При организации, планировании и привлечении пожарно-спасательным подразделением добровольческих организаций и добровольцев к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выделяются три основных этапа:
1) создание условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
2) сопровождение деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
3) подведение итогов и оценка результатов добровольческой деятельности. На этапе создания условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- определение количество необходимых добровольцев для того или иного вида деятельности, с учетом их уровня подготовки, планирование добровольческой деятельности, исходя из потребностей пожарно-спасательного подразделения, в добровольцах для реализации мероприятий, в которых предусматривается их участие;
- подготовку информации о возможностях участия граждан и организаций в добровольческой деятельности, о целях, задачах и содержании добровольческой деятельности, а также о поддержке, которая предоставляется добровольцам;
- распространение информации о добровольческой деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (включая интернет-сайт пожарно-спасательного подразделения и организатора добровольческой деятельности, единую информационную систему "Добровольцы России"), а также иные информационные ресурсы;
- разработку мер мотивирования добровольцев и добровольческих организаций;
- свод заявок на участие в добровольческой деятельности, их анализ и отбор необходимого количества кандидатов в добровольцы, исходя из их мотивации, компетенции, наличия профессиональных знаний (навыков) и иных показателей, а также посредством проведения собеседований, анкетирования, конкурсных процедур (рекомендуемая форма заявления добровольческой организации приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
- формирование добровольческих программ, включающих мероприятия по основным видам добровольческой деятельности и утверждение программы добровольческой деятельности, учета добровольцев готовых принять участия в мероприятиях (рекомендуемая форма учета добровольцев приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);
- материально-техническое обеспечение планируемой добровольческой деятельности, в том числе подготовка необходимой техники, оборудования, инструмента, экипировки и расходных материалов;
- подготовку добровольцев и добровольческих организаций к добровольческой деятельности, в том числе проведение инструктажа по охране труда, ознакомление с правами и обязанностями, объемом запланированных работ, обучение добровольцев необходимым навыкам.
На этапе сопровождения деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- общую координацию, организацию работы добровольцев и добровольческих организаций, их консультирование;
- предоставление информации об условиях осуществления добровольческой деятельности, включая информацию о требованиях и ограничениях, в том числе правового характера, и о рисках, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
- материально-техническое обеспечение деятельности добровольцев и добровольческих организаций, в том числе необходимой техникой, оборудованием, инструментом, экипировкой и расходными материалами;
- обеспечение безопасности работы добровольцев и добровольческих организаций, в том числе не рекомендуется допускать добровольцев (волонтеров) к работе: в ночное время; в местах повышенного риска; требующей специальной профессиональной подготовки; без инструктажа по охране труда; без средств индивидуальной защиты;
- контроль за выполнением работ добровольцами и добровольческими организациями;
- мотивирование добровольцев и добровольческих организаций.
Меры мотивирования могут включать распространение информации о деятельности добровольцев и добровольческих организаций в средствах массовой информации. К мерам мотивирования добровольцев и добровольческих организаций также целесообразно относить благодарности, грамоты, дипломы, свидетельства, рекомендации, поощрения, запись в личную книжку волонтера, участие в культурно-досуговой программе для добровольцев и другие им подобные меры.
На этапе подведения итогов и оценки результатов добровольческой деятельности целесообразно осуществлять:
- обобщение сведений о добровольцах, включая сведения о количестве привлеченных добровольцев и добровольческих организаций, а также количестве часов (дней) отработанных каждым добровольцем;
- обобщение сведений о количестве мероприятий, акций, программ, реализованных с участием добровольцев;
- определение эффективности добровольческой деятельности с учетом затрат пожарно-спасательного подразделения на организацию добровольческой деятельности, условной стоимости работ, выполненных добровольцами, а также объема и качества выполненных работ.
Положительным итогом добровольческой деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах целесообразно считать:
- увеличение количества граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности;
- увеличение количества направлений и мероприятий добровольческой деятельности, к участию в которых привлекаются добровольцы;
- увеличение количества пожарно-спасательных подразделений, в которых реализуется добровольческая деятельность;
- расширение межсекторного и межведомственного взаимодействия, увеличение количества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых реализуется добровольческая деятельность;
- улучшение уровня знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Пожарно-спасательному подразделению рекомендуется совместно с добровольческой организацией определить порядок оповещения добровольческой организации и добровольцев, уточнения степени готовности к участию в добровольческой деятельности (количество добровольцев, их экипировка и материально-техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда к месту деятельности и т.п.), действий при прибытии к месту деятельности и осуществления руководства деятельностью.
В пожарно-спасательном подразделении определяются ответственные за организацию взаимодействия с добровольцами.
На ответственного сотрудника по работе с добровольцами возлагаются следующие функции:
вносить предложения по организации добровольческой деятельности;
принимать участие в организации подготовки добровольцев;
определять необходимый количественный и качественный состав добровольцев;
проводить инструктаж добровольцев;
обеспечивать организационные мероприятия по привлечению добровольцев;
определять задачи добровольцев;
согласовывать задачи добровольцев другими специализированными службами;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей