Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении ГИА в 2022 году, направлены письмом Рособрнадзора от 31.01.2022 N 04-18.

2.2. Особенности организации ППЭ

Материально-технические условия ППЭ должны обеспечивать всем участникам экзамена с ОВЗ, участникам экзамена - детям-инвалидам и инвалидам их беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме для всех категорий участников КЕГЭ, предоставление КИМ КЕГЭ на бумажных носителях (за исключением текстов заданий к КИМ КЕГЭ, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля) не предусмотрено.

Для слепых и слабовидящих участников экзамена, использующих рельефно-точечный шрифт Брайля, аудитории ППЭ обеспечиваются компьютерами, оснащенными портативным тактильным дисплеем Брайля, наушниками (или аудиогарнитурой), специализированным программным обеспечением (программой экранного доступа или программой экранного доступа и увеличения).

Для слабовидящих участников экзамена освещенность каждого рабочего места в аудитории должна быть индивидуальной равномерной и не менее 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки. Предоставляемые участникам компьютеры дополнительно оснащаются монитором с диагональю экрана не менее 19 дюймов, наушниками (или аудиогарнитурой), специализированным программным обеспечением (программой экранного увеличения или программой экранного доступа и увеличения).

Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата аудитории ППЭ обеспечиваются компьютерами, оснащенными монитором с диагональю экрана не менее 19 дюймов, вспомогательным оборудованием, учитывающим индивидуальные особенности манипулятивных функций, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации участника экзамена.

Для слабослышащих участников экзамена аудитории ППЭ оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.

Во время экзамена в ППЭ могут присутствовать ассистенты <7>, которые оказывают участникам экзамена с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей:

--------------------------------

<7> Списки ассистентов утверждаются ОИВ по согласованию с ГЭК.

обеспечивают сопровождение участника экзамена с ОВЗ, ребенка-инвалида и инвалида в образовательную организацию, на базе которой организован ППЭ;

оказывают техническую помощь в части передвижения по ППЭ, ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в аудитории) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению заданий экзаменационной работы);

оказывают техническую помощь в обеспечении коммуникации (с сотрудниками ППЭ), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);

оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;

оказывают помощь в ведении записей, чтении заданий (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;

помогают при оформлении полей бланков регистрации), приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

оказывают техническую помощь при выполнении экзаменационной работы на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта; расположение экзаменационного материала на экране компьютера с учетом особенностей зрения и др.);

вызывают медперсонал (при необходимости).

В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.

Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный представитель) участника экзамена. Данные об ассистентах вносятся в РИС. Указанные лица распределяются в ППЭ, в который пребывают не ранее 09:00 по местному времени.

Не допускается привлекать в качестве ассистентов:

специалистов по учебному предмету "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)";

педагогических работников, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ (за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в образовательных организациях за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, в учреждениях уголовно-исполнительной системы).

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Непосредственно в аудитории проведения экзамена должно быть организовано видеонаблюдение без трансляции видеозаписи в сети "Интернет" (в режиме "офлайн").

В одной аудитории могут находиться участники экзамена различных нозологических групп. При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов:

1. слепых, поздноослепших, слабовидящих;

2. глухих, позднооглохших;

3. слабослышащих;

4. с тяжелыми нарушениями речи;

5. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

6. с задержкой психического развития;

7. с расстройствами аутистического спектра;

8. иных категорий участников экзамена, которым требуется создание специальных условий.

В одной аудитории могут находиться слабослышащие участники экзамена и участники экзамена с тяжелыми нарушениями речи.

Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников КЕГЭ с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов определяется в зависимости от нозологической группы, используемых ими технических средств (рекомендации по количеству участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в одной аудитории представлено в Приложении 3 настоящих Методических рекомендаций).

Информация о количестве указанных участников экзамена в ППЭ и о необходимости организации проведения экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, направляется ОИВ в ППЭ не позднее двух рабочих дней до дня проведения экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной форме.

В случае проведения экзамена для слепых и слабовидящих участников экзамена, использующих шрифт Брайля, для каждого участника в ППЭ доставляются следующие ЭМ:

бланк регистрации на бумажном носителе;

тексты заданий к КИМ, оформленные рельефно-точечным шрифтом Брайля;

электронный носитель (CD (DVD)-диск) с КИМ.

Печать бланков регистрации в ППЭ для участника экзамена в этом случае не выполняется, аудитория должна быть отмечена признаком "Без печати". ППЭ должно быть оснащено следующим оборудованием:

компьютером (ноутбуком), имеющим выход в сеть "Интернет", с установленным программным обеспечением "Станция авторизации";

компьютерами (ноутбуками) с установленным программным обеспечением "Станция КЕГЭ", версия для участников с ОВЗ и набором стандартного ПО, предоставляемого участнику экзамена во время экзамена.

Схема передачи бланков регистрации в РЦОИ определяется ОИВ: сканирование бланков регистрации в ППЭ на станции сканирования в ППЭ и передача их по сети "Интернет" или доставка бланков регистрации членом ГЭК в РЦОИ в день экзамена. Экзамены для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть организованы в образовательных организациях, в которых может быть назначена отдельная аудитория (аудитории), а также в медицинской организации, в которой обучающийся находится на длительном лечении, и на дому.

Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК. В этом случае организуется ППЭ по месту жительства участника экзамена, по месту нахождения медицинской организации.

Во время проведения экзамена на дому, в медицинской организации присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК. Для участника ГИА необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ.

При организации ППЭ на дому, в медицинской организации в целях оптимизации условий проведения ГИА допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации по согласованию с ГЭК. При совмещении отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации в ППЭ на дому, в медицинской организации могут присутствовать: член ГЭК, который может выполнять функционал руководителя ППЭ и ответственного организатора, организатор, который может одновременно выполнять функции технического специалиста, а также ассистент (при необходимости). Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ на дому, в медицинской организации, прибывают в указанный ППЭ не ранее 09:00 по местному времени.

Так как КЕГЭ является высокотехнологичным экзаменом и предполагает обязательное использование компьютерной техники со специализированным программным обеспечением для демонстрации КИМ, выполнения экзаменационной работы и ввода ответов участника экзамена, в ППЭ на дому, в медицинской организации необходимо обеспечить оснащение указанным минимальным набором оборудования:

компьютером (ноутбуком), имеющим выход в сеть "Интернет", с установленным программным обеспечением "Станция авторизации";

компьютером (ноутбуком) с установленным программным обеспечением "Станция КЕГЭ" и "Станция печати ЭМ" с подключенным к нему лазерным принтером.

Схема передачи ЭМ в РЦОИ в этом случае определяется ОИВ: допустимо как оснащение ППЭ оборудованием для сканирования бланков регистрации и форм ППЭ, передача их по сети "Интернет" (в этом случае допустимо станцию сканирования в ППЭ установить на компьютер вместе со станциями печати ЭМ и КЕГЭ, но не использовать одновременно станцию печати ЭМ и станцию сканирования), так и доставка ЭМ членом ГЭК в РЦОИ в день экзамена. Для ППЭ на дому, в медицинской организации необходимо провести процедуры технической подготовки и контроля технической готовности в сроки, установленные Методическими рекомендациями по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2021 году. Указанные процедуры допустимо провести по месту расположения той организации, которой принадлежит используемая техника.

В качестве канала доступа к сети "Интернет" рекомендуется использовать USB-модем.

Количественный состав работников ППЭ для проведения КЕГЭ в данном ППЭ и потребность в резервном оборудовании ОИВ также определяет самостоятельно.