Информация Роскомнадзора "Роскомнадзор разъясняет требования к СМИ и вещателям относительно иноагентов"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ТРЕБОВАНИЯ К СМИ И ВЕЩАТЕЛЯМ ОТНОСИТЕЛЬНО ИНОАГЕНТОВ
Вступили в силу изменения в законодательство, регулирующее распространение сведений о лицах, признанных иностранными агентами, а также их материалов и сообщений на территории нашей страны.
В настоящее время определены следующие виды иностранных агентов:
1. НКО-иноагент - некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента. Ее деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Реестр ведется Минюстом России.
2. НОО-иноагент - незарегистрированное общественное объединение, выполняющее функции иностранного агента. Деятельность такого агента регламентирована Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Реестр ведет Минюст России, сведения из реестра должны быть размещены на официальном сайте ведомства.
3. Физлицо-иноагент - физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента. Эта категория попадает под действие Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Список физлиц-иноагентов ведет Минюст России, он также должен быть размещен в открытом доступе.
Обращаем внимание, что при распространении сведений об НКО-иноагенте, НОО-иноагенте, физлице-иноагенте, а также их материалов средства массовой информации обязательно должны указывать на то, что эти лица выполняют функции иностранного агента (ч. 9 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"). Действие этой нормы распространяется также на материалы и сообщения СМИ, размещаемые в социальных сетях и других площадках в интернете.
Форма указания и место его размещения определяется самостоятельно редакцией СМИ. Отсутствие такого указания является нарушением и средству массовой информации может быть выдано письменное предупреждение в порядке ст. 16 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Также предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц от 4 до 5 тысяч рублей, на юридических - от 40 до 50 тысяч рублей в соответствии с ч. 2.1, 2.2 и 2.3 ст. 13.15 КоАП РФ.
Таким образом, если редакция СМИ планирует распространить сведения о лицах, указанных в п. 1, 2 и 3, или их материалы, то обязательно необходимо указать, что они имеют статус "иностранного агента".
4. СМИ-иноагент - иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента. Деятельность СМИ-иноагентов регулируется ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Реестр СМИ-иноагентов ведет Минюст России, сведения размещены в открытом доступе.
Обращаем внимание, что в реестр СМИ-иноагентов могут быть включены сами информационные ресурсы, российские юридические лица, которые созданы для распространения материалов СМИ-иноагентов на территории России, а также физические лица.
Напоминаем, что сообщения и материалы СМИ-иноагента должны распространяться на территории России с соответствующей маркировкой. Данная норма закона призвана информировать аудиторию о том, что распространяемые этими СМИ материалы преследуют интересы других государств.
Порядок размещения маркировки и ее содержание утверждены Приказом Роскомнадзора N 124 от 23.09.2020. Обязанность по соблюдению требований к маркировке материалов и сообщений лежит на самих СМИ-иноагентах.
Вместе с тем, для лицензиатов-вещателей размещение такого указания при распространении материалов СМИ-иноагентов в эфире теле- и радиоканалов является лицензионным требованием согласно п. 4 ч. 9 ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
За его нарушение, в том числе несоответствие требованиям Приказа N 124 по форме, месту размещения или времени демонстрации маркировки, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на должностное лицо в размере от 3 до 4 тысяч рублей, на юридическое - от 30 до 40 тысяч рублей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей