Раздел 6 "Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании"

Раздел 6 "Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании".

Раздел 6 включает следующие подразделы:

1) "Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях";

2) "Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации";

3) "Экономическая эффективность реализации стратегии цифровой трансформации";

4) "Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации";

5) "Сведения о планируемых расходах госкомпании на информационно-коммуникационные технологии, в том числе расходах на программное обеспечение и связанные с ним работы (услуги), и на радиоэлектронную продукцию, в том числе программно-аппаратные комплексы, и связанные с ней работы (услуги)".

Подраздел "Экономические эффекты <4> от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях" включает прогноз (расчет) интегральных экономических показателей стратегии цифровой трансформации в соответствии с таблицей 2:

--------------------------------

<4> Экономические эффекты - влияние на экономические показатели госкомпании, включая операционные и капитальные затраты, выручку, прибыль.

Таблица 2 - Интегральные экономические показатели стратегии цифровой трансформации

Экономический показатель

Единица измерения

Год 1

Год 2

Год 3

Год 4

Год 5

Ежегодно, начиная с года 6

Снижение (изменение) операционных затрат

тыс. руб.

Снижение (изменение) капитальных затрат

тыс. руб.

Увеличение (изменение) выручки

тыс. руб.

Инвестиции в стратегию цифровой трансформации

тыс. руб.

Рекомендуется рассчитывать показатели из таблицы 2 для каждой инициативы цифровой трансформации и затем рассчитывать показатели стратегии как сумму по всем инициативам. Описание методик расчета показателей приведено в Приложении N 3.

Подраздел "Источники финансирования инициатив (мероприятий) стратегии цифровой трансформации" включает прогноз использования различных источников финансирования в соответствии с таблицей 2:

Таблица 3 - Источники финансирования инициатив (мероприятий) стратегии цифровой трансформации

Источник финансирования

Единица измерения

Год 1

Год 2

Год 3

Год 4

Год 5

Ежегодно, начиная с года 6

Инвестиции в инициативы (мероприятия) стратегии цифровой трансформации

тыс. руб.

В том числе из источников:

Собственные средства компании

тыс. руб.

Кредитные средства, в т.ч.:

тыс. руб.

Банковские кредиты и займы на рыночных условиях

тыс. руб.

Льготные кредиты и займы на цели цифровой трансформации, предоставляемые уполномоченными банками в рамках реализации государственных программ

тыс. руб.

Средства, предоставляемые государственными институтами развития

тыс. руб.

Средства поставщиков цифровых решений и других контрагентов в цифровой трансформации

тыс. руб.

Средства в рамках оказания государственной поддержки, связанной с цифровой трансформацией и (или) импортозамещением ИКТ (гранты, субсидии, проектное финансирование и т.д.)

тыс. руб.

Иные негосударственные источники финансирования

тыс. руб.

При определении объемов и источников финансирования реализации Стратегии (программы) цифровой трансформации, включая обеспечения импортозамещения ИКТ, компании должны исходить, с одной стороны, из необходимости обеспечения экономической эффективности инвестиций в цифровую трансформацию, а с другой - из необходимости реализации целей, задач и достижения установленных в Стратегии (программе) цифровой трансформации показателей эффективности в полном объеме в установленные сроки.

Подраздел "Экономическая эффективность стратегии цифровой трансформации" включает расчет показателей отдачи от инвестиций в цифровую трансформацию на основании данных подраздела 1 "Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях". Госкомпания самостоятельно выбирает методику расчета эффективности инвестиций.

Подраздел "Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации" включает сравнение инвестиционной активности госкомпании в области цифровой трансформации с отраслевыми и кросс-отраслевыми российскими и международными практиками (источниками). Рекомендуется использовать показатель "Отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке". Компания самостоятельно выбирает для сравнения компании, отрасли и источники данных.

Для госкомпаний, характеризующихся исключительными особенностями государственного регулирования, не позволяющими применять перечисленные рекомендации к Стратегии, структура Стратегии уточняется по результатам обсуждения в Минцифры России при предоставлении достаточной аргументации.

Подраздел "Сведения о планируемых расходах госкомпании на информационно-коммуникационные технологии, в том числе расходах на программное обеспечение и связанные с ним работы (услуги) и на радиоэлектронную продукцию, в том числе программно-аппаратные комплексы, и связанные с ней работы (услуги)".

Подраздел должен включать в себя сведения о текущих и планируемых расходах на информационно-коммуникационные технологии (включая ключевые показатели) на горизонте планирования Стратегии по предлагаемой форме (Приложение N 8). Указываемые значения должны являться основой для расчета иных ключевых показателей эффективности реализации Стратегии.

При планировании расходов на информационно-коммуникационные технологии, в соответствии с собирательной классификационной группировкой товаров и услуг сектора информационно-коммуникационных технологий на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденной приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 515 "Об утверждении собирательных классификационных группировок "Сектор информационно-коммуникационных технологий" и "Сектор контента и средств массовой информации" необходимо исходить из следующей совокупности условий:

- увеличение совокупных расходов на информационные технологии в период 2022 - 2024 гг. в 2 раза, по сравнению с периодом 2019 - 2021 гг. <5>;

--------------------------------

<5> Для госкомпаний могут быть установлены индивидуальные показатели роста расходов на информационные технологии и на радиоэлектронную продукцию и связанные с ними работы (услуги) в период 2022 - 2024 гг., по сравнению с периодом 2019 - 2021 гг. (но не менее чем в 1,5 раза) в случае:

А) отнесения ее к тарифно-регулируемым сферам деятельности (при условии отсутствия нетарифной выручки);

Б) включения информации о госкомпании в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", при условии отсутствия у такой организации выручки от реализации договоров (контактов), в том числе от экспортных договоров (контрактов), не связанных с выполнением государственного оборонного заказа, при наличии соответствующего подтверждения курирующего ФОИВ;

В) обеспечения госкомпанией достижения одного из следующих условий, связанных с расходами компании на информационно-коммуникационные технологии:

- совокупная доля затрат на информационно-коммуникационные технологии к выручке в период 2022 - 2024 гг. не менее 6%;

- совокупная доля затрат на информационные технологии к выручке в период 2022 - 2024 гг. не менее 3%;

- объем инвестиций в цифровую трансформацию на уровне не менее 10% от общего объема инвестиций компании в 2022 - 2024 гг.

- увеличение совокупных расходов, направленных на закупку радиоэлектронной продукции, телекоммуникационного оборудования и программно-аппаратных комплексов, а также связанных с ней работ (услуг) на период 2022 - 2024 гг., в 2 раза, по сравнению с периодом 2019 - 2021 гг. <5>;

- доля инвестиций в российское готовое программное обеспечение, сведения о котором включены в Единый реестр российского ПО, не менее 35% от совокупных расходов на программное обеспечение и связанных с ним работ (услуг);

- совокупная доля расходов на закупку российского ПО <6> и связанных с ним работ (услуг) в общем объеме расходов на закупку ПО и связанных с ним работ (услуг) в период 2022 - 2024 гг. на уровне не менее 80%;

--------------------------------

<6> Под российским программным обеспечением принимается ПО, включенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств - членов Евразийского экономического союза.

- обеспечение доли расходов на закупку радиоэлектронной продукции российского производства, в том числе программно-аппаратных комплексов, в общем объеме расходов на закупку радиоэлектронной продукции, в том числе программно-аппаратных комплексов, в период 2022 - 2024 гг., в соответствии с минимальной долей закупок, установленной на соответствующий календарный год, для товаров российского происхождения, относящихся к радиоэлектронной продукции, определенной в процентном отношении к объему закупок товаров, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения";

- доля расходов организаций на информационные технологии, связанные с привлечением специализированных российских компаний, не аффилированных с заказчиком, для разработки, внедрения и сопровождения ПО, а также расходы, связанные с собственными ИТ-разработками, предназначенными для продажи на внешнем рынке (далее - внешние расходы) в объеме совокупных расходов организаций на ИТ за период 2022 - 2024 гг. не менее 70%;

- планируемые расходы на российское и иностранное ПО и связанные с ними работы (услуги), а также планируемые расходы на радиоэлектронную продукцию российского и иностранного производства, в том числе динамика изменения указанных расходов в рассматриваемом периоде, должны соответствовать показателям эффективности перехода госкомпании на использование российского программного обеспечения и радиоэлектронной продукции российского производства, устанавливаемых госкомпанией на 2022 - 2024 гг. для соответствующих классов программного обеспечения и видов радиоэлектронной продукции;

- планируемые расходы на услуги центров обработки данных должны быть преимущественно ориентированы на закупку услуг сторонних российских организаций, предоставляющих такие услуги на территории Российской Федерации.