Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня реальной заработной платы, в том числе за счет обеспечения повышения производительности труда, совершенствование государственной политики в сфере заработной платы и повышение уровня жизни трудящихся.
В этих целях Стороны обязуются:
2.1. Обеспечить реализацию государственных гарантий по заработной плате, направленных на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей, в том числе:
на установление минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в порядке, установленном действующим законодательством;
на разработку рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по итогам консультаций по установлению в соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах порядка и сроков индексации заработной платы, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы работников организаций внебюджетного сектора экономики во исполнение статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации;
на сохранение установленных соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, перечисленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации, а также безусловное сохранение достигнутых значений средней заработной платы в абсолютном выражении перечисленных в этих указах категорий работников государственных и муниципальных учреждений;
на обеспечение получения своевременно и в полном размере заработной платы работниками, включая случаи временного выполнения трудовых функций вне стационарного рабочего места;
на обеспечение предоставления работникам социально-трудовых прав и гарантий, включая своевременную и в полном размере выплату заработной платы в ходе проведения процедур по изменению организационно-правовой формы организации, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации, перепрофилирования, в случае несостоятельности, банкротства, а также в случаях прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
на планомерное повышение МРОТ темпами выше уровня инфляции и установление МРОТ выше прожиточного минимума трудоспособного населения с целью обеспечения возможности для граждан реализовывать свои потребности в более полном объеме;
на установление региональным соглашением о минимальной заработной плате размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
2.2. Реализовывать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня заработной платы и уровня жизни населения.
2.3. Проводить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в отраслях бюджетной сферы, в том числе обеспечить:
определение требований к размерам окладов (должностным окладам, ставкам заработной платы) при установлении требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
формирование единых подходов при разработке требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, в том числе по соответствующим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп) на основе дифференциации типовых должностей;
утверждение Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в зависимости от сложности труда, применяемых перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера и условий назначения указанных выплат;
разработку мер по снижению межрегиональной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений;
установление на уровне субъекта Российской Федерации равных минимальных размеров ставок заработной платы, окладов (должностных окладов) работников бюджетной сферы для государственных учреждений субъектов Российской Федерации одной профессиональной квалификационной группы (квалификационного уровня соответствующей профессиональной квалификационной группы), выполняющих одинаковую трудовую функцию.
2.4. Своевременно (до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) разрабатывать в рамках Комиссии Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
2.5. Проводить государственную политику в сфере заработной платы, направленную на реализацию единых подходов к установлению размеров заработной платы в зависимости от уровня квалификации работников, сложности, количества и качества затраченного труда.
2.6. Проводить работу по содействию организации нормирования труда, в том числе:
по научно-методическому обеспечению организации нормирования труда;
по актуализации по мере необходимости типовых отраслевых норм труда, в том числе в сферах здравоохранения, образования и культуры;
по профессиональной подготовке специалистов по нормированию труда.
Рекомендовать организациям определять системы нормирования труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций с учетом мнения представительного органа работников.
2.7. Проводить мониторинг установления предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, организаций с преобладающим государственным участием и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений, предприятий, организаций.
2.8. Рекомендовать региональным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений проводить мониторинг установления предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров региональных бюджетных, государственных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, организаций с преобладающим государственным участием и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений, предприятий, организаций.
2.9. Разрабатывать меры по снижению дифференциации между средней заработной платой 10 процентов наиболее оплачиваемых и 10 процентов наименее оплачиваемых групп работников.
2.10. При выявлении нарушений принципа равной оплаты труда мужчин и женщин, при его равной ценности стороны Соглашения разрабатывают меры по устранению таких нарушений.
2.11. Совершенствовать коллективно-договорное регулирование заработной платы работников, в том числе учитывать:
сбалансированное соотношение роста заработной платы, производительности труда и инфляции, взаимосвязь повышения заработной платы и квалификации работника;
развитие и дальнейшее совершенствование института установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации путем заключения региональных соглашений;
установление региональными соглашениями о минимальной заработной плате размеров минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации с учетом действующего законодательства и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
подходы к регулированию вопросов оплаты труда в отраслевых соглашениях, в том числе в случае установления в соглашениях размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доли условно-постоянной части в структуре заработной платы.
2.12. Продолжать последовательную совместную работу сторон социального партнерства по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работников в организациях всех форм собственности, защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.
2.13. Реализовывать меры, направленные на обеспечение права работников самостоятельно выбирать кредитную организацию для перечисления работодателями заработной платы.
2.14. Координировать деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.
2.15. Проводить мониторинг правоприменительной практики в части установления минимального размера оплаты труда в соответствии с действующим законодательством в целях выработки при необходимости предложений на среднесрочный период по стратегии изменения соотношения МРОТ и медианной заработной платы.
Проводить мониторинг реализации статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (установление минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации).
по формированию концептуальных подходов к исчислению и использованию минимального (восстановительного) потребительского бюджета, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы;
по упорядочению дифференциации в оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, в субъектах Российской Федерации;
по определению оптимальных уровней оплаты труда по категориям квалифицированных работников бюджетной сферы;
по применению минимальных окладов (тарифных ставок), отраслевых доплат и надбавок, а также их минимальных размеров при заключении отраслевых соглашений в целом по отрасли и их дифференциации по категориям работников.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей