1.4.1. Уровень доверия потребителей к безналичным инструментам

Безналичные платежи прочно вошли в повседневную жизнь российских потребителей. Доля безналичных платежей в розничном платежном обороте с 2013 по 2020 год выросла почти в 5 раз и на 01.01.2021 превысила 70%, что свидетельствует о высоком уровне доверия потребителей к предлагаемым платежным инструментам и услугам. Постепенно расширяется использование безналичных инструментов (например, аккредитивов вместо сейфовых ячеек) при расчетах по сделкам купли-продажи недвижимости.

Доверие потребителей создает благоприятные условия для внедрения новых технологий в платежной сфере. Почти 70% безналичных платежей за товары и услуги в 2020 году осуществлялось с использованием технологии бесконтактных платежей, из них каждый четвертый платеж совершен с использованием смартфонов и иных устройств для бесконтактной оплаты <19>. Российские потребители привыкают к использованию новых платежных сервисов быстрее жителей большинства других стран. Например, в США при сопоставимой инфраструктуре <20> лишь каждый девятый использовал смартфон или иное устройство для бесконтактной оплаты. Пандемия COVID-19 в 2020 году придала дополнительное ускорение развитию цифровых сервисов, дистанционных каналов и бесконтактных платежей.

--------------------------------

<19> По данным отчетности кредитных организаций и информации НСПК.

<20> В России бесконтактную оплату поддерживают более 80% POS-терминалов, в США - около 75%.

ДОЛЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОЗНИЧНОМ ПЛАТЕЖНОМ ОБОРОТЕ РФ

(%)

Рис. 5

00000006.jpg

Доля безналичных платежей в розничном обороте по итогам 2020 года составила 70,3%

Вместе с тем потенциал для дальнейшего роста количества безналичных платежей сохраняется. Так, на 1 жителя в год в Российской Федерации в среднем совершается 318 безналичных платежей, в то время как в Великобритании - 450, в США - 500, в Южной Корее - 550, а в странах-лидерах (например, в Сингапуре) - более 750.