2. Описание приоритетов и целей государственной политики в части социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации

2. Описание приоритетов и целей государственной политики

в части социально-экономического развития Арктической зоны

Российской Федерации, в том числе общие требования

к политике субъектов Российской Федерации

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы связаны с развитием социально-экономического, транзитного потенциала арктических регионов, повышением качества жизни населения.

Основным механизмом реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике является Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности), которая определяет разноаспектный комплекс социально-экономических мер развития Арктической зоны Российской Федерации.

Основным инструментом реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности является комплексная государственная программа, которая обеспечивает реализацию этой стратегии по следующим приоритетам государственной политики Российской Федерации в Арктике:

создание и развитие правового режима государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации, стимулирующего переход к экономике замкнутого цикла, осуществление частных инвестиций в проведение геолого-разведочных работ, создание новых и модернизацию действующих промышленных производств, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, разработку новых нефтегазовых провинций, месторождений твердых полезных ископаемых и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, глубокую переработку нефти, производство сжиженного природного газа и газохимической продукции;

инфраструктурная поддержка реализации новых инвестиционных проектов, отобранных критериями или порядком, определенными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

развитие экономического сотрудничества территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, с регионами арктических государств;

привлечение иностранных инвесторов в экономические проекты на территории Арктической зоны Российской Федерации;

содействие укреплению связей между малочисленными народами и коренными народами, проживающими на арктических территориях зарубежных государств, в рамках проведения соответствующих международных форумов по данной тематике;

доведение результатов деятельности Российской Федерации в Арктике до сведения широкой международной общественности.

Особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, многоаспектны и обусловлены как природно-климатическими условиями, крайне низкой плотностью населения и уровнем развития транспортной и социальной инфраструктуры, так и неравномерностью промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны: ориентированностью экономики на добычу природных ресурсов, отдаленностью местностей, на которых проживают малочисленные народы.

Основные приоритеты, задачи и цели государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы сформулированы исходя из обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктической зоне, а также достижения целей, определенных в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Основными задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике в настоящее время является реализация мер, отраженных в документах стратегического планирования, в том числе включенных в единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 996-р. Выполнение задач в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, инфраструктуры, в сфере развития науки и технологий, обеспечения экологической безопасности, развития международного сотрудничества, защиты населения и территории Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является значимым с точки зрения повышения качества жизни населения, проживающего в арктических регионах, и развития Арктики в целом.

Одной из приоритетных задач остается обеспечение достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации.

В этой связи разработан механизм, направленный на решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению значений показателей социального развития территорий Арктической зоны Российской Федерации до уровня не ниже средних значений по Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N Пр-528).

Так, 50 процентов обязательных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет (налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на автомобили легковые и мотоциклы, ввозных таможенных пошлин) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые применяют преференциальные режимы осуществления предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации, а также юридическими лицами, осуществляющими реализацию отобранных в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционных проектов (далее - организации), будут направлены на мероприятия, реализация которых создаст условия для выравнивания значений показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне Российской Федерации, с общероссийскими или средними по субъектам Российской Федерации значениями.

Исходя из приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере реализации комплексной государственной программы сформулированы следующие цели:

повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации путем создания 13,274 тыс. рабочих мест и вложения внебюджетных инвестиций в объеме 399,19 млрд. рублей;

повышение узнаваемости территории Арктической зоны Российской Федерации в международном пространстве путем проведения мероприятий международного уровня, привлечение внебюджетных инвестиций в объеме 830 млрд. рублей к 2030 году;

повышение коэффициента миграционного прироста населения Арктической зоны Российской Федерации до 0 к 2030 году (включительно).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2553)

Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в сфере реализации комплексной государственной программы заключаются в том числе в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по опережающему социально-экономическому развитию.

Достижение целей комплексной государственной программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального развития как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.

Политика субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, должна быть направлена на создание преференциальных условий для возможности привлечения инвестиций, снижения административных барьеров и упрощения процесса вовлечения имеющихся ресурсов в экономический оборот, а также создание условий по сохранению и развитию человеческого капитала на территории Арктической зоны Российской Федерации.

Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в ходе реализации комплексной государственной программы будет обеспечиваться путем:

организации и проведения международных, всероссийских и региональных мероприятий;

информационно-разъяснительного сопровождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере реализации комплексной государственной программы;

обмена информацией по вопросам, относящимся к сфере реализации комплексной государственной программы, и предложениями о реализации мероприятий в рамках достижения национальных целей Российской Федерации, исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" об увеличении к 2024 году грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн. тонн, исполнения положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности и Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике.