Приказ Генпрокуратуры России от 15.04.2021 N 198 (ред. от 25.11.2022) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере"
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 апреля 2021 г. N 198
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 25.11.2022 N 711)
В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" надзор за исполнением законодательства в экологической сфере считать одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры и осуществлять его комплексно, гласно, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества.
Важнейшей задачей надзорной деятельности считать реализацию установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с иными заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе Главной военной прокуратурой:
2.1. Осуществлять надзор за исполнением законодательства в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти.
2.2. Систематически анализировать состояние законности в указанной сфере, изучать прокурорскую и правоприменительную практику по данному вопросу, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению.
2.3. Оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокуратурам в организации прокурорского надзора в экологической сфере, осуществлять руководство их деятельностью и контроль за ней.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" в соответствии с компетенцией:
3.1. С учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, об обращении с отходами, о рациональном использовании природных ресурсов, о промышленной безопасности.
3.2. Организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в экологической сфере. В качестве источника информации активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", данные федеральных государственных информационных систем.
В целях оперативного выявления участков загрязнения почв и водоемов, незаконных мест складирования отходов, несанкционированных мест добычи природных ресурсов, негативных изменений в лесных хозяйствах при наличии возможности использовать сведения, полученные с помощью беспилотных летательных аппаратов, аэрофотосъемки и космического мониторинга.
Незамедлительно организовывать проверки информации о нарушении законов, требующей вмешательства прокурора. При выявлении данных, свидетельствующих об устойчивых негативных тенденциях в этой сфере, включать в план работы прокуратуры соответствующие надзорные мероприятия.
Принимать личное участие для обеспечения оперативности, объективности и достоверности проверочных мероприятий, организованных по фактам аварий и иных чрезвычайных происшествий, повлекших масштабное негативное воздействие на окружающую среду, а также по сведениям о многочисленных и (или) грубых нарушениях законов, вызвавших широкий общественный резонанс.
3.3. О наиболее острых проблемах в области охраны окружающей среды и природопользования информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления соответствующего уровня. Информацию о состоянии законности, результаты работы прокуроров на данном направлении регулярно доводить до сведения населения.
3.4. Координировать деятельность правоохранительных органов по противодействию экологической преступности, предотвращению и пресечению нелегального использования природных ресурсов и их незаконного оборота.
3.5. Для решения наиболее актуальных вопросов в сфере экологической безопасности создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы с участием правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных организаций, общественности.
3.6. Обеспечить тесное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими объединениями, уделяя внимание защите права на осуществление общественного экологического контроля.
3.7. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения нарушений законов в экологической сфере. Учитывая, что устранение таких нарушений требует длительного времени и выделения значительных средств, держать под контролем акты прокурорского реагирования до полного исполнения требований прокурора.
Организовать системный надзор за исполнением судебных решений по всем категориям предъявляемых прокурорами заявлений экологической направленности.
3.8. Для выяснения вопросов, требующих специальных познаний (отбор проб, проведение лабораторных исследований, исчисление размера вреда и т.п.), привлекать специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля и подведомственных им учреждений, а также иных организаций для участия в совместных проверках.
3.9. Проверять полноту и своевременность выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями предоставленных полномочий, возложенных на них функций и обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Особое внимание уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, взысканию платы за природопользование.
При выявлении случаев неисполнения органами государственного экологического контроля (надзора), органами местного самоуправления полномочий по предъявлению иска в суд либо неправомерного перерасчета размера причиненного вреда ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Мерами прокурорского реагирования добиваться, в том числе в судебном порядке, устранения нарушений законодательства, пресечения нелегального использования природных ресурсов, возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
3.10. Обеспечить надзор за законностью нормативных правовых актов, принимаемых в экологической сфере.
Реализовывать полномочия по участию в подготовке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в данной сфере.
3.11. Проверять целевое использование органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, выделяемых на природоохранные мероприятия, в том числе при исполнении национального проекта "Экология", государственных и муниципальных программ, контрактов, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.
Обеспечить надлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими полномочия по государственному (муниципальному) финансовому контролю, а также контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
3.12. Уделять особое внимание выявлению коррупционных проявлений, в частности, злоупотреблений полномочиями должностными лицами органов власти, курирующими вопросы экологии, охраны окружающей среды и природопользования, несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот, в том числе при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Реагировать на случаи непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. При наличии оснований ставить вопрос об освобождении лиц от занимаемой должности в связи с утратой доверия.
3.13. При выявлении в ходе проверки признаков экологических преступлений выносить на основании пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы или органы дознания. Контролировать своевременность, полноту и объективность их разрешения.
Обеспечить исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, их своевременное и качественное разрешение, принятие законных и обоснованных решений по материалам доследственных проверок.
Незамедлительно в рамках предоставленных законом полномочий реагировать на нарушения, допущенные следователями и дознавателями в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты, неоднократного вынесения органами следствия и дознания незаконных постановлений, непринятия мер по установлению характера и размера вреда, причиненного преступлениями, требовать полного устранения нарушений законов, добиваясь привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
3.14. Обладать актуальной информацией обо всех объектах (предприятиях), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Особое внимание уделять реализации этими предприятиями мероприятий по снижению степени отрицательного влияния на окружающую среду, в том числе посредством внедрения наилучших доступных технологий, создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ.
При осуществлении надзора в отношении хозяйствующих субъектов - природопользователей исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.
3.15. В ходе проверок исполнения лесного законодательства сосредоточить усилия на вопросах противодействия нелегальным заготовке и обороту древесины и иных лесных ресурсов, в обязательном порядке давать оценку соблюдению уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления требований законов при управлении и распоряжении землями лесного фонда (иными категориями земель, занятых лесными насаждениями) и лесными ресурсами, выполнению мероприятий по воспроизводству лесов и реализации функций по государственному контролю, в том числе в рамках инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора в области охраны лесов от пожаров. Решительно пресекать нарушения законодательства в части неготовности органов государственной власти и органов местного самоуправления к пожароопасному периоду, формирования недостоверной документации и статистической отчетности о количестве, площади, причинах возникновения пожаров и размере причиненного ущерба.
3.16. Обеспечить системный и эффективный надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях. Признавать незаконным бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по постановке границ данных территорий на кадастровый учет и обозначению их на местности.
Проводить тщательные проверки законности и обоснованности принятия решений о ликвидации, сокращении территории природно-заповедного фонда или об ослаблении его режима.
В ходе прокурорских проверок в обязательном порядке оценивать законность предоставления земельных участков и согласования хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах, регистрации имущественных прав граждан и юридических лиц. Обращать внимание на вопросы развития экологического туризма, законность взимания с граждан платы за посещение территорий, обеспечение безопасности экологических маршрутов.
3.17. С целью защиты объектов животного мира проводить проверки исполнения законодательства об охоте и о рыболовстве, о сохранении охотничьих ресурсов, об ответственном обращении с животными.
Мерами прокурорского реагирования обеспечить пресечение нарушений, связанных с посягательствами на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и водных биологических ресурсов, среду их обитания, с размещением объектов и осуществлением работ, способных оказать негативное воздействие на них и среду их обитания.
Особое внимание уделять вопросам законности распределения рыболовных участков и квот добычи (вылова) водных биоресурсов, исполнения пользователями условий заключенных с ними договоров пользования водными биоресурсами, пресечения браконьерской деятельности.
При выявлении случаев размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об оказании посреднических услуг по организации незаконной охоты и рыбалки, о реализации контрафактной продукции, орудий незаконного промысла, о незаконных способах добычи животных, о жестоком обращении с ними добиваться, в том числе в судебном порядке, признания такой информации запрещенной к распространению и ограничения доступа к ней.
3.18. Незамедлительно реагировать на случаи невыполнения органами, наделенными полномочиями в области водных отношений, обязанностей по определению границ зон с особыми условиями использования, постановке водных объектов на учет, недопущению незаконного использования водных объектов, застройки береговых полос, размещения в водоохранных зонах мест захоронения отходов и опасных веществ.
Давать оценку фактам нарушений условий водопользования, сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, размещения выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств, ограничения беспрепятственного доступа граждан к водоемам общего пользования.
3.19. При проверках исполнения законодательства об охране и использовании недр особое внимание обращать на выполнение недропользователями условий лицензионных соглашений, соблюдение требований технической документации при разработке месторождений полезных ископаемых.
С целью профилактики аварий, способных повлечь загрязнение природной среды, устанавливать соответствие требованиям безопасности объектов разведки, добычи и транспортировки полезных ископаемых.
При выявлении случаев самовольной добычи полезных ископаемых, а также недропользования в отсутствие разрешительных документов и с нарушением лицензионных требований и условий рассматривать вопрос о расчете и взыскании экологического вреда, а также об уголовном преследовании виновных лиц.
Побуждать хозяйствующие субъекты к своевременной консервации, ликвидации горных выработок и скважин, рекультивации нарушенных земель, выполнению мероприятий по предотвращению деградации земель и восстановлению плодородного слоя почвы.
3.20. Добиваться от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора принятия мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, предотвращению их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Обеспечить системный надзор за соблюдением законодательства при утверждении и исполнении территориальных схем обращения с отходами, установлении (корректировке) тарифов и определении нормативов образования, накопления и утилизации отходов. Особое внимание уделять законности деятельности предприятий в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдению схем потоков отходов, целевому использованию средств государственной поддержки.
Регулярно проверять исполнение природоохранного законодательства при строительстве и эксплуатации объектов размещения, обработки, сортировки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов. Добиваться прекращения функционирования несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления, рекультивации загрязненных земель, ликвидации объектов накопленного вреда.
3.21. При организации и проведении проверок исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха обращать особое внимание на деятельность предприятий, осуществляющих наибольшее негативное воздействие на него. Оценивать своевременность и полноту проведенных мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ, установлению очистного оборудования, а также реализации уполномоченными органами власти контрольно-надзорных и разрешительных функций по охране и мониторингу атмосферы.
3.22. В ходе проверок исполнения законодательства об экологической экспертизе следует исходить из закрепленных в законе принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Принимать меры реагирования при выявлении фактов реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, осуществления деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
3.23. При осуществлении надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений обращать внимание на наличие необходимой разрешительной документации, соблюдение требований законов при строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации указанных объектов, своевременность их диагностики, ремонта, реконструкции, возмещение ущерба, причиненного в результате аварии или инцидента окружающей среде и гражданам.
3.24. Военным прокурорам, кроме того, проверять полноту соблюдения органами военного управления требований экологической безопасности в ходе войсковых учений и полевых выходов. Особое внимание уделять вопросам защиты от повреждений плодородного слоя почвы при обустройстве временных дорог, иных сооружений и коммуникаций, сохранения лесных насаждений, недопущения фактов причинения вреда окружающей среде в процессе применения вооружения, военной и специальной техники, в том числе загрязнения земель нефтепродуктами. Принципиально реагировать на нарушения законодательства при обращении с отходами жизнедеятельности в местах пребывания войск вне пунктов постоянной дислокации.
3.25. На системной основе обобщать состояние надзорной деятельности в экологической сфере с учетом положений настоящего приказа. Докладные записки о результатах проделанной работы ежегодно к 30 января представлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, военным прокурорам - в Главную военную прокуратуру.
Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) соответствующие докладные записки в указанный срок представлять в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Указанные сведения Главной военной прокуратуре представлять ежегодно к 15 февраля в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
(п. 3.25 в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 25.11.2022 N 711)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.26. Копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о многочисленных и (или) грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в средствах массовой информации, направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (военным прокурорам - через Главную военную прокуратуру) и информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.
4. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании".
5. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей