Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 10 - 11 КЛАССОВ

"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ" В РАМКАХ

ПРОФИЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии с пунктом 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015, учебный план является частью образовательной программы. Учебный план разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе примерных учебных планов, представленных в примерной основной образовательной программе среднего общего образования, размещенной в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации (http://fgosreestr.ru/).

Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации.

Образовательная организация обеспечивает реализацию учебного(ых) плана(ов) одного или нескольких профилей обучения:

естественнонаучного;

гуманитарного;

социально-экономического;

технологического;

универсального.

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.

При проектировании учебного плана "Психолого-педагогической направленности" различного профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в педагогическую практику.

Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы учета мнения не регламентированы. Рекомендуется рассматривать данный вопрос на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом образовательной организации. Протокол коллегиальных органов управления будет являться локальным нормативным актом, на основании которого администрация образовательной организации сможет принимать решения.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 13 и ст. 15) устанавливает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Под сетевой формой реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

В качестве сетевого партнера могут выступать:

- образовательные организации высшего образования, реализующие УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки";

- общеобразовательные организации (базовые школы);

- организации дополнительного профессионального образования (ИПК, ИРО и д.п.).

Сетевая форма не является обязательной, применяется образовательной организацией в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования и является целесообразным.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Таким образом, Федеральный закон N 273-ФЗ не ограничил перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме (далее - организация-партнер). Образовательная организация на этапе разработки ООП СОО самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и т.п. При этом в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) образовательной программы, которую реализует организация-партнер, несет образовательная организация.

Реализация ООП СОО в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

- требования к образовательному процессу;

- требования к материально-техническому обеспечению;

- требования к кадровому обеспечению;

- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

Договор позволяет более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций.

Разработка учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку учебных планов среднего общего образования, указанными в первом разделе данных рекомендаций. План может быть разработан на основе учебного плана по любому профилю обучения, включая универсальный с учетом рекомендаций, представленных во втором разделе данных материалов.

Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО (п. 18.3.1) определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования, предусматривает изучение обязательных предметных областей, включающих учебные предметы с указанием уровня их освоения (базовый и углубленный):

"Русский язык и литература";

"Родной язык и родная литература";

"Иностранные языки";

"Математика и информатика";

"Общественные науки";

"Естественные науки";

"Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности".

КонсультантПлюс: примечание.

Максимальное количество часов изменено, см. ФГОС среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.

Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 34 часов в неделю).

Учебный план независимо от профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета (предметной области), определенной ФГОС СОО, и обязательно включать указанные в ФГОС СОО предметные области и следующие учебные предметы:

"Русский язык",

"Литература",

"Иностранный язык",

"Математика",

"История" (или "Россия в мире"),

"Физическая культура",

"Основы безопасности жизнедеятельности",

"Астрономия".

В перечне учебных предметов, обязательных для включения во все учебные планы, отсутствуют учебные предметы из предметной области "Родной язык и родная литература". Следовательно, при формировании учебного плана образовательная организация должна предусмотреть не менее одного учебного предмета из данной предметной области и отразить в учебном плане.

Образовательная организация может составить учебный план, исходя из своего календарного учебного графика, не превышая максимально допустимой нагрузки (2590 часов), варьируя количество часов на курсы по выбору обучающихся.

Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования и реализуется через обязательные учебные предметы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через дополнительные учебные предметы и курсы по выбору и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

К курсам по выбору могут относиться факультативные (необязательные для данного уровня образования) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ) в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Обязательным компонентом учебного плана среднего общего образования является выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

В соответствии с ФГОС СОО "индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, конструкторского, инженерного".

Задача Индивидуального проекта - обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.

Кроме обязательных учебных предметов, в учебный план могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации в пределах максимально допустимой учебной нагрузки.

ПООП СОО предлагает алгоритм формирования учебного плана по профилю:

1. Определить профиль обучения.

2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.

3. Дополнить учебный план индивидуальным (и) проектом(ами).

4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п.п. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.

5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана среднего общего образования, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189: