Раздел 2 "Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации госкомпании"

Раздел 2 "Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации госкомпании".

Раздел 2 включает подразделы:

1) "Целевая бизнес-модель";

2) "Система целей и ключевых показателей эффективности цифровой трансформации";

3) "Стратегические направления развития цифровой трансформации";

4) "Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации".

Первый подраздел "Целевая бизнес-модель" включает описание целевой бизнес-модели госкомпании в контексте цифровой трансформации (или нескольких бизнес-моделей, если планируется использование более одной модели). При выборе целевой бизнес-модели учитывается текущее состояние и перспективы цифровой трансформации отрасли, уровень цифровой готовности (зрелости) госкомпании, ключевые возможности и вызовы для цифровой трансформации госкомпании.

Во втором подразделе "Система целей и КПЭ цифровой трансформации" ставятся цели цифровой трансформации госкомпании. Реализация Стратегии должна быть ориентирована на повышение конкурентоспособности госкомпании, отвечать критерию экономической эффективности и включать оценку вклада цифровой трансформации в рост прибыли или другого аналогичного показателя (далее - прибыли) госкомпании, а также оценку необходимых инвестиций в цифровую трансформацию и оценку их окупаемости, а также должна быть направлена (согласно сфере деятельности госкомпании) на достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.

Цели Стратегии декомпозируются в систему ключевых показателей эффективности цифровой трансформации, которая включает четыре уровня:

а) вклад цифровой трансформации в достижение стратегических целей, задач и показателей эффективности в области цифровой трансформации, установленных в государственных документах стратегического планирования;

б) вклад цифровой трансформации в стратегические цели госкомпании (включая увеличение прибыли или аналогичного показателя (далее - прибыли), увеличение выручки или аналогичного показателя (далее - выручка), снижение затрат или аналогичного показателя (далее - затраты). Определение объема вклада цифровой трансформации в стратегические цели допускается осуществлять экспертным путем;

в) цифровая трансформация ключевых сфер деятельности госкомпании - взаимодействие с потребителями, разработка и эксплуатация продуктов (для применимых отраслей), операции и цепочки поставок, поддерживающие функции (управление кадрами, управление финансами, управление закупками, управление зданиями и офисами и пр.);

г) обеспечение базовых корпоративных условий для цифровой трансформации - цифровая инфраструктура и система управления данными, кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации, модель управления цифровой трансформацией.

КПЭ цифровой трансформации декомпозируются в операционные КПЭ подразделений госкомпании и ДЗО, участвующих в реализации Стратегии головной компании.

Целевые значения КПЭ цифровой трансформации рассчитываются на основании текущих показателей госкомпании, ее стратегических целей, отраслевых и кросс-отраслевых сопоставлений ("бенчмарков").

Госкомпания разрабатывает собственную систему КПЭ с учетом рекомендаций этого подраздела. При этом для целей внешнего мониторинга система КПЭ включает показатели, определенные в разделе 3.2 "Требования внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ" Методических рекомендаций с учетом положений Приложения N 3 "Описание КПЭ и их расчетных методов для целей мониторинга реализации Стратегии госкомпании". Для целей внешнего мониторинга при согласовании с курирующим ФОИВ и Минцифры России госкомпании, характеризующиеся исключительными особенностями государственного регулирования или специфики деятельности, могут применять иные показатели эффективности и (или) применять собственные расчетные методы рекомендуемых показателей эффективности, за исключением показателей эффективности, связанных с импортозамещением программного обеспечения и радиоэлектронной продукции. Исключение или изменение какого-либо из рекомендованных показателей эффективности допускается только в случае предоставления достаточной аргументации при согласовании с курирующим ФОИВ и Минцифры России.

Необходимо отразить в Стратегии вклад в достижение стратегических целей, задач и показателей в области цифровой трансформации, изложенных в государственных документах стратегического планирования по форме, установленной в Таблице 1, в том числе вклада в:

- реализацию стратегий цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления в целях достижения их "цифровой зрелости", утвержденных протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 июня 2021 г. (отраслевые Стратегии цифровой трансформации) и реализацию стратегических направлений в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления, утвержденных актами Правительства Российской Федерации;

- достижение показателей "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в соответствии с методикой расчета указанного показателя, утвержденной приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 600, в целях достижения соответствующего показателя Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- достижение целей, задач и показателей иных документов стратегического планирования государства, связанных с развитием "цифровой экономики" и соответствующих отраслей экономики.

Таблица 1

Вклад Стратегии (программы) цифровой

трансформации государственной компании в достижение

целей, задач, показателей эффективности, установленных

в государственных документах стратегического планирования

N п/п

Принадлежность к отрасли

Наименование показателя из документа государственного стратегического планирования

Целевое значение показателя

Связанные инициативы Стратегии

Вклада инициатив Стратегии госкомпании в достижение показателя

1.

Достижение показателей "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления (в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 N 600)

1.1

(наименование отрасли)

(Показатель 1)

(Целевое значение Показателя 1)

(Перечень инициатив Стратегии госкомпании)

(Описание вклада в достижении показателя)

Примечание: указывается наименование отрасли, к которой относится госкомпания: "Развитие городской среды", "Транспорт и логистика", "Здравоохранение", "Образование (общее)", "Образование и наука", "Государственное управление", "Промышленность", "Сельское хозяйство", "Строительство", "Энергетическая инфраструктура", "Финансовые услуги"

1.2

(Показатель 2)

(Целевое значение Показателя 2)

...

... ...

... ...

1.N

(Показатель N)

(Целевое значение Показателя N)

Примечание: указывается перечень показателей для отрасли, характеризующих реализацию целевого показателя "достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" в соответствии с Приказом Минцифры России N 600 от 18.11.2020

Примечание: указывается целевое значение показателей в соответствии с Приказом Минцифры России N 600 от 18.11.2020

Примечание: приводится перечень инициатив цифровой трансформации, обеспечивающих вклад в достижение указанного показателя.

Примечание: приводится описание и оценка количественного и (или) качественного (в зависимости от показателя) вклада Стратегии госкомпании в достижение показателя из документа государственного стратегического планирования

2.

Реализация стратегий цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, утвержденных протоколом N 20 президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 июня 2021 г. и реализацию стратегических направлений в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления, утвержденных актами Правительства Российской Федерации

2.1

(наименовании отраслевой стратегии цифровой трансформации)

(Показатель 1)

(Целевое значение Показателя 1)

Примечание: приводится перечень инициатив цифровой трансформации, обеспечивающих вклад в достижение указанного показателя.

Примечание: приводится описание и оценка количественного и (или) качественного (в зависимости от показателя) вклада Стратегии госкомпании в достижение показателя из документа государственного стратегического планирования

Примечание: указывается наименование отраслевой стратегии цифровой трансформации в соответствии с отраслью, к которой относится госкомпания

2.2

(Показатель 2)

(Целевое значение Показателя 2)

(Перечень инициатив Стратегии госкомпании)

(Описание вклада в достижении показателя)

... ...

... ...

2.N

(Показатель N)

(Целевое значение Показателя N)

Примечание: указывается перечень показателей соответствующей отраслевой стратегии цифровой трансформации, в перечне ответственных за которые указаны госкомпании

Примечание: указывается целевое значение показателя в соответствии с отраслевой стратегией цифровой трансформации

Примечание: приводится перечень инициатив цифровой трансформации, обеспечивающих вклад в достижение указанного показателя.

Примечание: приводится описание и оценка количественного и (или) качественного (в зависимости от показателя) вклада Стратегии госкомпании в достижение показателя из документа государственного стратегического планирования

3.

Иные документы государственного стратегического планирования, применимые для госкомпании

3.1

(наименовании документа)

Показатель 1

Целевое значение Показателя 1

(Перечень инициатив Стратегии госкомпании)

(Описание вклада в достижении показателя)

3.2

Показатель 2

Целевое значение Показателя 2

... ...

... ...

3.N

Показатель N

Целевое значение Показателя N

Примечание: приводится перечень инициатив цифровой трансформации, обеспечивающих вклад в достижение указанного показателя.

Примечание: приводится описание и оценка количественного и (или) качественного (в зависимости от показателя) вклада Стратегии госкомпании в достижение показателя

В третьем подразделе "Стратегические направления развития цифровой трансформации" рекомендуется выбирать стратегические направления цифровой трансформации на базе интегральной оценки по критериям потенциала вклада направления в достижение стратегических целей госкомпании и уровня готовности госкомпании к цифровой трансформации направления.

В перечень направлений цифровой трансформации госкомпании рекомендуется включать, в том числе новую бизнес-модель (нескольких бизнес-моделей) и/или развитие дополнительных источников доходов, новые цифровые продукты и услуги, управление взаимоотношениями с потребителями, проектирование и инжиниринг, сервисное обслуживание, эффективность операций, управление цепочками поставок, управление информационной безопасностью, управление кадрами, управление финансами, управление закупками. Для защиты информации, подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо использовать сертифицированные ФСБ России средства криптографической защиты информации. При определении стратегических направлений развития госкомпания должна оценить, какие направления государственного регулирования будут применимы к ней в результате цифровой трансформации и учесть это в Стратегии.

В четвертом подразделе "Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации" рекомендуется выделять три горизонта планирования цифровой трансформации:

краткосрочный горизонт - примерно 12 месяцев: целевые значения для КПЭ устанавливаются с детализацией по времени на год, КПЭ по импортозамещению устанавливаются на ежеквартальной основе;

среднесрочный горизонт - 3 - 5 лет; целевые значения для КПЭ определяются с детализацией по времени на каждый год;

долгосрочный горизонт - 10 лет; целевое состояние описывается в терминах целей.

Каждый следующий горизонт развивает и расширяет ключевые результаты и приоритетные направления цифровой трансформации предыдущего горизонта.