Доля отечественной продукции судостроительной отрасли на внутреннем рынке

процентов

46

46

50

40

54

50

58

60

62

64

66

70

72

74

76

78

80

7.

Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в судостроительной отрасли

тыс. единиц

1,5

1,6

1,6

1,6

1,9

1,3

2,6

2

3

3,5

4,5

4,9

5

5,3

5,5

5,7

6

8.

Рост мощностей по обработке металла в корпусообрабатывающем производстве по отношению к 2013 году

процентов

100

100

100

100

119

119

133

149

163

176

190

205

206

207

208

209

210

9.

Объем выпуска судов, водоизмещением более 80 тонн

единиц

26

24

27

27

29

34

30

31

31

32

34

37

38

39

40

42

43

Подпрограмма 1 "Развитие судостроительной науки"

10.

Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений, полученных в результате выполнения подпрограммы

единиц

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

10

24

20

39

25

34

30

37

58

58

75

95

109

112

115

118

120

11.

Индекс изменения фондовооруженности работников научных и проектных организаций в области судостроения по отношению к 2013 году

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

140

140

140

140

150

150

180

204

228

252

276

300

320

340

360

380

400

12.

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности работников научных и проектных организаций отрасли

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

42

54,3

45

52

45

51,3

45

45

42

40

43

42

42

43

41

41

40

13.

Индекс изменения производительности труда (выработки на одного работающего) в научных и проектных организациях по отношению к 2013 году

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

137

137

143

143

147

147

150

151

160

167

171

178

183

189

194

200

210

14.

Соотношение объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в интересах производства гражданской продукции, выполненных за счет собственных средств организаций, к объемам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных за счет средств федерального бюджета

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

37

37

47

47

50

50

50

51

52

53

55

57

65

74

88

97

130

15.

Динамика объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в интересах производства гражданской продукции, выполненных за счет собственных средств организаций по отношению к 2013 году

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

205

205

250

250

300

300

358

430

516

543

619

645

774

850

929

1115

1160

Подпрограмма 2 "Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"

16.

Количество вновь разработанных технологий, полученных в результате выполнения подпрограммы

единиц

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

20

7

30

16

13

16

5

55

58

61

91

191

-

-

-

-

-

17.

Количество внедренных в производство технологий

единиц

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

-

-

15

6

12

7

15

30

32

33

38

53

83

163

198

213

-

18.

Доля гражданских судов и плавсредств, построенных на отечественных верфях, по проектам российских проектных организаций

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

20

20

23

23

25

25

30

98

98

98

99

100

100

100

100

100

100

Подпрограмма 3 "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли"

19.

Индекс изменения фондоотдачи промышленного производства судостроительных верфей по отношению к 2013 году

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

110

110

110

110

110

110

100

95

92

94

92

90

90

90

90

90

90

20.

Индекс изменения фондовооруженности промышленных организаций в области судостроения по отношению к 2013 году

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

127

127

136

136

146

146

190

209

227

241

258

277

283

289

295

305

311

Подпрограмма 4 "Государственная поддержка"

21.

Доля гражданских судов (в денежном выражении), приобретенных с использованием механизма лизинга

процентов

Минпромторг России,

заместитель Министра

Рязанцев О.Н.

7

7

18

18

17

17

26

27

23

22

21

20

15

15

16

18

14

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.