2.3. Порядок мониторинга проекта Стратегии

Участники мониторинга проекта Стратегии реализуют следующие функции:

1) президиум Правительственной комиссии одобряет/утверждает методические документы по цифровой трансформации;

2) Минцифры России осуществляет методическую поддержку госкомпании по вопросам разработки Стратегий, проводит оценку и согласование проектов Стратегий и скорректированных Стратегий, готовит заключения на проекты Стратегий и проекты актуализированных Стратегий, а также согласует перечень и план-график исполнения директив ДЗО;

3) в случае непреодолимых в рамках указанной процедуры разногласий по оценке и согласованию проекта Стратегии в целях их разрешения допускается участие президиума Правительственной комиссии;

4) Госкомпания разрабатывает проект Стратегии в соответствии с положениями Методических рекомендаций, проводит согласование проекта Стратегии с Минцифры России и утверждает согласованный проект Стратегии на совете директоров (наблюдательном совете) госкомпании;

5) при наличии у госкомпании долгосрочной программы развития госкомпания направляет проект положений, касающихся цифровой трансформации, в Минцифры России на согласование;

6) Методические рекомендации распространяются на уже утвержденные Стратегии, которые направляются госкомпанией для согласования в Минцифры России. В случае необходимости внесения изменений в Стратегию по результатам рассмотрения в Минцифры России осуществляется ее доработка, последующее согласование и утверждение в госкомпании в соответствии с принятой процедурой.

Руководство госкомпании во исполнение Директив назначает уполномоченное должностное лицо, ответственное за реализацию Стратегии госкомпании и достижение установленных показателей эффективности по ее реализации.

Для выполнения функций РЦТ в госкомпании утверждается отдельное должностное лицо, либо функции РЦТ возлагаются на руководителя госкомпании, его заместителя или ответственное лицо с прямым подчинением руководителю госкомпании.

РЦТ наделяется полномочиями и обеспечивается ресурсами для реализации инициатив и проектов в рамках осуществления мероприятий по цифровой трансформации госкомпании.

РЦТ является ответственным за разработку и согласование проекта Стратегии с Минцифры России. Сроки разработки и согласования проекта Стратегии определяются Директивами для всех госкомпаний, получивших соответствующие Директивы.

В случае назначения нового РЦТ компании должны официально уведомить Минцифры России в течение 10 календарных дней с направлением копии приказа о назначении.

Проект Стратегии оценивается на соответствие рекомендациям, предъявляемым к структуре Стратегии (Приложение N 2).

В случае наличия у госкомпании курирующего ФОИВ направляемый в Минцифры России проект Стратегии должен учитывать позицию ФОИВ. Если госкомпания не является акционерным обществом или государственной корпорацией, то проект Стратегии направляется в Минцифры России через курирующий ФОИВ. Финальная версия стратегии направляется официально в адрес Минцифры России и заинтересованного ФОИВ единым письмом. Согласование стратегии Минцифры России возможно исключительно при наличии согласования финальной версии заинтересованным ФОИВ.

Минцифры России в течение одного месяца после получения проекта Стратегии от госкомпании рассматривает и осуществляет его оценку, включая соответствие структуры разделов и их подразделов Методическим рекомендациям, а также готовит заключение на проект Стратегии.

Заключение на проект Стратегии, а также рекомендации по доработке проекта Стратегии (при наличии) Минцифры России направляет в госкомпанию.

Госкомпания дорабатывает (при необходимости) проект Стратегии в месячный срок, если иное не указано в заключении. Доработанный проект Стратегии направляется госкомпанией повторно в Минцифры России с пояснительной запиской, содержащей описание учета и обоснование неучета рекомендаций по доработке, изложенных Минцифры России к проекту Стратегии госкомпании.

В случае наличия у госкомпании курирующего ФОИВ направляемый в Минцифры России доработанный проект Стратегии также должен учитывать позицию ФОИВ. Если госкомпания не является акционерным обществом, то доработанный проект Стратегии направляется в Минцифры России через курирующий ФОИВ.

Минцифры России после получения доработанного проекта Стратегии в течение одного месяца организует его повторное рассмотрение и формирует итоговое заключение о соответствии проекта Стратегии положениям, содержащимся в Методических рекомендациях, и организовывает совещание (при необходимости), в рамках которого госкомпании проводят защиту проекта Стратегии.

В случае отсутствия существенных замечаний в заключении Минцифры России к проекту Стратегии (проект Стратегии соответствует структуре, изложенной в настоящих Методических рекомендациях), документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании и в подтверждение направляется протокол/выписка из протокола в Минцифры России.

В проекте Стратегии при распределении полномочий, функций и ответственности работников госкомпании за реализацию Стратегии и достижение установленных показателей эффективности по ее реализации указывается, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов государственных компаний, а также уполномоченные заместители единоличных исполнительных органов государственных компаний (либо уполномоченные лица с прямым подчинением руководителю государственной компании) несут персональную ответственность за своевременную подготовку и реализацию планов мероприятий по переходу государственных компаний на использование отечественного программного обеспечения, а также за достижение ключевых показателей эффективности, связанных с импортозамещением ПО.

В соответствии с положениями директив Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 4509п-П13 во внутренних документах госкомпании и ДЗО должны быть определены и установлены показатели депремирования единоличного исполнительного органа госкомпании за несвоевременную подготовку и реализацию плана по переходу на преимущественное использование отечественного ПО, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

При установлении показателей депремирования единоличного исполнительного органа госкомпании и соответствующих уполномоченных должностных лиц госкомпании рекомендуется предусмотреть установление веса показателей в общей системе показателей эффективности деятельности Общества, обеспечивающие ответственность за несвоевременную подготовку и реализацию плана по переходу на преимущественное использование отечественного ПО, отклонение (недостижение) от плановых значений одного или нескольких ключевых показателей эффективности по импортозамещению (по объему вложений в российские ИТ-решения, доле расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ (услуг) в общем объеме закупок ПО и связанных с ним работ (услуг), а также доле использования российского ПО по одному или нескольким классам (типам) ПО, далее - КПЭ по импортозамещению):

- в случае отклонения менее чем на 20% от плановых значений КПЭ по импортозамещению, нарушения сроков разработки и утверждения, и (или) актуализации Стратегии, включающей в том числе план перехода Общества на использование отечественного ПО, более чем на 1 календарный месяц от срока, установленного в директивах Правительства Российской Федерации о персональной ответственности и в директивах Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2021 г. N 3438п-П13, предусмотреть депремирование не менее 20% от совокупного годового вознаграждения за достижение ключевых показателей эффективности для лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа Общества, а также ответственность в виде "выговор" для уполномоченного заместителя руководителя исполнительного органа Общества, ответственного за реализацию мероприятий по цифровой трансформации и за своевременную подготовку и реализацию планов по переходу Общества на использование отечественного ПО (далее - РЦТ), и его депремирование не менее 50% от совокупного его годового вознаграждения за достижение ключевых показателей эффективности;

- в случае отклонения более чем на 20% от плановых значений КПЭ по импортозамещению, нарушения сроков разработки и утверждения, и (или) актуализации Стратегии, включающей в том числе план перехода Общества на использование отечественного ПО, более чем на 3 календарных месяца от срока, установленного в настоящих директивах и в директивах Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2021 г. N 3438п-П13, предусмотреть депремирование не менее 50% от совокупного годового вознаграждения за достижение ключевых показателей эффективности для лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа Общества, а также ответственность в виде "увольнение" для РЦТ.

В случае утверждения соответствующих директив Правительства Российской Федерации, дополнительно необходимо установить персональную ответственность единоличного исполнительного органа Общества и уполномоченного заместителя руководителя единоличного исполнительного органа Общества за недостижение показателей, связанных с применением технологий искусственного интеллекта, в соответствии с положениями указанных директив.

План мероприятий по переходу на использование отечественного программного обеспечения, являющийся неотъемлемой частью Стратегии, подлежит согласованию с АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2117.