Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.03.2021 N АПЛ21-108 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.01.2021 N ВКАПИ 20-25, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 14 и подпункта "и" пункта 59 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утв. Приказом Министра обороны РФ от 27.10.2010 N 1313>
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Крупнова И.В., Тютина Д.В.,
с участием прокурора Коробкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Ш. о признании недействующими пункта 14 и подпункта "и" пункта 59 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 1313,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2021 г. (дело N ВКА-ПИ20-25), которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., выступление представителя Министра обороны Российской Федерации Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, и заключение прокурора Коробкина А.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 1313 утверждена Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (далее - Инструкция).
Указанный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2011 г. (регистрационный номер 19724) и официально опубликован 7 марта 2011 г. в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (N 10).
Пунктом 14 Инструкции определено, что допуск лица к государственной тайне может быть прекращен должностным лицом, имеющим право принимать решение о его допуске к государственной тайне, в случае:
а) расторжения с ним контракта в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 10 Инструкции основанием для отказа лицу в допуске к государственной тайне.
В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" данного пункта могут послужить основанием для прекращения лицу допуска к государственной тайне, командир воинской части принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну. До принятия такого решения лицо отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Лица, нарушившие обязательства, связанные с защитой государственной тайны, и в отношении которых командиром воинской части принято решение о возможности их дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к указанным работам только после повторного изучения основных положений нормативных правовых актов по защите государственной тайны и сдачи зачета руководителю службы защиты государственной тайны.
Решение командира воинской части о возможности или невозможности лица, нарушившего обязательства, связанные с защитой государственной тайны, осуществлять работы со сведениями, составляющими государственную тайну, объявляется в приказе.
Прекращение допуска лица к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним контракта, а прекращение допуска к государственной тайне руководителя организации - основанием для расторжения договора (контракта) на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключенного между организацией - заказчиком работ и организацией, которую он возглавляет, если такое условие предусмотрено в контракте.
Решение командира воинской части о прекращении допуска лица к государственной тайне может быть обжаловано лицом в вышестоящую воинскую часть (организацию) или в суд.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает лицо от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно подпункту "и" пункта 59 Инструкции переоформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам независимо от срока действия производится в случае приема на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне.
Ш., которому в период прохождения военной службы по контракту прекращен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и он уволен с военной службы на основании подпункта "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с лишением допуска к государственной тайне), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 14 и подпункта "и" пункта 59 Инструкции.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В обоснование принятого решения суд указал, что оспариваемые нормы соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В апелляционной жалобе Ш., указывая на необоснованность и незаконность решения, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Ссылаясь на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2018 г. N 1403-О и от 29 сентября 2020 г. N 2077-О, Ш. считает оспариваемые нормы Инструкции не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают, что при принятии командиром воинской части решения о прекращении лицу допуска к государственной тайне в действиях этого лица должно быть обязательно установлено наличие угрозы безопасности государству, что в свою очередь находится в компетенции не Министерства обороны Российской Федерации, а соответствующего органа безопасности.
Кроме того, административный истец утверждает о существенном нарушении судом норм процессуального права, поскольку поданные им замечания на протокол судебного заседания не рассмотрены.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Министра обороны Российской Федерации Н. и Министерства юстиции Российской Федерации Б., указывая на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Ш., извещенный о дате судебного заседания установленным порядком, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что Инструкция издана Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, а оспариваемые нормы не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон) допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона;
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом;
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 25 Закона организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, из статьи 23 Закона следует, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Таким образом, Закон регулирует отношения, связанные с допуском лиц к государственной тайне, включая мероприятия по его организации, а также предусматривая основания для его прекращения. При этом Законом на Правительство Российской Федерации возлагаются вопросы, касающиеся порядка доступа лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, а также сроков, обстоятельств и порядка переоформления допуска.
Постановлением Правительства Российской Федерации 6 февраля 2010 г. N 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (далее - Инструкция Правительства Российской Федерации), согласно которой государственным органам, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" с учетом специфики решаемых ими задач предоставлено право принимать ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 2).
При этом нормы, содержащиеся в пунктах 15 - 17 Инструкции Правительства Российской Федерации, аналогичны положениям статьи 23 Закона.
Вместе с тем согласно пункту 48 Инструкции Правительства Российской Федерации в случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 15 этой Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Проанализировав с учетом приведенных положений Закона и постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 содержание оспариваемых норм Инструкции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что они соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопреки мнению административного истца, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 5 июня 2018 г. N 1403-О и от 29 сентября 2020 г. N 2077-О, не дает оснований для признания Инструкции не соответствующей требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Применение правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации возможно судом, рассматривающим конкретное дело, предметом которого с учетом фактических обстоятельств является оценка решения соответствующего должностного лица (органа), связанного с прекращением допуска того или иного лица к государственной тайне.
Между тем проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, осуществляется в порядке абстрактного нормоконтроля.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении административного искового заявления не допущено.
Из материалов дела следует, что замечания на протокол судебного заседания рассмотрены, о чем свидетельствуют определения от 15 февраля и от 1 марта 2021 г. (об исправлении описки), копии которых направлены Ш.
Таким образом, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
И.В.КРУПНОВ
Д.В.ТЮТИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей