Информация Росприроднадзора "О предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора в 2024 году за отчетный 2023 год"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ОТЧЕТНОСТИ О ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ

ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ И УПЛАТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

В 2024 ГОДУ ЗА ОТЧЕТНЫЙ 2023 ГОД

С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 451-ФЗ) за исключением некоторых положений.

Законом N 451-ФЗ предусмотрены переходные положения, в том числе частью 15 статьи 7 Закона N 451-ФЗ определено, что на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров) возложена обязанность обеспечения выполнения нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, уплаты экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в отношении таких товаров, упаковки в соответствии со статьями 24.2 и 24.5 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ) и с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, с учетом следующих особенностей:

представление отчетности о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2023 год (далее - отчетность), расчета суммы экологического сбора за отчетный 2023 год (далее - расчет) и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 года обеспечиваются до 15 апреля 2024 года;

представление декларации о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 года в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки (далее - декларация) обеспечивается до 15 апреля 2024 года.

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее - постановление N 1417).

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2010 (далее - постановление N 2010).

Порядок представления формы расчета суммы экологического сбора и уплаты суммы экологического сбора утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора".

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488.

Перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3721-р (далее - распоряжение N 3721-р).

Нормативы утилизации на отчетные 2021 - 2023 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3722-р (далее - распоряжение N 3722-р).

На основании пункта 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ) порядок, формы представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению N 1417 производители товаров, импортеры товаров ежегодно декларируют количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

В соответствии с постановлением N 2010 форма отчетности заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация, содержащаяся в декларации за год, предшествующий отчетному.

Таким образом, при подаче в 2024 году декларации за отчетный 2023 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2023 года, в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением N 3721-р.

В 2024 году за отчетный 2023 год отчетность, а также расчет суммы экологического сбора формируется на основе сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2022 год, согласно сведениям, содержащимся в декларации за 2022 год, составленной в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением N 3721-р, и применяя нормативы утилизации, установленные на 2023 год распоряжением N 3722-р.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Согласно пункту 10 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ) в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), что установлено пунктами 4, 5 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ).

Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее - ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Обращаем внимание, что с 01.01.2024 положениями Закона N 89-ФЗ (в редакции с изменениями, внесенными Законом N 451-ФЗ) не предусмотрено поручение ассоциации выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ) норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Перечень товаров содержит столбец "Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования" с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров, упаковки товаров.

При выборе условия аналогичного назначения товаров, упаковки и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования следует руководствоваться присвоенной категорией товару, упаковке товара согласно перечню товаров.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ).

В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ), предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Производители и импортеры товаров представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

При исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию.

Вышеуказанные документы представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора: "Личный кабинет природопользователя" https://lk.rpn.gov.ru/.

При подаче отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация и отчетность могут представляться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером.

Расчет суммы экологического сбора в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).

Декларация и отчетность предоставляются:

импортерами товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

производителями товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:

а) плательщиками, являющимися производителями товаров, - на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;

б) плательщиками, являющимися импортерами товаров, - на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.