3.7. Правила подготовки нормативных правовых актов Роспотребнадзора и их государственной регистрации
3.7. Правила подготовки нормативных правовых актов
Роспотребнадзора и их государственной регистрации
Нормативные правовые акты Роспотребнадзора издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе Роспотребнадзора в пределах его компетенции.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Нормативные правовые акты Роспотребнадзора издаются в виде приказов, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а также правил, инструкций и положений, утверждаемых приказами.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы Роспотребнадзора не вправе издавать нормативные правовые акты.
Подготовка нормативных правовых актов Роспотребнадзора осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных актов:
- постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 N 72 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения".
Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта Роспотребнадзора подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Проект нормативного правового акта, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.
Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленной сферой его деятельности в 30-дневный срок от даты поступления.
В случае непредставления федеральным органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта нормативного правового акта Роспотребнадзора, либо замечаний к нему по истечении указанного срока, проект нормативного правового акта считается согласованным.
В случае представления федеральным органом исполнительной власти замечаний и возражений, выходящих за пределы установленной сферы деятельности федерального органа исполнительной власти, представившего их, такие замечания и возражения могут не учитываться Роспотребнадзором.
Согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
При наличии возражений проект нормативного правового акта визируется с замечаниями, которые оформляются на бланке федерального органа исполнительной власти, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к указанному проекту (его копии).
При наличии разногласий по проекту нормативного правового акта Роспотребнадзор обеспечивает обсуждение указанного проекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия федеральные органы исполнительной власти оформляют протоколы согласительных совещаний, которые подписываются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.
Нормативные правовые акты Роспотребнадзора подлежат государственной регистрации, если они:
а) содержат правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливают правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных Роспотребнадзору, а также устанавливают правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеют межведомственный характер, то есть содержат правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему Роспотребнадзора (двух или более федеральных органов исполнительной власти, издавших совместный нормативный правовой акт).
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует Правовое управление.
Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания должен быть завизирован начальником Правового управления с целью:
- проверки соответствия законодательству Российской Федерации;
- подтверждения необходимости (или отсутствия необходимости) направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
С целью проверки соответствия правилам русского языка проект нормативного правового акта визируется в Управлении кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и административной работы.
С целью недопущения включения в проект нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта нормативного правового акта используется методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2019 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в Правовое управление, эти проекты размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем Роспотребнадзора.
Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются Роспотребнадзором в Министерство юстиции Российской Федерации в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).
Подлинник нормативного акта визируется начальником Правового управления, на обороте каждого листа документа. Копия подлинника нормативного правового акта также должна содержать соответствующие визы начальника Правового управления. Нормативный правовой акт, созданный в форме электронного документа, визируется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
К нормативному правовому акту прилагается справка, подписанная начальником Правового управления Роспотребнадзора, содержащая:
- основания издания нормативного правового акта;
- сведения обо всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
- сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти;
- сведения о проведении независимой экспертизы на коррупциогенность с приложением копий экспертных заключений.
Сотрудник структурного подразделения, которому поручено представление нормативного правового акта на регистрацию в Минюст России, получает под расписку:
- в Отделе обеспечения документооборота и контроля исполнения документов - подлинник и 1 заверенную копию нормативного правового акта, оригинал и копию сопроводительного письма;
- в Правовом управлении - справку к нормативному правовому акту.
После получения указанных выше документов сотрудник структурного подразделения Роспотребнадзора, которому поручено представление нормативного правового акта, передает их в Минюст России; после передачи документов в Минюст России представляет в Отдел обеспечения документооборота и контроля исполнения документов копию сопроводительного письма с отметкой Минюста России о принятии нормативного правового акта на регистрацию. В течение всего срока регистрации в Минюсте России сотрудник соответствующего структурного подразделения осуществляет контроль за его прохождением. После завершения в Минюсте России процедуры регистрации нормативного правового акта Роспотребнадзора исполнитель в течение двух дней представляет подлинник документа с печатью Минюста России в Управление кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и административной работы.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в регистрации, подлежат опубликованию в порядке, установленном приказом Роспотребнадзора от 16.12.2005 N 797.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в том же порядке.
Роспотребнадзор осуществляет рассылку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
В Правовое управление Роспотребнадзора в обязательном порядке представляются копии всех издаваемых Роспотребнадзором постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, приказов, инструкций и положений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей