к постановлению
Исполнительного комитета Профсоюза
от 25 декабря 2020 г. N 5-11
В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства об охране труда и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в образовательных организациях ЦС Профсоюза образования при участии членов Совета по охране труда и здоровья ЦС Профсоюза и технических инспекторов труда Профсоюза разработал Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации (далее - Рекомендации).
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Исполкома Профсоюза от 06.12.2017 имеет номер N 11-12, а не N 11-4.
Настоящие Рекомендации подготовлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда РФ от 19 августа 2016 года N 438н (далее - Типовое положение), Методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденными Рострудом 21 марта 2019 года N 77 (далее - Приказ 77), а также Примерными положениями о системе управления по охране труда в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации, утвержденными постановлением Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 года N 11-4 (далее - Примерные положения о СУОТ).
Основная обязанность работодателя - обеспечение безопасности работников при осуществлении образовательного процесса, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования. Большое количество несчастных случаев происходит по различным причинам, начиная от отсутствия элементарного обучения по охране труда, несоблюдения требований безопасности и охраны труда на рабочем месте до неудовлетворительного состояния здания или используемого оборудования.
Несмотря на предпринимаемые работодателями меры, на рабочих местах, как правило, сохраняется вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ эта вероятность называется профессиональным риском.
Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника работодатель (руководитель образовательной организации) должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, т.е. разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель (руководитель образовательной организации) с учетом типа и специфики деятельности организации устанавливает (определяет) порядок (алгоритм) реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2022 в ТК РФ внесены значительные изменения. Упомянутая норма ст. 212 соответствует ст. 214 новой редакции.
Следует отметить, что согласно Приказу 77 нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Во избежание замечаний со стороны представителей государственной инспекции труда (далее - ГИТ) при проверке обеспечения функционирования СУОТ, в том числе в рамках проведения расследования несчастного случая, в образовательной организации должны быть подготовлены и оформлены в установленном порядке следующие локальные нормативные акты:
- перечень (реестр) опасностей;
- раздел Положения о СУОТ, описывающий метод (методы) оценки уровня риска, используемый работодателем и (или) локальный нормативный акт;
- результаты проведенной работодателем оценки рисков с указанием установленных уровней;
- Оценка профессиональных рисков проводится в несколько этапов
- Перечень основных документов по оценке профессиональных рисков
- Приложение 1. Приказ о мероприятиях по управлению профрисками
- Приложение 2. Перечень (реестр) опасностей
- Приложение 3. Форма Карты идентификации опасностей и оценки рисков
- Приложение 4. Реестр допустимо приемлемых и неприемлемых рисков
- Приложение 5. План мероприятий по управлению рисками
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей