постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 марта 2021 г. N 447
Изложить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" в следующей редакции:
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 308
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 23 марта 2021 г. N 447)
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
государственной программы Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Дальневосточного
федерального округа"
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики |
||
Министерство финансов Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (до 2019 года); Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство по рыболовству |
||
подпрограмма 1 "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа"; подпрограмма 2 "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе"; подпрограмма 3 "Поддержка реализации инвестиционных проектов на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до 3 ноября 2018 г."; подпрограмма 4 "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока"; подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития"; федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года"; федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"; федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" |
||
повышение уровня социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа; обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения в Дальневосточном федеральном округе; повышение качества жизни граждан в Дальневосточном федеральном округе |
||
формирование и развитие в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций; содействие реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе; содействие реализации инвестиционных проектов на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до 3 ноября 2018 г.; привлечение инвестиционных и трудовых ресурсов в Дальневосточный федеральный округ; организационно-правовое обеспечение ускоренного развития Дальневосточного федерального округа и развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа; создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов |
||
количество созданных на территории Дальневосточного федерального округа рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы (нарастающим итогом); накопленный объем инвестиций инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе (без учета бюджетных инвестиций) (нарастающим итогом); численность постоянного населения Дальневосточного федерального округа на 1 января; поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Дальневосточного федерального округа |
||
общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 379454290,3 тыс. рублей, в том числе: на 2014 год - 20113781,7 тыс. рублей; на 2015 год - 25205298 тыс. рублей; на 2016 год - 37183945,9 тыс. рублей; на 2017 год - 13396237,9 тыс. рублей; на 2018 год - 21353987,4 тыс. рублей; на 2019 год - 47755056,8 тыс. рублей; на 2020 год - 54067911,4 тыс. рублей; на 2021 год - 41662000,9 тыс. рублей; на 2022 год - 34816732,5 тыс. рублей; на 2023 год - 34299337,8 тыс. рублей; на 2024 год - 24800000 тыс. рублей; на 2025 год - 24800000 тыс. рублей |
||
Справочно: объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы (всего) <*> |
на 2021 год - 50787854 тыс. рублей; на 2022 год - 54754788 тыс. рублей; на 2023 год - 60597607 тыс. рублей; на 2024 год - 60597607 тыс. рублей; на 2025 год - 60597607 тыс. рублей |
|
количество созданных на территории Дальневосточного федерального округа рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы составит 111,3 тыс. в 2025 году; накопленный объем инвестиций инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе (без учета бюджетных инвестиций) составит 2275,8 млрд. рублей в 2025 году; численность населения Дальневосточного федерального округа увеличится до 8,7 млн. человек к 2025 году; объем поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Дальневосточного федерального округа увеличится до 1179 млрд. рублей в 2025 году |
--------------------------------
<*> Объемы налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы указаны по данным Минфина России, рассчитываются в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", и не включают налоговые расходы "Пониженная ставка налога на прибыль для организаций, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа", "Пониженная ставка налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов (зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа) при зачислении в федеральный бюджет", "Пониженная ставка налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов (зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа) при зачислении в бюджет субъекта Российской Федерации", "Пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых для участников региональных инвестиционных проектов, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов (зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа)" и "Пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых для участников региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа)", которые не относятся к реализации Программы. Использование режимов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток не приводит к появлению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как индивидуальные предприниматели и юридические лица получают установленные законодательством Российской Федерации преференции в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с использованием таких режимов только в случае реализации новых инвестиционных проектов.
подпрограммы 1 "Создание условий для опережающего
социально-экономического развития Дальневосточного
федерального округа" государственной программы
Российской Федерации "Социально-экономическое
развитие Дальневосточного федерального округа"
подпрограммы 2 "Поддержка реализации инвестиционных
проектов в Дальневосточном федеральном округе"
государственной программы Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Дальневосточного
федерального округа"
подпрограммы 3 "Поддержка реализации инвестиционных
проектов на территориях Республики Бурятия и Забайкальского
края, отобранных в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, до 3 ноября 2018 г." государственной
программы Российской Федерации "Социально-экономическое
развитие Дальневосточного федерального округа"
подпрограммы 4 "Повышение инвестиционной привлекательности
Дальнего Востока" государственной программы Российской
Федерации "Социально-экономическое развитие
Дальневосточного федерального округа"
подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной
программы Российской Федерации "Социально-экономическое
развитие Дальневосточного федерального округа" и прочие
мероприятия в области сбалансированного территориального
развития" государственной программы Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Дальневосточного
федерального округа"
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики |
||
в рамках подпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ |
||
повышение эффективности реализации Программы; реализация мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа |
||
внедрение новых подходов к использованию программно-целевых инструментов для решения задач опережающего социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа; улучшение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению приоритетного характера финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в рамках реализации государственных программ Российской Федерации (включая федеральные целевые программы), инвестиционных программ и планов развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, а также мониторинг достижения показателей эффективности реализации мероприятий долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р; повышение эффективности деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в качестве ответственного исполнителя Программы; оказание поддержки субъектам Российской Федерации в целях реализации мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа |
||
удельный вес утвержденных Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики отчетов федерального автономного научного учреждения "Восточный центр государственного планирования" от их общего числа в рамках государственного задания; уровень достижения значений показателей планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в части реализации мероприятий, источником финансирования которых являются средства иного межбюджетного трансферта; коэффициент миграционного прироста на 10 тыс. человек населения в г. Комсомольске-на-Амуре; объем отгруженной продукции обрабатывающих предприятий г. Комсомольска-на-Амуре; объем инвестиций в основной капитал по г. Комсомольску-на-Амуре (нарастающим итогом); количество рабочих мест, созданных на территории г. Комсомольска-на-Амуре (нарастающим итогом); количество высокопроизводительных рабочих мест, созданных на территории г. Комсомольска-на-Амуре (нарастающим итогом); рост поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" |
||
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 78801549,8 тыс. рублей, в том числе: на 2014 год - 760816,7 тыс. рублей; на 2015 год - 5943175,7 тыс. рублей; на 2016 год - 806830,7 тыс. рублей; на 2017 год - 675250,9 тыс. рублей; на 2018 год - 854784,1 тыс. рублей; на 2019 год - 25996105 тыс. рублей; на 2020 год - 26587427,9 тыс. рублей; на 2021 год - 12532546,8 тыс. рублей; на 2022 год - 1765308,1 тыс. рублей; на 2023 год - 1035442,5 тыс. рублей; на 2024 год - 913735,8 тыс. рублей; на 2025 год - 930125,6 тыс. рублей |
||
удельный вес утвержденных Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики отчетов федерального автономного научного учреждения "Восточный центр государственного планирования" от их общего числа в рамках государственного задания составит 100 процентов ежегодно; уровень достижения значений показателей планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в части реализации мероприятий, источником финансирования которых являются средства иного межбюджетного трансферта, составит 100 процентов ежегодно; численность постоянного населения г. Комсомольска-на-Амуре к 2025 году составит 240 тыс. человек; снижение миграционного оттока населения в г. Комсомольске-на-Амуре в 2025 году до 0; объем отгруженной продукции обрабатывающих предприятий г. Комсомольска-на-Амуре по итогам 2025 года составит 150 млрд. рублей; рост поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" по итогам 2025 года составит 101,5 процента к уровню 2018 года; объем инвестиций в основной капитал по г. Комсомольску-на-Амуре по итогам 2025 года составит 77,67 млрд. рублей; количество рабочих мест, созданных на территории г. Комсомольска-на-Амуре, по итогам 2025 года составит 3,12 тыс.; количество высокопроизводительных рабочих мест, созданных на территории г. Комсомольска-на-Амуре, по итогам 2025 года составит 0,84 тыс. |
федеральной целевой программы "Экономическое и социальное
развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период
до 2018 года"
федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" |
||
Дата принятия решения о разработке Программы и дата ее утверждения |
Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. N 1118 "О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья", постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р |
|
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
целью Программы является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона и улучшения инвестиционного климата в макрорегионе. Задачами Программы являются: развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального и местного значения; обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию макрорегиона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов; создание основы для повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения |
||
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы |
оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться с использованием индикаторов, сгруппированных в соответствии с решаемыми задачами. Задаче повышения транспортной доступности населенных пунктов макрорегиона за счет развития сети дорог общего пользования регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, соответствует индикатор, касающийся прироста протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию (км). Задаче обеспечения своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию макрорегиона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов соответствуют следующие индикаторы, касающиеся: строительства дополнительных главных путей (км); строительства разъездов на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (единиц); перспективных грузопотоков, возможных к освоению на Восточном полигоне (млн. тонн в год); грузооборота (млрд. т-км в год); прироста производственной мощности российских морских портов (млн. тонн в год). Задаче повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет развития региональной авиации соответствует индикатор, касающийся количества введенных в эксплуатацию после реконструкции аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий (единиц) |
|
общий объем финансирования Программы на 2014 - 2017 годы составляет 141714,81 млн. рублей, в том числе за счет: средств федерального бюджета - 93387,84 млн. рублей; средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 16264,76 млн. рублей; внебюджетных средств - 32062,21 млн. рублей |
||
прирост протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, составит 763,3 км; производственная мощность портов увеличится на 0,51 млн. тонн; будет введено в эксплуатацию после реконструкции 17 аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий; будет построено 4 разъезда на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (единиц); грузооборот на Восточном полигоне Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей увеличится до 520,5 млрд. т-км в год |
федеральной целевой программы "Социально-экономическое
развитие Курильских островов (Сахалинская область)
на 2007 - 2015 годы"
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" |
||
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 2189-р |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство по рыболовству, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
администрация Сахалинской области и фонд "Центр стратегических разработок - регион" |
||
основная стратегическая цель Программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегическими задачами Программы являются: создание благоприятных условий жизнедеятельности для населения, постоянно проживающего на Курильских островах, и повышение привлекательности этого региона как места жительства; развитие рыбохозяйственного комплекса, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов; диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала; создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний |
||
удельный вес Курильских островов в экономике Сахалинской области, динамика развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, а также состояние инвестиционного климата и экономики региона, демографическое развитие и развитие трудовых ресурсов |
||
Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2007 - 2010 годы; II этап - 2011 - 2015 годы |
||
объем финансирования составляет 27268,59 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 20692,98 млн. рублей (75,89 процента), средства консолидированного бюджета Сахалинской области составляют 4686,81 млн. рублей (17,19 процента), средства внебюджетных источников составляют 1888,8 млн. рублей (6,93 процента) |
||
обеспечение экономического закрепления Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем геостратегическое значение для страны; повышение привлекательности Курильских островов как места жительства населения и сохранение позитивной демографической динамики; создание качественной конкурентной среды в рыбопромышленном комплексе, стимулирующей повышение конкурентоспособности российского бизнеса; увеличение натуральных показателей эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в 1,3 раза, а финансовых показателей - в 2 раза; диверсификация региональной экономики, эффективное использование природно-ресурсного потенциала Курильских островов; увеличение ресурсной базы водных биологических ресурсов региона в 2 раза путем комплексных исследований сырьевой базы Курильских островов, оптимизации использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов, создания сети заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб; увеличение производства электроэнергии на 23 процента; обеспечение бюджетной самодостаточности региона; создание сети автомобильных дорог, формирование транспортной морской и авиационной инфраструктуры Курильских островов, которая позволит увеличить пассажиро- и грузооборот; создание сбалансированной и качественной социальной инфраструктуры региона, учитывающей особенности демографической ситуации. Ожидаемые экономические результаты приведены с учетом коммерческих мероприятий, выполняемых без участия федерального бюджета |
федеральной целевой программы "Социально-экономическое
развитие Курильских островов (Сахалинская область)
на 2016 - 2025 годы"
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" |
||
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 2572-р |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство по рыболовству |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Правительство Сахалинской области |
||
целью Программы является комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов. Задачами Программы являются: развитие транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами, островом Сахалин, материком и полуостровом Камчатка; создание конкурентоспособных "точек роста", обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства; обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности; формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов |
||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы |
численность постоянного населения; объем инвестиций в основной капитал; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; покупательная способность населения (по отношению к среднеобластному уровню прожиточного минимума); прирост протяженности объектов портовой инфраструктуры (причальных и защитных сооружений); прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения с асфальтобетонным покрытием; объем отгрузки продукции рыбоперерабатывающей промышленности; производство электроэнергии на душу населения; рост посещаемости организаций культуры (по отношению к уровню 2017 года); объем внутреннего туристского потока |
|
Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2016 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
||
объем финансирования Программы составляет 81227,1 млн. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 28990,2 млн. рублей, консолидированного бюджета Сахалинской области - 32438,7 млн. рублей, внебюджетных источников - 19798,2 млн. рублей |
||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
реализация Программы позволит обеспечить комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, способствующее созданию привлекательных условий хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов, и достичь следующих значений основных показателей социально-экономической эффективности (в 2025 году): численность постоянного населения Курильских островов - 24390 человек; покупательная способность населения (по отношению к среднеобластному уровню прожиточного минимума): в Курильском городском округе - 568,5 процента; в Северо-Курильском городском округе - 560,5 процента; в Южно-Курильском городском округе - 535,5 процента; объем отгрузки продукции рыбоперерабатывающих производств - 17000 млн. рублей; объем инвестиций в основной капитал - 5928,4 млн. рублей |
I. Приоритеты и цели государственной политики,
общие требования к государственной политике субъектов
Российской Федерации в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" (далее - Программа) определены в следующих стратегических документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г.;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г.;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г.;
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р (далее - Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года);
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года).
Кроме того, приоритеты государственной политики в отношении территории Дальневосточного федерального округа сформулированы в следующих стратегических документах отраслевого характера, учет которых предусматривается в соответствующих государственных программах Российской Федерации:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;
Концепция развития острова Русский, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 1134-р;
Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р;
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р;
Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р;
Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Государственная политика по развитию Дальневосточного федерального округа в части субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации, должна быть связана с приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации, установленными в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года".
Государственная политика по развитию Дальневосточного федерального округа в части субъектов Российской Федерации, территории которых имеют сухопутную (речную) границу с сопредельными странами, должна быть связана с приоритетными направлениями развития дальневосточных приграничных территорий, установленными в Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р.
Реализация Программы вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В рамках достижения национальных целей развития "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "Возможности для самореализации и развития талантов", "Комфортная и безопасная среда для жизни" в Программе реализуются мероприятия по развитию центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы".
В рамках национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" Программой предусмотрено создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития, а также государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа.
Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа является преобладание точечного расселения и размещения производительных сил. Исходя из этого, реализация приоритетов государственной политики по развитию Дальневосточного федерального округа также должна носить точечный характер, учитывать транспортно-логистические характеристики дальневосточных территорий и потенциал внешнеэкономического взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Указанные подходы легли в основу новой модели социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, одобренной Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока в 2013 году. Новая модель развития Дальневосточного федерального округа основана на экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовых товаров (работ, услуг), производимых на территории Дальневосточного федерального округа, создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития. Новая модель предусматривает также реорганизацию системы управления социально-экономическим развитием Дальневосточного федерального округа для ее приведения в соответствие с задачами опережающего развития восточных территорий Российской Федерации.
В соответствии с указанными документами и с учетом новой модели развития Дальневосточного федерального округа сформированы следующие приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы:
создание в Дальневосточном федеральном округе конкурентоспособных (в сравнении с соседними странами Азиатско-Тихоокеанского региона) условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для опережающего развития экономики и социальной сферы;
обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории Дальневосточного федерального округа;
развитие инфраструктуры для обеспечения реализации инвестиционных проектов и создания новых рабочих мест;
увеличение объема экспортных сделок организаций Дальневосточного федерального округа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
обеспечение положительного значения прироста населения, а также его закрепление в восточных регионах страны на основе повышения уровня и качества жизни, развитие человеческого капитала.
Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформулированы следующие цели Программы:
повышение уровня социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа;
обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения в Дальневосточном федеральном округе;
повышение качества жизни граждан в Дальневосточном федеральном округе.
С учетом специфики Программы, предусматривающей социально-экономическое развитие конкретных территорий, достижение целей Программы будет обеспечиваться не только посредством реализации Программы, но и мероприятий по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа, предусмотренных в государственных программах Российской Федерации (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на территории Дальневосточного федерального округа) и федеральных целевых программах (за исключением целевых программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на территории Дальневосточного федерального округа).
Приоритетный характер задач опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, определенных решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, требует разработки механизмов по координации реализации мероприятий других государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ на территории Дальневосточного федерального округа.
Задача опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа носит комплексный характер и может быть решена только на основе скоординированности мероприятий, реализуемых различными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также крупнейшими компаниями. Требуется консолидировать имеющиеся ресурсы в рамках модели сосредоточенного развития, реализуя проекты с максимальной отдачей. Такой подход заложен в основе методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока".
Важно обеспечить решение задач опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, для выполнения которых в рамках государственных программ Российской Федерации будут формироваться разделы по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа, содержащие информацию о целях, задачах и мероприятиях (за исключением мероприятий, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств), реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, государственных компаний, государственных корпораций и иных организаций с государственным участием (доля Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50 процентов и размер уставного капитала которых превышает 1 млрд. рублей), а также целевые показатели (индикаторы), позволяющие оценить эффективность реализации государственных программ Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на территории Дальневосточного федерального округа).
Целевые показатели (индикаторы), отражающие решение задач, предусмотренных разделом по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа подпрограмм государственных программ Российской Федерации, должны формироваться с учетом показателей социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, отраслевых стратегий и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, количественно характеризовать ход реализации мероприятий на территории Дальневосточного федерального округа, а также отражать развитие отрасли на территории Дальневосточного федерального округа.
Разделы по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа государственных программ Российской Федерации должны формироваться исходя из необходимости достижения показателей социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа выше среднего уровня по Российской Федерации, достижения приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в том числе в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, а также предупреждения потенциальных рисков и угроз экономической безопасности и качеству жизни граждан Дальневосточного федерального округа.
Ответственность за реализацию мероприятий, указанных в разделах по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа государственных программ Российской Федерации, и достижение соответствующих целевых показателей закреплены за соответствующими ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ.
Для достижения целей Программы будут решены следующие задачи:
формирование и развитие в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций;
содействие реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе;
содействие реализации инвестиционных проектов на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до 3 ноября 2018 г.;
привлечение инвестиционных и трудовых ресурсов в Дальневосточный федеральный округ;
организационно-правовое обеспечение ускоренного развития Дальневосточного федерального округа и развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов.
В составе Программы сформирован набор подпрограмм и федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных задач, и целевых показателей (индикаторов), отражающих их решение.
В Программе при решении задач комплексного социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа приоритетными являются следующие направления:
создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития, конкурентоспособных по условиям ведения бизнеса с ключевыми центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
развитие свободного порта Владивосток;
поддержка инвестиционных проектов, практическая реализация которых значима для развития Дальневосточного федерального округа;
проведение Восточного экономического форума;
обеспечение деятельности институтов развития Дальневосточного федерального округа;
обеспечение приоритетного характера финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Дальневосточного федерального округа в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, направленное на ликвидацию допущенного отставания и опережающее комплексное социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа, а также мониторинг достижения показателей эффективности реализации мероприятий долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р (далее - долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре);
создание необходимых условий для предоставления земельных участков площадью 1 гектар гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование на территории Дальневосточного федерального округа в целях стимулирования предпринимательской и иной деятельности;
реализация мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
подготовка предложений по реализации национальных проектов на территории Дальневосточного федерального округа, разработанных в рамках Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Задачи формирования и развития в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций, а также развития свободного порта Владивосток решаются в рамках подпрограммы 1 "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа". Ожидаемыми результатами ее реализации являются:
создание в Дальневосточном федеральном округе 21 территории опережающего социально-экономического развития в 2025 году;
доведение значения накопленного объема инвестиций резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (без учета бюджетных инвестиций) до 1763 млрд. рублей в 2025 году;
создание на территориях опережающего социально-экономического развития 57,2 тыс. новых рабочих мест в 2025 году;
создание на территории свободного порта Владивосток 29,9 тыс. новых рабочих мест в 2025 году;
доведение количества инвестиционных проектов резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, реализуемых с участием кредитов, выданных по льготной ставке, до не менее 14 проектов в 2025 году.
Задача содействия реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе решается в рамках подпрограммы 2 "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе". Ожидаемыми результатами ее реализации являются:
доведение доли инвестиционных проектов, подлежащих реализации в Дальневосточном федеральном округе, отобранных в установленном порядке для предоставления государственной поддержки, вышедших на проектную мощность, в общем числе реализуемых проектов до 65 процентов в 2025 году;
доведение накопленного объема инвестиций, привлеченных для реализации в Дальневосточном федеральном округе инвестиционных проектов, отобранных в установленном порядке для предоставления государственной поддержки (без учета бюджетных инвестиций), до 512,8 млрд. рублей в 2025 году;
создание 16,8 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе в 2025 году;
предоставление нефинансовых мер поддержки инвестиционным проектам, отобранным в установленном порядке, что позволит создать 12,2 тыс. новых рабочих мест и привлечь 150,9 млрд. рублей частных инвестиций в 2025 году;
реализация 37 инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе с участием акционерного общества "Фонд развития Дальнего Востока и Арктики" в 2025 году;
создание 7,4 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе с участием акционерного общества "Фонд развития Дальнего Востока и Арктики" в 2025 году;
формирование конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производств, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.
Задача содействия реализации инвестиционных проектов в Республике Бурятия и Забайкальском крае, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до 3 ноября 2018 г., решается в рамках подпрограммы 3 "Поддержка реализации инвестиционных проектов на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до 3 ноября 2018 г.". Ожидаемыми результатами ее реализации являются:
предоставление государственной поддержки 2 инвестиционным проектам на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края, отобранным в установленном порядке до 3 ноября 2018 г.;
доведение накопленного объема инвестиций, привлеченных для реализации инвестиционных проектов на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края, отобранных в установленном порядке до 3 ноября 2018 г. для предоставления государственной поддержки (без учета бюджетных инвестиций), до 85,6 млрд. рублей;
создание 0,02 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в Республике Бурятия и Забайкальском крае, в том числе 0,01 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
Задача привлечения инвестиционных и трудовых ресурсов в Дальневосточный федеральный округ решается в рамках подпрограммы 4 "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока". Ожидаемыми результатами ее реализации являются:
доведение объема частных инвестиций, привлеченных при участии автономной некоммерческой организации "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта", до 5064 млрд. рублей в 2025 году;
доведение суммы экспортных сделок, заключенных при участии автономной некоммерческой организации "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта", до 79 млрд. рублей в 2025 году;
обеспечение трудовыми ресурсами 81,3 тыс. рабочих мест, создаваемых в рамках Программы, в 2025 году;
доведение количества предоставленных земельных участков по программе "Дальневосточный гектар" до 99,93 тыс. в 2025 году;
доведение количества деклараций об использовании земельных участков, представленных в уполномоченные органы участниками программы "Дальневосточный гектар", до 24,63 тыс. в 2025 году.
Задача организационно-правового обеспечения ускоренного развития Дальневосточного федерального округа и развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, решается в рамках подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития". Ожидаемым результатом ее реализации является достижение значений показателей планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в части реализации мероприятий, источником финансирования которых являются средства иного межбюджетного трансферта, - 100 процентов ежегодно. В рамках основного мероприятия "Реализация мероприятий в области сбалансированного территориального развития Дальневосточного федерального округа" предусмотрены показатели, характеризующие социально-экономическое развитие г. Комсомольска-на-Амуре с учетом выполнения мероприятий долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.
Задача создания условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов решалась в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" и продолжает решаться в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы".
Основными результатами реализации Программы являются:
создание условий, обеспечивающих устойчивое развитие Дальневосточного федерального округа за счет модернизированной структуры экономики и укрепления торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
наращивание уровня инвестиционной активности Дальневосточного федерального округа за счет использования всех видов ресурсов (государственных, частных, иностранных);
создание на территории Дальневосточного федерального округа в результате реализации мероприятий Программы 111,3 тыс. новых рабочих мест в 2025 году;
рост численности населения Дальневосточного федерального округа к 2025 году до 8,7 млн. человек.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы заключаются прежде всего в соблюдении принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития, установленных законодательством Российской Федерации.
Достижение целей Программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального развития как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Государственная политика субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в сфере реализации Программы должна обеспечивать сбалансированность стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованность управленческих решений по опережающему социально-экономическому развитию.
Деятельность субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы. В частности, указанные субъекты Российской Федерации должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:
выполнение обязательств по созданию территорий опережающего социально-экономического развития и обеспечению их необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (в соответствии с соглашениями о создании территорий опережающего социально-экономического развития);
обеспечение необходимого уровня софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, финансирование которых осуществляется в том числе за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;
достижение установленных значений результатов предоставления межбюджетных трансфертов, которые должны соответствовать утвержденным индикаторам федеральных целевых программ или государственных программ Российской Федерации, и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
обеспечение эффективного и результативного использования бюджетных средств;
разработка предложений по формированию разделов по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, направленных на обеспечение опережающего развития Дальневосточного федерального округа и решение специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
соблюдение условий соглашений, заключаемых между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) указанных субъектов Российской Федерации, о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является наличие в планах социального развития центров экономического роста, утвержденных высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) таких субъектов Российской Федерации, мероприятий, включение которых в указанные планы одобрено на заседании президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в ходе реализации Программы будут обеспечиваться путем:
организации и проведения международных, всероссийских и региональных мероприятий;
информационно-разъяснительного сопровождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по вопросам, относящимся к сфере реализации Программы;
взаимного обмена информацией по вопросам, относящимся к сфере реализации Программы, и предложениями о реализации мероприятий в рамках разделов по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа подпрограмм государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;
мониторинга со стороны Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики соблюдения субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, условий соглашений, заключаемых между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) указанных субъектов Российской Федерации, о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа".
II. Общая характеристика участия субъектов
Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного
федерального округа, в реализации Программы
Цели Программы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Достижение целей Программы также обеспечивается реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, принимают участие в мероприятиях подпрограммы 1 "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа".
Участие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в реализации основного мероприятия "Создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе" предусматривает:
выполнение обязательств указанных субъектов Российской Федерации по созданию территорий опережающего социально-экономического развития и обеспечению их необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (в соответствии с соглашениями о создании территорий опережающего социально-экономического развития);
осуществление полномочий органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации на территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Особенности реализации полномочий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по созданию и развитию свободного порта Владивосток в рамках основного мероприятия "Развитие свободного порта Владивосток" определены Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" и предусматривают взаимодействие и координацию деятельности с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на территории свободного порта Владивосток.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, проводят работу, направленную на подготовку и реализацию проектов создания производств на принципах государственно-частного партнерства, реализация которых имеет особую значимость для Дальневосточного федерального округа. Ими также проводится работа по реализации мероприятий, направленных на укрепление культурных и экономических связей Дальневосточного федерального округа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, принимают непосредственное участие в мероприятиях подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития" в части реализации основного мероприятия "Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа". Такое участие предусматривает:
выполнение условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, установленных Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа";
достижение значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов;
представление в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, отчетов о достижении значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов и отчетов об осуществлении расходов, подписанных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации.
Правительство Хабаровского края принимает участие в мероприятии подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития" в части реализации основного мероприятия "Реализация мероприятий в области сбалансированного территориального развития Дальневосточного федерального округа". Такое участие предусматривает администрирование значений показателей, характеризующих социально-экономическое развитие г. Комсомольска-на-Амуре с учетом выполнения мероприятий долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, включенных в Программу.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, непосредственно участвовали в реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
Сахалинская область участвовала в реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" и продолжает участвовать в реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы". Такое участие предусматривает реализацию совместных с государственными заказчиками мероприятий на условиях софинансирования из федерального бюджета, а также мероприятий, осуществляемых Сахалинской областью без привлечения средств федерального бюджета, по следующим направлениям:
обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами;
создание условий для опережающего развития, эффективного использования природного потенциала и продвижения инноваций;
обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности;
формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала.
Мероприятия, осуществляемые Сахалинской областью, направлены на привлечение на Курильские острова квалифицированных специалистов на постоянное место жительства и работы, привлечение внебюджетных средств на реализацию проектов в горнопромышленном, агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, а также на обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, представляют в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики предложения по реализации мероприятий в рамках разделов по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа подпрограмм государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ.
Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы участия субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в реализации мероприятий по опережающему социально-экономическому развитию Дальневосточного федерального округа в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации и полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы, федеральных целевых программ и их значениях приведены в приложении N 1.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении N 5.
План реализации Программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов приведен в приложении N 6.
III. Приоритетные направления развития территории
Арктической зоны Российской Федерации в Дальневосточном
федеральном округе
К Арктической зоне Российской Федерации отнесены в том числе 2 субъекта Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа:
Республика Саха (Якутия) (территории Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района) и Эвено-Бытантайского национального улуса (района);
Ключевым направлением развития арктических территорий является создание территорий опережающего социально-экономического развития с установлением особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности на таких территориях в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. N 876 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Чукотка" на территориях муниципальных образований Анадырский муниципальный район, Билибинский муниципальный район и городской округ Анадырь Чукотского автономного округа в Арктической зоне Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе создана территория опережающего социально-экономического развития "Чукотка".
Территория опережающего социально-экономического развития "Чукотка" является основным инструментом развития Анадырской промышленной зоны - одного из 2 центров промышленного развития, определенных стратегией социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года, и уникальна по масштабам.
Территория опережающего социально-экономического развития "Чукотка" специализируется на добыче угля, нефти и газа, металлических руд и других полезных ископаемых, их переработке, а также на оказании производственных, транспортных и иных услуг. Перечень разрешенных для резидентов видов деятельности включает 48 классов видов экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Целью создания территории опережающего социально-экономического развития "Чукотка" является обеспечение ускоренного развития Чукотского автономного округа за счет разработки крупнейших месторождений Беринговского угольного бассейна, создания перерабатывающего комплекса и необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры.
Территория опережающего социально-экономического развития "Чукотка" представляет собой крупнейший горнодобывающий экспортно ориентированный кластер на территории Чукотского автономного округа, в состав которого входят:
крупнейшие месторождения высококачественного каменного угля Амаамской и Верхне-Алькатваамской площадей Беринговского угольного бассейна с общими запасами около 1 млрд. тонн;
Корякская металлогеническая провинция (медь, золото, платиноиды, редкоземельные металлы, уран).
Первым этапом деятельности территории опережающего социально-экономического развития "Чукотка" стал проект освоения угольного месторождения "Фандюшкинское поле". Ожидается, что к 2025 году резидентами территории опережающего социально-экономического развития "Чукотка" будет создано 2,7 тыс. рабочих мест, вложено в экономику региона 15,7 млрд. рублей.
Дальнейшее развитие территории опережающего социально-экономического развития "Чукотка" позволит привлечь дополнительных резидентов, осуществляющих инвестиционные проекты по добыче и переработке природного газа и нефти. Это позволит удовлетворить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от дорогостоящего северного завоза нефтепродуктов.
На приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в рамках Программы в целях социального развития центров экономического роста также предусмотрено предоставление бюджетам Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий, предусмотренных планами социального развития центров экономического роста соответствующих субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 7.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 8.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении N 9.
к государственной программе
Российской Федерации
"Социально-экономическое
развитие Дальневосточного
федерального округа"
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА", ПОДПРОГРАММ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ <*>
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей