Документ не применяется. Подробнее см. Справку

<Письмо> МНС РФ от 07.08.2002 N ШС-6-14/1201@ <О привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиков единого социального налога>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@

В связи с многочисленными запросами о порядке применения налоговой ответственности к налогоплательщикам единого социального налога Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает, что при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности указанных налогоплательщиков необходимо руководствоваться судебной практикой.

Одновременно Министерство Российской Федерации по налогам и сборам доводит до сведения Управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации следующее.

1. О привлечении к налоговой ответственности за непредставление расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу.

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики - работодатели производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

По итогам отчетного периода указанные налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Учитывая, что расчет авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщика - работодателя содержит данные, связанные с исчислением налоговой базы по налогу исходя из реальных финансовых результатов деятельности налогоплательщика, и исчисленной сумме налога, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в срок указанного расчета.

Вместе с тем, в случае формирования судебной практики, указывающей на необоснованность применения статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, не представившие в срок расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу, могут привлекаться к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

2. О привлечении к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) авансовых платежей по единому социальному налогу.

Статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5, в соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В силу пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Учитывая, что авансовые платежи по единому социальному налогу исчисляются налогоплательщиками - работодателями исходя из реальных финансовых результатов деятельности, применение ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов является правомерным.

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

С.Н.ШУЛЬГИН